А74-4352/2011
"22" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца (Прокурора Республики Хакасия): Кузнецовой Н.В., удостоверение ТО 090838;
от третьего лица (Правительство Республики Хакасия): Занковец Ю.В. - представителя по доверенности от 17.01.2011;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "24" марта 2011 года по делу N А74-4352/2011, принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к муниципальному образованию Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, к некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка от 01.06.2010, заключенного муниципальным образованием Усть-Абаканский район и некоммерческой организацией "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" в отношении земельного участка, площадью 120001 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, образованного путем перераспределения земельных участков: части земельного участка с кадастровым номером 19:10:140701:3 площадью 69602 кв.м, и земельного участка площадью 50399 кв.м. из не разграниченных земель сельскохозяйственного назначения, о применении последствий недействительности ничтожной следки (с учетом уточнения), просит обязать некоммерческую организацию "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" возвратить муниципальному образованию Усть-Абаканский район земельный участок площадью 120001 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба; обязать муниципальное образование Усть-Абаканский район возвратить некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" сумму арендной платы в размере 19 754 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Хакасия, Государственный комитет по промышленности и экологии Республики Хакасия, Управление финансов администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 марта 2011 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, ответчик - некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" обратилась с апелляционной жалобой.
Не согласившись с данным решением, ответчик - некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" обратилась с апелляционной жалобой, указав следующие доводы:
- истец не представил доказательство того, что спорный договор нарушает государственные и общественные интересы или права и законные интересы неопределенного круга лиц и каким образом признание недействительным договора и применение последствий его недействительности повлекут восстановление нарушенных прав лиц, в защиту которых подан настоящий иск;
- к правоотношениям сторон подлежат применению положения Закона РФ "О недрах", исключительное право на пользование землей имеет обладатель лицензии, в связи с чем земельный участок не мог предоставляться по результатам торгов, в порядке, установленном законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- законодательством не предусмотрена обязательность перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного назначения до проведения аукциона на право пользования недрами.
От заявителя апелляционной жалобы поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал:
- земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться в целях недропользования, поэтому договор является недействительным;
- ссылка на статью 88 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятельна, так как данной нормой регулируется оборот земель промышленности;
- процедура предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения не соблюдена;
- правовой интерес прокурора в настоящем иске состоит в понуждении государственных органов и органов местного самоуправления к соблюдению закона и реализации принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель. Допущенные нарушения повлекли нарушение прав и законных интересов неопределенного круга ли, а также нарушение законных интересов общества и государств, то есть публичных интересов.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Республики Хакасия просит оставить обжалуемое решение без изменения, поддерживает позицию истца по делу.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2011 года удовлетворено ходатайство прокурора Республики Хакасия об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи. Арбитражному суду Республики Хакасия поручено провести организацию видеоконференц-связи в судебном заседании, проведение которого назначено на 15 июня 2011 года в 14 час. 00 мин.
В соответствии со статьей 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание Третьего арбитражного апелляционного суда 15 июня 2011 года проводилось путем использования системы видеоконференц-связи.
Арбитражным судом Республики Хакасия проверены полномочия представителей истца и Правительства Республики Хакасия
Иные лица, участвующие в деле, представителей не направили, отзывы не представили, извещены надлежащим образом.
Учитывая изложенное дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, приказом Государственного комитета по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия от 14.10.2008 N 196 некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" предоставлено право пользования недрами с целью добычи песчано-гравийных смесей в северо-восточной части участка II Ташебинского месторождения на территории муниципального образования Усть-Абаканский район сроком на 20 лет как победителю аукциона на право пользования данным участком недр.
Некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" 12.11.2008 выдана лицензия на право пользования недрами серии АБН N 80036 сроком действия до 12.11.2028 с целевым назначением и видами работ - добыча песчано-гравийных смесей в северо-восточной части участка II Ташебинского месторождения, в 1 км юго-западнее п. Ташеба.
Постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район от 29.12.2008 N 1516-п некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" утвержд?н акт выбора и обследования земельного участка от 19.12.2008 для добычи песчано-гравийной смеси в северо-восточной части участка II Ташебинского месторождения, расположенного по адресу: Республи ка Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, на площади 120 000 кв.м., согласовано место размещения объекта.
Постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский район N 1540-п от 07.10.2009 "Об образовании земельных участков" образован земельный участок площадью 120001 кв.м, расположенный по адресу: Республи ка Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, предназначенный для разработки и добычи песчано-гравийной смеси из земель сельскохозяйственного назначения путем перераспределения земельных участков: части земельного участка с кадастровым номером 19:10:140701:3 площадью 69602 кв.м, расположенного по адресу: Респ ублика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, и земельного участка площадью 50399 кв.м. из не разграниченных земель сельскохозяйственного назначения. Площадь оставшейся части земельного участка с кадастровым номером 19:10:140701:3, расположенного по адресу: Республи ка Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, считать 30419 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) N 10/10-2-2824 от 11.05.2010 земельный участок с кадастровым номером 19:10:140701:15 (предыдущий номер 19:10:140701:3), местоположение: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, площадью 120001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для разработки и добычи песчано-гравийной смеси, поставлен на кадастровый учет 20.11.2009.
01 июня 2010 года, на основании постановления главы муниципального образования Усть-Абаканский район N 1540-п от 07.10.2009 "Об образовании земельных участков", муниципальным образованием Усть-Абаканский район (арендодателем) в лице управления имущественных отношений и некоммерческой организацией "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 12001 кв.м, расположенный по адресу: Республи ка Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, предназначенный для разработки и добычи песчано-гравийной смеси из земель сельскохозяйственного назначения путем перераспределения земельных участков: части земельного участка с кадастровым номером 19:10:140701:3 площадью 69602 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, и земельного участка площадью 50399 кв.м. из не разграниченных земель сельскохозяйственного назначения, в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору.
Срок аренды участка устанавливается с 01.06.2010 по 01.05.2011 на 11 месяцев (пункт 2.1 договора).
Размер арендной платы за участок составляет 31042 руб. за период с 01.06.2010 по 01.05.2011 (пункт 3.1 договора). Приложением к договору является расчет арендной платы на 2010 год. В пункте 4.4.9 договора установлена обязанность арендатора осуществить перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения в пределах срока действия договора (до 01.05.2011). По акту приема-передачи земельного участка от 01.06.2010 указанный земельный участок передан арендодателем арендатору в аренду.
08.06.2010 Некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" обратилась в Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом с ходатайством о переводе земельного участка площадью 120 001 кв.м. (12га) с кадастровым N 19:10:140701:15, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, для приведения категории участка в соответствие с его разрешенным использованием из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для разработки и добычи песчано-гравийной смеси. К ходатайству приложен необходимый для решения данного вопроса пакет документов.
Письмом от 13.09.2010 N 210-1689-и Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом сообщил заявителю о приостановлении процедуры рассмотрения ходатайства от 08.06.2010.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.01.2011 по делу N А74-4197/2010 удовлетворены требования НО "МЖФ", признано незаконным решение Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом о приостановлении процедуры рассмотрения ходатайства, а также бездействие Правительства Республики Хакасия, выразившееся в уклонении от принятия решения по указанному ходатайству некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" от 08.06.2010, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Суд в своем решении обязал Правительство Республики Хакасия принять решение по указанному ходатайств у некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" от 08.06.2010 в двухмесячный срок с даты принятия решения судом.
На момент рассмотрения настоящего дела решение по ходатайству НО "МЖФ" о переводе земельного участка Правительством РХ не принято, перевод земельного участка с кадастровым номером 19:10:140701:15 из земель сельхозназначения не осуществлен.
При таких обстоятельствах прокурор Республики Хакасия обратился с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с правилами статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом.
В соответствии с рекомендациями, содержащимися в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не исключается возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы земельного законодательства. В пункте 8 данной статьи в качестве принципа земельного законодательства указано деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли сельскохозяйственного назначения), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Частью 2 указанной нормы установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Из анализа указанных норм следует, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его использования для разработки и добычи полезных ископаемых без перевода в земли иных категорий.
Частью 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ также установлен принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) N 10-09-2-7126 от 20.11.2009, N 10/10-2-2824 от 11.05.2010 земельный участок с кадастровым номером 19:10:140701:15 (предыдущий номер 19:10:140701:3), местоположение: Республи ка Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, площадью 120001, относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование участка - для разработки и добычи песчано-гравийной смеси. Из постановления Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район N 1540-п от 07.10.2010 "Об образовании земельных участков", а также из договора аренды земельного участка от 01.06.2010 следует, что образованный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, предоставлен для разработки и добычи песчано-гравийной смеси. Из текста заключенного договора аренды от 01.06.2009 следует, что участок передан ответчику для этой же цели с учетом обязанности НО "МЖФ" произвести перевод земельного участка в земли промышленности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую" (далее Закон). Случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены статьей 7 Закона.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства (подпункт 2 пункта 4 статьи 3 Закона).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
Доказательств перевода указанного земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, не может быть предоставлен для разработки и добычи песчано-гравийной смеси без его перевода в земли иных категорий, а поэтому предоставление некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" данного земельного участка для разработки и добычи песчано-гравийной смеси осуществлено с нарушением правового режима, а именно - пункта 3 статьи 129, пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7, статей 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод о бездействии Правительства Республики Хакасия в отношении перевода земельного участка с кадастровым номером 19:10:140701:15, как не имеющий правового значения, поскольку на момент заключения договора участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, и поэтому его предоставление в аренду могло быть осуществлено только в соответствии со специальным законом.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентировано, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Доказательства соблюдения указанной процедуры в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в данном случае рассматриваемые отношения имеют особый порядок регулирования, к возникшим правоотношениям должны применяться нормы Закона Российской Федерации "О недрах", основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку действующим законодательством не предусмотрены исключения из изложенных выше правил.
