г. Владимир
04 сентября 2009 г. |
Дело N А79-2083/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.09.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фирма "Акконд-агро"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2009
по делу N А79-2083/2009,
принятое судьей Юрусовой Н.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Фирма "Акконд-агро"
о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике и недействительными результатов оценки кадастровой стоимости земельного участка,
при участии:
от открытого акционерного общества "Фирма "Акконд-агро" - Чернева М.В. по доверенности от 13.03.2009;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике - не явились (уведомление N 06139);
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике" - не явились (уведомление N 06136),
и установил:
открытое акционерное общество "Фирма "Акконд-агро" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике (далее - Управление) по определению кадастровой стоимости земельного участка площадью 68731 кв.м с кадастровым номером 21:26:110108:78, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Янтиковский район, с. Янтиково, ул. Чапаева, д. 1, с применением среднего уровня кадастровой стоимости в размере 3451 руб. 95 коп. за один квадратный метр; о признании недействительными результатов оценки кадастровой стоимости указанного земельного участка, обозначенные в кадастровой выписке о земельном участке от 12.12.2008 N 26-16/08-4230; об обязании Управления произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка с применением среднего уровня кадастровой стоимости земли 326,68 руб. за один квадратный метр, внести соответствующие изменения в материалы государственного земельного кадастра и довести до сведения Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике результаты произведенной оценки.
Определением от 08.04.2009 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике").
Решением от 10.06.2009 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал Обществу в удовлетворении требований. При этом суд пришел к выводу, что действия Управления в области кадастровой оценки земельного участка соответствуют нормам земельного законодательства.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество в апелляционной жалобе указало, что является сельскохозяйственным предприятием; в качестве административного здания на земельном участке располагается только одноэтажное здание конторы (администрации предприятия).
По мнению заявителя, является ошибочным вывод суда о том, что спорный земельный участок имеет два вида разрешенного использования, поскольку только 9-й вид разрешенного использования содержит понятие административных зданий в связке со строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Более того, Управление письмом от 10.03.2008 N 05-06/566 признало факт неверного расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка и подтвердило его отнесение к 9 виду разрешенного использования с удельным показателем кадастровой стоимости 326 руб. 68 коп. за один квадратный метр.
С учетом приведенных обстоятельств Общество считает, что на него незаконно возложена дополнительная обязанность по уплате земельного налога в 2008 году.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.08.2009 объявлялся перерыв до 16 час. 45 мин. 02.09.2009.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Янтиковской районной администрации Чувашской Республики от 29.03.1993 N 48 "О закреплении земельных участков" за несельскохозяйственными предприятиями, организациями, учреждениями, указанными в приложении к постановлению, закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки, в том числе за ремонтно-техническим предприятием "Янтиковское ремтехпредприятие" - земельный участок площадью 13,02 га.
В соответствии с планом приватизации муниципального ремонтно-технического предприятия "Янтиковское ремтехпредприятие", утвержденным председателем Янтиковского районного комитета по управлению имуществом от 29.11.1993, предприятие преобразовано в акционерное общество "Техсервис", утвержден устав акционерного общества открытого типа "Техсервис".
Решением годового общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Техсервис" от 22.06.2006 утвержден Устав общества в новой редакции, изменено его наименование на открытое акционерное общество "Фирма Акконд-агро".
12.12.2008 Обществом получена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 21:26:110108:78, согласно которой удельный показатель кадастровой стоимости за один квадратный метр составляет 3451 руб. 95 коп. (графа 13), кадастровая стоимость земельного участка составляет 183 757 481 руб. 75 коп. (графа 12).
Посчитав, что Управлением неверно определена кадастровая стоимость данного земельного участка в 2008 году, вследствие чего в кадастр объектов недвижимости внесены недостоверные данные о кадастровой стоимости данного земельного участка, Общество оспорило его действия в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации 08.04.2000 принято постановление N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Такие Методические указания разработаны и утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2001 N 106 "О государственной кадастровой оценке земель" образована Правительственная комиссия по проведению государственной кадастровой оценки земель, а постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Чувашской Республики (приложение N 1), средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (приложение N 2); Управлению рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в материалы государственного земельного кадастра.
Приложением N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 определен состав видов разрешенного использования, согласно которому земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии относятся к 7-му виду разрешенного использования; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, - к 9-му виду разрешенного использования.
Сведения о категории и видах разрешенного использования земельных участков подлежат внесению в кадастр в соответствии с документами о предоставлении земельных участков уполномоченных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Янтиковской районной администрации Чувашской Республики от 29.03.1993 N 48 "О закреплении земельных участков" за несельскохозяйственными предприятиями, организациями и учреждениями, в том числе ремонтно-техническим предприятием "Янтиковское ремтехпредприятие", закреплены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для содержания и эксплуатации производственно-хозяйственных объектов и административных зданий.
