"21" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Петрова М.М., представителя по доверенности N 07 от 01.01.2011,
от ответчика: Курбатова В.В., представителя по доверенности N 01-1/18-2403 от 05.08.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 апреля 2011 года по делу N А33-3051/2011, принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шиноремонтный завод" обратилось (далее - ООО "Шиноремонтный завод", заявитель) в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2011 N АТЗ-024/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 апреля 2011 года требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:
- общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами производства и потребления без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; судом не дана оценка действиям заявителя по образованию, накоплению и размещению отходов 1-5 класса опасности;
- временное накопление и хранение отходов до вывоза их заявителем также является размещением отходов.
Общество не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Шиноремонтный завод" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401795976.
Административным органом на основании распоряжения от 13.01.2011 N 024-р/п проведена плановая, документарная и выездная проверка соблюдения ООО "Шиноремонтный завод" требований законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ООО "Шиноремонтный завод" не получены лимиты на размещение отходов. В период с 01.07.2009 и по настоящее время, заявитель осуществляет свою деятельность без наличия лимитов на размещение отходов.
Усмотрев в действиях ООО "Шиноремонтный завод" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2011 N АТЗ-024/1.
Постановлением о назначении административного наказания от 01.03.2011 N АТЗ-024/1 ООО "Шиноремонтный завод" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 01.03.2011 N АТЗ-024/1, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решения, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и обществом не оспаривается.
Протокол об административном правонарушении от 01.10.2010 N О-572 составлен в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - главного инженера Белоцветова А.Н., действующего на основании доверенности от 13.01.2011 N 02. Факт надлежащего извещения законного представителя ООО "Шиноремонтный завод" о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении подтверждается извещением от 11.02.2011 N 03-1/27-793 с входящей отметкой ООО "Шиноремонтный завод" от 11.02.2011 (вх.N64). Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51-55).
Постановление о назначении административного наказания от 01.03.2011 N АТЗ-024/1 вынесено в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - главного инженера Белоцветова А.Н., действующего на основании доверенности от 13.01.2011 N 02, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Постановлением о назначении административного наказания от 01.03.2011 N АТЗ-024/1 ООО "Шиноремонтный завод" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления без лимитов на их размещение (л.д. 56-60).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.2 Кодекса несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).
Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (пункт 2 указанного Порядка).
В соответствии с пунктом 3 приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 настоящий Приказ вступает в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 вступил в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 07.02.2011 N 54 о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 N 461, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (22.02.2011) (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 14.02.2011).
В справке от 11.02.2011, акте проверки от 11.02.2011 N АТЗ-024, протоколе об административном правонарушении от 16.02.2011 N АТЗ-024/1 и постановлении о назначении административного наказания от 01.03.2011 N АТЗ-024/1 отражено, что в результате деятельности ООО "Шиноремонтный завод" образуются отходы:
- 1 класс: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
- 2 класс: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом;
- 3 класс: масла моторные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, обтирочный материалы, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более), отработанные масляные и топливные фильтры;
мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
- 4 класс: шины пневматические отработанные, лом и отходы, содержащие цветные металлы, отработанные накладки тормозных колодок, отработанные воздушные фильтры автомобильные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы (мусор) от уборки территории;
- 5 класс: абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов, лом черных металлов несортированный, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, остатки и огарки стальных сварочных электродов, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, золошлаки от сжигания Ирша - Бородинских углей, бой шамотного кирпича (л.д. 39-50, 34-38).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет накопление отходов как временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Суд апелляционной инстанции установил, что ООО "Шиноремонтный завод" накапливает и передает образовавшиеся отходы (в том числе первого класса опасности) по следующим договорам: договору на оказание услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 11.10.2010; договору на оказание услуг по приему отходов, применяемых для рекультивации от 29.12.2009; договору на оказание услуг по демеркуризации ртутьсодержащих ламп и утилизации металлической ртути от 01.07.2010 N 1-03-1320.
Суд первой инстанции правильно указал, что из материалов дела и оспариваемого постановления административного органа не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ, фактически осуществлялось накопление отходов.
Из справки от 11.02.2011 следует, что ООО "Шиноремонтный завод" относится к субъектам малого предпринимательства. По состоянию на 24.01.2011 среднесписочная численность на предприятии составила 100 человек (л.д. 40).
Следовательно, в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50, заявитель представляет в уполномоченный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на заявителя не распространяется.
Административным органом обществу вменено нарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по обращению с отходами производства и потребления без лимитов на их размещение, квалифицированное по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иного нарушения Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение административным органом в отношении ООО "Шиноремонтный завод" не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами производства и потребления без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; судом не дана оценка действиям заявителя по образованию, накоплению и размещению отходов 1-5 класса опасности; временное накопление и хранение отходов до вывоза их заявителем также является размещением отходов, подлежат отклонению как несостоятельные.
Таким образом, административный орган не доказал событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В связи с изложенным, основания для привлечения заявителя к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции установил основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю от 01.03.2011 N АТЗ-024/1 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" апреля 2011 года по делу N А33-3051/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3051/2011
Истец: ООО Шиноремонтный завод
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2049/11