Поскольку договор аренды земельного участка от 01.06.2010, заключен муниципальным образованием Усть-Абаканский район и некоммерческой организацией "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" с нарушением закона и установленного законом запрета на использование земель сельскохозяйственного назначения иным образом кроме как для сельскохозяйственного производства, в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ договор аренды земельного участка от 01.06.2010 является недействительным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Цель двусторонней реституции - приведение сторон сделки в первоначальное положение.
По договору аренды земельного участка от 01.06.2010 некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" получила от муниципального образования Усть-Абаканский район по акту приема-передачи земельный участок общей площадью 120001 кв.м с кадастровым номером 19:10:140701:15, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба. Муниципальное образование Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район в счет исполнения договора аренды земельного участка от 01.06.2010 получило денежные средства, уплаченные в счет арендной платы, в размере 19 754 руб., что подтверждается платежными поручениями: N 4644 от 07.12.2010 на сумму 2 822 руб., N 4128 от 03.11.2010 на сумму 5 644 руб., N 3400 от 15.09.2010 на сумму 8 466 руб., N 23 от 11.01.2011 на сумму 2 822 руб. (т.1 л.д. 102-105) В платежных поручениях в качестве получателя платежа указано управление имущественных отношений администрации МО Усть-Абаканский район.
Поскольку договор аренды земельного участка от 01.06.2010 признан недействительным, стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке, а именно: некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" обязана возвратить муниципальному образованию Усть-Абаканский район земельный участок общей площадью 120001 кв.м, с кадастровым номером 19:10:140701:15, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 1 км южнее п. Ташеба, а муниципальное образование Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений обязано возвратить некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" перечисленную в счет исполнения договора арендную плату в размере 19 754 руб., то есть денежные средства в сумме 19 754 руб. подлежат взысканию с муниципального образования Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Усть-Абаканский район.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не представил доказательств того, что спорный договор нарушает государственные и общественные интересы или права и законные интересы неопределенного круга лиц и каким образом признание недействительным договора и применение последствий его недействительности повлекут восстановление нарушенных прав лиц, в защиту которых подан настоящий иск, подлежат отклонению в силу следующего.
Как следует из статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в части 1 указанной статьи.
В соответствии со статьями 27 и 35 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации", части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Поскольку оспариваемая сделка заключена органом местного самоуправления, прокурор в силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе оспаривать договор аренды от 01.06.2010.
Установленные Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами правила целевого использования и оборота земельных участков, принципы публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, а также субъектами экономической деятельности.
При обращении прокурора в арбитражный суд правовой интерес прокурора состоит в понуждении государственных органов и органов местного самоуправления к соблюдению закона и реализации принципа сочетания интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель. Допущенные нарушения повлекли нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также нарушение законных интересов общества и государства, то есть публичных интересов, надзор за соблюдением которых осуществляет прокурор в рамках возложенных на него полномочий.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "24" марта 2011 года по делу N А74-4352/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4352/2010
Истец: Прокурор Республики Хакасия
Ответчик: МО Усть-Абаканский район в лице Управление имущественных отношений администрации МО Усть-Абаканский район, МО Усть-Абаканский р-н, НО "Муниципальный жилищный фонд города Абакана", НО МЖФ города Абакана, Управление имущественных отношений администрации МО Усть-Абаканский р-н
Третье лицо: Администрация МО Усть-Абаканский район, Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район, Государственный комитет по промышленности и экологии Республики Хакасия, Государственный комитет по промышленности и экологии РХ, Правительство Республики Хакасия, Управление финансов администрации МО Усть-Абаканский р-н, Управление финансов администрации муниципального образования Усть-Абаканский район
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2001/11