Таким образом, органом местного самоуправления установлен вид разрешенного использования спорного земельного участка - "для содержания и эксплуатации производственно-хозяйственных объектов и административных зданий", исходя из содержания которого с учетом приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" земельный участок площадью 13,02 га имеет два вида разрешенного использования - 7-й и 9-й.
В приложении N 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" приведены средние уровни кадастровой стоимости земель: в кадастровом квартале 21:26:110108 села Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики средний уровень кадастровой стоимости земли с 7-м видом разрешенного использования составляет 3451 руб. 94 коп., с 9-м видом разрешенного использования - 326 руб. 68 коп.
Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка (13,02 га) был обоснованно применен средний уровень кадастровой стоимости земель для 7-го вида разрешенного использования, как имеющий наибольшее значение.
Довод Общества о незаконно возложенной на него дополнительной обязанности по уплате земельного налога в 2008 году во внимание не принимается по следующим основаниям.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Чувашской Республике в 2007 году осуществлена Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" на основании государственного контракта от 17.07.2007 N 6, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Расчеты кадастровой стоимости земель проводились в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, с применением специализированного программного обеспечения на основе собранной информации о факторах стоимости с применением методов статистического анализа и построением статистических моделей.
Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов отражены в отчете исполнителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля". Обобщенные показатели в виде средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в расчете на единицу площади в зависимости от видов разрешенного использования утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики".
Во исполнение пункта 2 указанного постановления результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов переданы Управлением 25.01.2008 в электронном виде и 06.02.2008 на бумажном носителе по акту приема-передачи в орган кадастрового учета - ФГУ "Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике" для внесения в сведения кадастра.
Сведения в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости, в том числе о видах разрешенного использования, вносятся в соответствии с положениями статей 14, 15, 17, 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", статей 4, 7, 16, 20-22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании поступающих в органы кадастрового учета документов.
В рассматриваемом случае сведения о разрешенном использовании земельного участка площадью 13,02 га с кадастровым номером 21:26:110108:78, предоставленного ремонтно-техническому предприятию "Янтиковское ремтехпредприятие", были внесены в кадастр в соответствии с той формулировкой вида разрешенного использования данного земельного участка, какая указана в постановлении Янтиковской районной администрации Чувашской Республики от 29.03.1993 N 48 "О закреплении земельных участков" - для содержания и эксплуатации производственно-хозяйственных объектов и административных зданий.
Таким образом, на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и внесения в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка площадью 13,02 га с кадастровым номером 21:26:110108:78 указанный земельный участок имел два вида разрешенного использования -7-й и 9-й.
Управление Роснедвижимости и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике" в самостоятельном порядке не вправе изменять вид разрешенного использования земельных участков. Такое полномочие предоставлено органам местного самоуправления в соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом Общество могло обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка был уточнен лишь постановлением главы Янтиковского района Чувашской Республики от 30.10.2008 N 440 на основании обращения Общества. Данным постановлением внесены изменения в постановление Янтиковской районной администрации Чувашской Республики от 29.03.1993 N 48 "О закреплении земельных участков", согласно которым ремонтно-техническое предприятие "Янтиковское ремтехпредприятие" заменено на Общество, площадь предоставленного Обществу земельного участка изменена на 68 731 кв.м, а также изменен вид разрешенного использования земельных участков - "для содержания и эксплуатации производственно-хозяйственных объектов".
С учетом постановления главы Янтиковского района Чувашской Республики от 30.10.2008 N 440 Управление Роснедвижимости и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике" произвели перерасчет кадастровой стоимости земельного участка по 9-му виду разрешенного использования с удельным показателем кадастровой стоимости 326 руб.68 коп. (кадастровый паспорт земельного участка по состоянию на 23.01.2009).
Вместе с тем, как правомерно отметил суд первой инстанции, последующее уточнение вида разрешенного использования спорного земельного участка не влияет на правильность определения кадастровой стоимости земельного участка и обоснованность внесения Управлением в 2007 году соответствующих сведений в кадастр объектов недвижимости.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые действия Управления Роснедвижимости, а также результаты оценки кадастровой стоимости спорного земельного участка не могут быть признаны незаконными ввиду отсутствия нарушения требований действующего законодательства и прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Чувашской Республики в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.06.2009 по делу N А79-2083/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фирма "Акконд-агро" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Фирма "Акконд-агро" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 02.07.2009 N 553.
Направить открытому акционерному обществу "Фирма "Акконд-агро" копию платежного поручения от 02.07.2009 N 553.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2083/2009
Истец: ОАО "АККонд-агро", ОАО "Фирма Акконд- арго"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ЧР, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по ЧП, ФГУ "Земельная кадастровая палата" Чувашская Республика