г. Саратов |
|
24 июня 2011 г. |
Дело N А06-50/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2011 г.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Жевак И.И., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потехиной А.В.,
при участии в судебном заседании представителя межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области Голубевой М.В., действующей на основании доверенности N 03-25/18617 от 06 октября 2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (г. Челябинск) на решение арбитражного суда Астраханской области от 31 марта 2011 г. по делу N А06-50/2011 (судья Гущина Т.С.)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (г. Челябинск)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (г. Ахтубинск Астраханской области)
об оспаривании решений регистрирующего органа о государственной регистрации о прекращении деятельности юридических лиц и о создании юридического лица; об исключении из ЕГРЮЛ записи о создании ООО "БЕКАР" за ГРН 1103022000564, о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о передаче регистрационного дела юридического лица, созданного путем реорганизации, в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица за ГРН 2103022012465; об обязании внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска обратилась в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Астраханской области о признании недействительными решений межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 15.07.2010 г. за N 404: о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридических лиц при реорганизации в форме слияния ООО "Голиаф" за ГРН 2103022012443, ООО "Медицина, производство и Ко" за ГРН 2103022012432, ООО Информационно-издательский центр по геологии и недропользованию "Геоинформмарк" за ГРН 2103022012421, ООО "Ультра" за ГРН 2103022012410; о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния ООО "БЕКАР"; об исключении из ЕГРЮЛ записи о создании ООО "БЕКАР" за ГРН 1103022000564 и записи о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о передаче регистрационного дела юридического лица, созданного путем реорганизации, в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица за ГРН 2103022012465; об обязании внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Заявленные требования рассмотрены судом с учетом заявления ИФНС России по Советскому району г. Челябинска от 31 января 2011 г. (л.д. 102-103).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 31 марта 2011 года инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска отказано в удовлетворении требований.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Астраханской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение арбитражного суда Астраханской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИФНС России по Советскому району г. Челябинска в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления N 99054. Определение суда апелляционной инстанции от 19 мая 2011 г. опубликовано на сайте суда в сети Интернет 20 мая 2011 г., что подтверждается отчетом о публикации судебного акта. При таких обстоятельствах заявитель имел реальную возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителя инспекции, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Заслушав представителя межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, ООО "Голиаф", ООО "Медицина, производство и Ко", ООО "Ультра", ООО Информационно-издательский центр по геологии и недропользованию "Геоинформмарк" приняли решения о реорганизации в форме слияния между собой и создании нового юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Бекар".
05 марта 2010 г. проведено общее собрание участников ООО "Голиаф", ООО "Медицина, производство и Ко", ООО "Ультра", ООО Информационно-издательский центр по геологии и недропользованию "Геоинформмарк", в соответствии с которым принято решение о реорганизации обществ в форме слияния и создании ООО "Бекар" с уставным капиталом 40 000 руб.
Каждое из реорганизуемых обществ обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
На основании представленных для государственной регистрации документов, регистрирующим органом, межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области, 15 июля 2010 были приняты Решения N 404 о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридических лиц при реорганизации в форме слияния ООО "Голиаф", ООО "Медицина, производство и Ко", ООО "Ультра", ООО Информационно-издательский центр по геологии и недропользованию "Геоинформмарк", и Решение N 404 о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица ООО "Бекар" путём реорганизации в форме слияния.
08 июля 2010 в межрайонную ИФНС России N 4 по АО было представлено заявление (форма N Р 12001 ) о государственной регистрации юридического лица ООО "Бекар", создаваемого путем реорганизации в форме слияния ООО "Голиаф", ООО "Медицина, производство и Ко", ООО "Ультра", ООО Информационно-издательский центр по геологии и недропользованию "Геоинформмарк", подписанное директором ООО "Бекар" Жмаковым Андреем Владимировичем. Заявление зарегистрировано инспекцией за входящим номером 404 от 08 июля 2010 г.
На регистрацию одновременно с заявлением были представлены Устав ООО "Бекар", решения о реорганизации юридического лица от 05 марта 2010 г. в количестве 4 шт. (по числу участников реорганизуемых лиц), протокол общего собрания участников реорганизуемых обществ., Устав ООО "Бекар", договор о слиянии от, передаточные акты в количестве 4 шт., справки из территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в количестве 4 штук, документ, подтверждающий уплату государственной пошлин, что подтверждается распиской от 08 июля 2010 г. зN 404.
Указанным заявлением Жмаков Андрей Владимирович подтвердил, что сведения, содержащиеся в представленных учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны. Подпись заявителя Жмакова А. В. заверена нотариусом Бибишевой Амалией Романовной.
