г. Чита |
Дело N а19-883/2011 |
23 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Клочковой Н.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУЗ "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2011 года по делу N А19-889/2011 по иску муниципального унитарного предприятия "Ритуал" (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523) к государственному учреждению здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (ОГРН 1023801538595, ИНН 3811033806), муниципальному учреждению здравоохранения Городской перинатальный центр г. Иркутска (ОГРН 1033801026313, ИНН 3808015003), муниципальному учреждению здравоохранения "МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО" г.Иркутска (ОГРН 1033801428330, ИНН 3810020427), муниципальному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 1 г.Иркутска" (ОГРН 1023801544469, ИНН 3811031492), муниципальному учреждению здравоохранения г.Иркутска "Городская Иваново-Матрёнинская детская клиническая больница" (ОГРН 1023801024060, ИНН 3809015944),
третье лицо - администрация г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271)
о взыскании 888 266,58 руб., (суд первой инстанции: Н.В. Хромцова),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Махняева В.В.,
установил
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" обратилось с иском к государственному учреждению здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, муниципальному учреждению здравоохранения Городской перинатальный центр г.Иркутска, муниципальному учреждению здравоохранения "МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО" г.Иркутска, муниципальному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 1 г.Иркутска", муниципальному учреждению здравоохранения г.Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница", при участии в деле администрации г.Иркутска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, о взыскании 855 500,89 руб. - основного долга по договорам N03/10, N04/10, N05/10, N06/10, N07/10 от 01 января 2010 года; 32 765,69 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании истец заявил об отказе от исковых требований в части взыскания с ответчиков 32 765,69 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 01 апреля 2011 года суд частичный отказ от требований принял, производство по делу в части требований муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г.Иркутска о взыскании с ответчиков 32 765,69 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами, прекратил. В оставшейся части исковые требования удовлетворил. Взыскал в пользу истца: с государственного учреждения здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы 296 455,79 руб. - основного долга; 6 968,12 руб. - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины;
с муниципального учреждения здравоохранения Городской перинатальный центр г.Иркутска 263 737,89 руб. - основного долга; 6 199,92 руб. - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины;
с муниципального учреждения здравоохранения "МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО" г.Иркутска 15 984,12 руб. - основного долга; 376,06 руб. - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины;
с муниципального учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 1 г.Иркутска" в пользу 139 661,50 руб. - основного долга; 3 282,96 руб. - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины;
с муниципального учреждения здравоохранения г.Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница" 139 661,50 руб. - основного долга; 3 282,96 руб. - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
Возвратил муниципальному унитарному предприятию "Ритуал" г. Иркутска из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 655,32 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение здравоохранения "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. Свои возражения поясняет тем, что суд не исследовал и не дал правовой оценки всем представленным документам и доказательствам, в результате чего сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам спора. Считает, что в соответствии с пунктом 23 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 12, 25, 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" Администрация г.Иркутска осуществляет организацию ритуальных услуг, создает и определяет порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, осуществляет содержание мест захоронения. Кроме того, суд не учел, что постановление Администрации г.Иркутска от 15 февраля 2010 года N 031-06-372/10 отменено лишь 23 июля 2010 года, т.е. оно действовало в течение периода, за который истцом предъявлены требования к ответчику по оплате услуг по договору.
В отзыве на апелляционную жалобу муниципальное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 1 г.Иркутска" считает изложенные в ней доводы законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения. В судебном заседании представитель доводы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем имеются соответствующие почтовые уведомления.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав истца, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 01 января 2010 года между муниципальным унитарным предприятием "Ритуал" (исполнителем) и государственным учреждением здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, муниципальным учреждением здравоохранения Городской перинатальный центр г.Иркутска , муниципальным учреждением здравоохранения "МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО" г.Иркутска, муниципальным учреждением здравоохранения г.Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница", Клинической больницей N 1 г.Иркутска (заказчиками) заключены договоры N03/10, N04/10, N05/10, N06/10, N07/10 соответственно аналогичного содержания, согласно которым исполнитель по заявкам заказчиков оказывает услуги по захоронению медицинских отходов органического происхождения на Александровском кладбище г.Иркутска.
