г. Чита |
Дело N А19-10138/2009 |
21 июля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Т. О. Лешуковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. А. Ульзутуевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года по делу N А19-10138/2009 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области к Финансовому управлению Нижнеилимского района Иркутской области о признании незаконным бездействия
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск.
(суд первой инстанции судья Куклина Л. А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица: не явился,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (далее налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области (Финансовое управление, заинтересованное лицо), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45 и обязании Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4942, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2010 г. заявленные требования удовлетворены частично, в части признания незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45.
В удовлетворении требований налогового органа об обязании Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4942, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований налогового органа.
Заинтересованное лицо и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель и третье лицо обратились с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с п. 5 ст. 268, в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45 были удовлетворены требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск недоимки и пени по единому социальному налогу в сумме 304763 руб. 93 коп. и государственной пошлины в сумме 500 руб.
На основании указанного решения Арбитражным судом Иркутской области Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области выдан исполнительный лист N 4942.
27.06.2008 года данный исполнительный лист был предъявлен налоговым органом в Финансовое управление, что подтверждается заявлением от 24.06.2008 года N 06-11/27634р.
Судом первой инстанции установлено, что на момент вынесения решения указанные исполнительные документы Финансовым управлением не исполнены, лимиты на погашение задолженности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск не выделены, осуществление операций по лицевым счетам не приостановлено, денежные средства в доходы соответствующих бюджетов не поступили.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что бездействие Финансового управления противоречит 242.1, 242.2 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми регулируются отношения по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал, что требование налогового органа о об обязании Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4942, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45 удовлетворению не подлежит, как не обоснованное.
Суд апелляционной инстанции находит вышеуказанный вывод суда первой инстанции не правильным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пунктам 3, 4, 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.
Пункт 3 указанной статьи содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Как установлено материалами дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен Финансовым управлением в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть был принят к исполнению.
В соответствии с положениями частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заинтересованное лицо не исполнило в установленный законом трехмесячный срок свои обязательства - обязанности по уведомлению о неисполнении должником исполнительного листа и по приостановлению расходования средств на счетах.
Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не содержит каких либо условий для ее применения. Неисполнение должником в течении трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в данном случае Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск, до момента устранения нарушения.
Таким образом, финансовое управление не правомерно не приостановило операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4310, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2008 г. по делу N А19-17200/07-15.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены решения суда первой в части отказа в удовлетворении требований налогового органа.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года по делу N А19-10138/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года по делу N А19-10138/2009 в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области об обязании Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4942, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45 - отменить. В указанной части принять новый судебный акт.
Обязать Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Березка" п. Рудногорск до момента фактического исполнения исполнительного листа N 4942, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2008 г. по делу N А19-1737/08-45.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года по делу N А19-10138/2009 оставить без изменения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Т. О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10138/2009
Истец: МИ ФНС России N9 по Иркутской области, МИФНС N 11 по ИО и УОБАО, МИФНС N11 по ИО
Ответчик: Финансовое управление администрации Нижнеилимского района Иркутской области, Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области
Третье лицо: МДОУ ДСОТ "Березка", МДОУ детский сад "Березка" п. Рудногорск
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2627/10