На основании представленных для государственной регистрации документов, регистрирующим органом, межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области, 15 июля 2010 было принято Решение N 404 о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица ООО "Бекар" путём реорганизации в форме слияния.
Адрес места нахождения ООО "Бекар": 454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 58, оф. 10.
ООО "Бекар" зарегистрировано в качестве юридического лица 15 июля 2010 года и ему присвоен ОГРН 1103022000564, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 июля 2010 г.
После принятия указанного решения налоговым органом внесены в ЕГРЮЛ соответствующие записи, а само регистрационное дело направлено в регистрирующий орган - ИФНС России по Советскому району г. Челябинска - по месту регистрации общества.
На основании поступивших сведений, ООО "Бекар" поставлено на налоговый учет по месту нахождения в ИФНС России по Советскому району г. Челябинска.
В целях реализации приказа ФНС России от 06.11.2007 г. N ММ-4-09/30 @# "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное подразделение" ИФНС России по Советскому району г. Челябинска было проведено обследование места нахождения ООО "Бекар".
В результате осмотра территории, регистрирующим органом было установлено, что ООО "Бекар" по указанному в учредительных документах адресу не находится. По результатам обследования составлен протокол от 09 декабря 2010 г.
Как следует из заявления ИФНС по Советскому району г. Челябинска, по состоянию на 07.12.2010 г. ООО "Бекар" не представило в инспекцию ни одного отчета.
Полагая, что в связи с указанием недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица государственная регистрация данных сведений подлежит признанию недействительной, ИФНС по Советскому району г. Челябинска обратилась в арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также, - предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Закона.
Суд указал на то, что обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах, возлагается на лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации. Согласно письму Министерства по налогам сборам Российской Федерации от 25.12.2003 г. N 09-1-03/5891-АЦ386 "Об оформлении документов, представленных для государственной регистрации, на регистрирующий орган не возложена обязанность проводить юридическую экспертизу представленных на регистрацию документов.
Сам по себе факт отсутствия Общества по юридическому адресу на момент проведения инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска осмотра объекта не свидетельствует о том, что Общество не располагалось по указанному адресу в момент представления сведений на регистрацию.
Напротив, из акта проверки от 09 декабря 2010 г. следует, что по указанному выше адресу находится пятиэтажный жилой дом с административными помещениями, собственником которых является ООО "Урал ЛТД". Директор общества Короткова Т.А. подтвердила о достигнутой договоренности с ООО "Бекар" о заключении договора аренды после регистрации ООО "Бекар" по указанному адресу. После регистрации ООО "Бекар" отказалось заключить договор. Данное обстоятельство возникло после оспариваемой заявителем регистрации. ИФНС России по Заводскому району г. Челябинска не указывает на то, как данное обстоятельство могло повлиять на государственную регистрацию юридического лица, ООО "Бекар", при его создании.
На государственную регистрацию и внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния был представлен полный пакет документов, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ. Оснований для отказа в государственной регистрации, указанных в статье 23 указанного Закона, регистрирующий орган не установил.
Настоящий спор рассмотрен судом первой инстанции по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:
а) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ должно представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обосновать экономический характер спора, возникшего между двумя регистрирующими органами.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему в сфере регистрации юридических лиц законодательству.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 08.02.1998 N 14 - ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества. В случае принятия общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, решения о такой реорганизации и об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и передаточного акта избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о слиянии. Единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными актами.
Как указано в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции действующей на момент возникновения правоотношений) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган представляются в том числе: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт; е) документ об уплате государственной пошлины, ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 -8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных данным Законом.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В силу пункта 4.1 этой же статьи регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом, ООО "Бекар" представило в инспекцию полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ; в заявлении о государственной регистрации подтвердило, что сведения, содержащиеся в учредительных документах и заявлении, достоверны; подлинность подписи Жмакова А. В., лица, уполномоченного на подачу заявления по форме N Р 12001, засвидетельствована нотариусом Бибишевой Амалией Романовной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2011 г. N 129 - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Федеральным законом от 08.08.2011 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на регистрирующий орган не возложена.
Таким образом, у межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, дана полная и объективная оценка в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, что нашло отражение в обжалуемом решений суда первой инстанции. Нарушений норм материального права и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущенною. Оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда не имеется.
Апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Астраханской области от 31 марта 2011 года по делу N А06-50/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (г. Челябинск) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-50/2011
Истец: ИФНС России по Советскому району г. Челябинска
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3893/11