Под одной единицей захоронения медицинских отходов органического происхождения принимается захоронение весом не более 60 кг. (пункты 1.3).
В соответствии с пунктами 3.1 договоров стоимость работ по захоронению медицинских отходов определяется согласно тарифам муниципального унитарного предприятия "Ритуал", утвержденным постановлением Мэра г.Иркутска на соответствующий период и объему фактически выполненных работ. Пунктами 3.2 обязанность расчетов по оплате услуг исполнителю возложена на третье лицо - Администрацию г.Иркутска в соответствии с договором на предоставление субсидий.
Постановлением Администрации г. Иркутска N 031-06-372/10 от 15 февраля 2010 года утверждено Положение, согласно которому затраты по захоронению отходов органического происхождения, образовавшихся в результате медицинской деятельности, компенсируются предприятиям, осуществляющим такую деятельность, в форме субсидий на основании заключенного между администрацией г.Иркутска и получателем субсидии договора на предоставление субсидии на условиях, установленных в приложении N 1 к Положению (пункты 2,5 Положения).
Приложением N 2 к Постановлению установлены фиксированные тарифы стоимости услуг захоронения медотходов. Во исполнение обязательств, принятых по договорам N 03/10, N 04/10, N 05/10, N 06/10, N 07/10 от 1 января 2010 года муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" оказало ответчикам услуги по захоронению медицинских отходов органического происхождения на общую сумму 855 500,89 руб., в том числе государственному учреждению здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы на сумму 296 455,79 руб., муниципальному учреждению здравоохранения Городской перинатальный центр г.Иркутска на сумму 263 737,98 руб., муниципальному учреждению здравоохранения "МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО" г. Иркутска на сумму 15 984,12 руб., Клинической больнице N 1 г. Иркутска на сумму 139 661,50 руб., муниципальному учреждению здравоохранения г. Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница" на сумму 139 661,50 руб.
Постановление Администрации г.Иркутска N 031-06-372/10 от 15 февраля 2010 года, предусматривающее оплату спорных услуг в виде представления истцу субсидий из бюджета города, отменено постановлением N 031-06-1658/10 от 23 июля 2010 года; расходы на предоставление субсидий исключены из бюджета г.Иркутска на 2010 год, в связи с чем, оплата спорных договоров в виде предоставления субсидий истцу администрацией не производилась.
Истец, считая, что ответчикам надлежит исполнить обязанность по оплате потребленных услуг по договорам N 03/10, N 04/10, N 05/10, N 06/10, N 07/10 от 1 января 2010 года, обратился в суд с иском о взыскании суммы долга.
Суд первой инстанции, проанализировав условия договоров, применив положения Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг, положения общей части Кодекса о возложении обязанностей на третье лицо, удовлетворил иск за счет средств заявленных ответчиков.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, полагая их соответствующими установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как следует из статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
В силу статьи 403 Кодекса должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Из анализа приведенных норм применительно к настоящему делу следует, что в случае неисполнения обязательств по оплате, возложенных ответчиками на администрацию г.Иркутска, ответственность должна возлагаться непосредственно на должников - получателей услуг.
При таких обстоятельствах выводы суда о необходимости удовлетворения иска за счет привлеченных ответчиков являются верными.
Ссылка в жалобе на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несостоятельна, поскольку положения пункта 23 части 1 статьи 16 не регулируют данные отношения. Согласно указанной нормы, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" раскрывает понятие медицинских отходов и дает их классификацию. Захоронение тела (останков) человека после его смерти регулируется положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Захоронение медицинских отходов не является ритуальными услугами, в связи с чем обязанности по возмещению затрат истца не подлежат возложению на орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах решение подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил
решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2011 года по делу N А19-883/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-883/2011
Истец: МУП "Ритуал"
Ответчик: здравоохранения "Городской перинатальный центр", здравоохранения "Клиническая больница N1 г. Иркутска", здравоохранения "Медсанчасть ИАПО", здравоохранения г. Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница", ГУ здравоохранени "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы"
Третье лицо: Администрация г. Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1903/11