г. Владивосток |
Дело |
24 июня 2011 г. |
N А59-151/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего З.Д. Бац
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
стороны не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-3587/2011
на решение от 20.04.2011
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-151/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Администрации города Южно-Сахалинска
к Управлению государственного автодорожного надзора по Сахалинской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Южно-Сахалинска (далее - администрация, администрация г. Южно-Сахалинска) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области к Управлению государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 09.08.2010 N 01.
Решением суда о 20.04.2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы администрации.
Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что выданное администрации предписание от 09.08.2010 N 01 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы администрации. Ссылаясь на приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200, регулирующий организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа, указал, что решением Верховного суда РФ от 04.02.2003 N ГКПИ 03-13 признаны соответствующими действующему законодательству положения Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте и установлено, что требования указанного приказа распространяются как на индивидуальных предпринимателей, так и на органы местного самоуправления.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, стороны явку своих представителей в суд не обеспечили.
От Управления через канцелярию суда в материалы дела поступило заявление о приобщении к материалам дела письмо генеральной прокуратуры от 13.05.2011 N 73/3-205-2011, письма Управления в адрес администрации муниципального образования "Город Южно-Сахалинск" от 01.04.2011 N 04-716, от 19.04.2011 N 04-711, которое судом рассмотрено и отклонено, поскольку заявителем не доказана невозможность представления указанных документов в суд первой инстанции. В то же время, по тексту заявления Управление просило рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа N 314/пров. от 05.07.2010 должностными лицами Управления проведена в отношении администрации г.Южно-Сахалинска проверка требований транспортного законодательства, в том числе, организации работы по транспортному обслуживанию населения и обеспечения безопасности дорожного движения, о чем был составлен акт N 04 от 09.08.2010.
В ходе проведения проверки Управлением установлен факт нарушения администрацией обязательных требований, установленных абзацами 1, 2, 6, 9 пункта 5 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, а именно: не проводилось систематическое изучение пассажиропотоков; нормирование скоростей движения автобусов на городских и пригородных автобусных маршрутах общего пользования; координация работы пассажирского автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта; не подтверждается документально наличие текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского и пригородного сообщения.
По результатам проведения проверки 09.08.2010 Управление выдало администрации предписание N 01, в котором обязало устранить выявленные нарушения и выполнить указанные в нем мероприятия, на основании абзацев 1, 2, 6, 9 пункта 5 Правил, в срок до 14.12.2010.
Посчитав, что предписание Управления от 09.08.2010 N 01 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Как следует из оспариваемого предписания, в его основу положено не выполнение администрацией г. Южно-Сахалинска требований абзацев 1, 2, 6, 9 пункта 5 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 (далее - Правила).
В соответствии с абзацами 1, 2, 6, 9 пункта 5 Правил организация пассажирских перевозок включает, в частности, систематическое изучение пассажиропотоков (абзац 1); нормирование скоростей движения автобусов (абзац 3); координацию работы пассажирского автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта (абзац 6); разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (абзац 9).
Согласно пунктам 1, 2 Правил, настоящие Правила устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта и других предприятий системы Министерства автомобильного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки. Они обязательны для выполнения всеми работниками системы министерства, имеющими отношение к работе пассажирского транспорта.
Таким образом, в силу прямого указания, требования указанных Правил устанавливают порядок работы эксплуатационных служб, транспортных управлений, автотранспортных предприятий и организаций, работников министерств, имеющих отношение к работе пассажирского автотранспорта, и не распространяются на органы местного самоуправления.
Кроме этого, данные Правила являются ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован. Соответственно, данные Правила не влекут правовых последствий и не могут являться основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них требований.
Исходя из вышеизложенного, коллегия считает, что администрация г. Южно-Сахалинска не может нести ответственность за нарушение указанных Правил, следовательно, указание в предписании Управления от 09.08.2010 N 01 на устранение администрацией нарушений требований абзацев 1, 2, 6, 9 пункта 5 Правил, является неправомерным.
Ссылка заявителя жалобы на решение Верховного суда РФ от 04.02.2003 N ГКПИ 03-13, которым признаны соответствующими действующему законодательству положения Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, и установлено, что требования указанного приказа распространяются как на индивидуальных предпринимателей, так и на органы местного самоуправления, коллегия отклоняет, поскольку данный судебный акт не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
В то же время, из предписания N 01 от 09.08.2010 следует, что администрацией нарушены требования пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), согласно которому вопросы местного значения городского округа включают, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Из материалов дела следует, что на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" действует утвержденный постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 25.03.2010 N 532 Порядок по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - Порядок).
Пунктом 1.1. Порядка определены основные положения транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах городского округа "Город Южно-Сахалинск", функции, обязанности и ответственность сторон, принимающих участие в транспортном обслуживании и в его организации в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, Уставом городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Отношения, возникающие в сфере транспортного обслуживания населения, регулируются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Сахалинской области, а также нормативными правовыми актами городского округа "Город Южно - Сахалинск" (пункт 1.2 Порядка).
Судом установлено, что решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 31.08.2005 N 1033/118вн-05-2 "О Программе развития пассажирского автотранспортного обслуживания населения до 2010 года" принята Программа развития пассажирского автотранспортного обслуживания населения до 2010 года. Мэром г. Южно-Сахалинска принято постановление от 30.08.2006 N 1596 "Об организации двустороннего движения транспорта в г. Южно-Сахалинске", Собранием городского округа "Город Южно-Сахалинск" принято решение от 30.07.2008 N11180/53-08-3 "О Программе обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период 2009-2011, и другие нормативные акты, устанавливающие организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Таким образом, администрацией г. Южно-Сахалинска соблюдены требования пункта 7 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, следовательно, вывод Управления о нарушении администрацией вышеуказанной нормы Закона N 131-ФЗ неправомерный.
На основании вышеизложенного, коллегия считает, что предписание Управления от 09.08.2010 N 01 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы администрации г. Южно-Сахалинска, в связи с чем у суда имелись основания для удовлетворения требования заявителя в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20.04.2011 по делу N А59-151/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-151/2011
Истец: Администрация города Южно-Сахалинск, Администрация города Южно-Сахалинска
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области