г. Владивосток |
Дело |
24 июня 2011 г. |
N А51-4242/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Госпаревич
при участии
от истца - Польшин Д.А. (приказ N 35 от 06.10.2009);
от ФГУ "Управление ТОФ" - Коробицкий А.А. (дов. от 02.09.2010 N 230);
от Минобороны РФ - Коробицкий А.А. (дов. от 19.05.2011 N 212/4034);
от третьего лица - Воеводина О.В. (дов. от 11.04.2011 N 20-11-29/23);
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФГУ "Управление Тихоокеанского флота", Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционные производства N 05АП-3832/2011, 05АП-3951/2011
на решение от 12.05.2011
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-4242/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску ООО "Тихоокеанская инженерная компания" (ОГРН 1052503708762, ИНН 2538089225, место нахождения: Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 83, 302/8)
к ФГУ "Управление Тихоокеанского флота", Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: г.Москва, ул.Знаменка, 19)
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, ИНН 2536052276, место нахождения: Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 69)
о взыскании 99 122 руб. 33 коп.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тихоокеанская инженерная компания" обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному учреждению "Управление Тихоокеанского флота", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 99 122 рублей 33 копеек задолженности по государственным контрактам N ТН-1-17/Ф от 03.12.2007, N 0560/39 от 16.06.2008, N 0812/47 от 26.06.2008, N 0851/49 от 26.06.2008, N 02278/50 от 18.08.2008.
Решением от 12.05.2011 с Федерального государственного учреждения "Управление Тихоокеанского флота" в пользу ООО "Тихоокеанская инженерная компания" взыскано 99 122 руб. 33 коп. основного долга. В случае недостаточности денежных средств учреждения взыскано с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю и ФГУ "УТОФ" обратились с апелляционными жалобами.
Обжалуя решение суда, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю в апелляционной жалобе просит его отменить в части взыскания денежных средств за счет казны Российской Федерации, исключив из резолютивной части решения указание на казну Российской Федерации. В обоснование жалобы заявитель указывает, что по настоящему спору отношения являются гражданско-правовыми и связаны с неисполнением обязательств по заключенным контрактам. По мнению заявителя, формулировка судебного акта, предусматривающая взыскание денежных средств с главного распорядителя соответствующего бюджета и за счет казны, противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение суда, ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование жалобы указывает, что задолженность возникла в связи с применением завышенных нормативов затрат на содержание службы заказчика-застройщика Минобороны РФ, что подтверждается актом проверки отдельных вопросов производственной и финансово-хозяйственной деятельности отдела капитального строительства Тихоокеанского флота (войсковой части 51319), проведенной в период с 27.10.2009 по 10.11.2009 Финансовой инспекцией Минобороны.
Истец считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение проверяется в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.12.2007 между ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" (заказчик), войсковой частью 36005 (плательщик) и ООО "Тихоокеанская инженерная компания" (исполнитель) заключен государственный контракт N ТН-1-17/Ф, согласно предмету которого исполнитель в счет стоимости работ, оговоренной в статье 3 настоящего контракта, выполнит собственными силами и средствами работы по осуществлению функций контроля и надзора за капитальным ремонтом объекта "отдельно стоящего здания хранилища N 1,17, Приморский край, г.Фокино (п.Шимиуза)" - 2-ой пусковой комплекс, шифр объекта 1427-4(1,17)" в объеме, предусмотренном государственным контрактом с момента его заключения до ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3.1 контракта стоимость работ составляет 91 000 рублей. Стоимость работ по настоящему контракту может уточняться в зависимости объема финансирования капитального ремонта из средств федерального бюджета и оформляется дополнительным соглашением к настоящему Контракту. Цена контракта не может быть изменена в одностороннем порядке (п.3.5).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта денежные средства перечисляются на расчетный счет исполнителя плательщиком по счетам-фактурам и актам выполненных работ (Приложение N 2) акцептованных к оплате заказчиком в пределах средств, предусмотренных настоящим контрактом, в зависимости от фактически выполненных объемов работ по объекту.
Во исполнение условий контракта ООО "Тихоокеанская инженерная компания" оказало услуги по осуществлению технического контроля за ремонтно-строительными работами. Заказчиком услуги ООО "Тихоокеанская инженерная компания" по техническому контролю и приемке работ приняты без замечаний и претензий, что подтверждается подписанными уполномоченным представителем заказчика и исполнителя актами выполненных работ N 1/36 от 19.08.2008, 2/36 от 26.08.2008, N 3/36 от 06.10.2008, 4/36 от 31.10.2008, N 5/36 от 18.12.2008, N 6/36 от 22.07.2009, N 6/36 от 24.12.2009 на общую сумму 91 000 рублей.
ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" выставленные счета оплачены частично на сумму 49 436 рублей 10 копеек, задолженность составила 41 563 руб. 90 коп.
16.06.2008 между ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" (заказчик), войсковой частью 36005 (плательщик) и ООО "Тихоокеанская инженерная компания" (исполнитель) заключен государственный контракт N 0560/39, согласно предмету которого исполнитель в счет стоимости работ, оговоренной в статье 3 настоящего контракта, выполнит собственными силами и средствами работы по осуществлению функций контроля и надзора за капитальным ремонтом объекта "Капитальный ремонт здания для размещения санитарно - эпидемиологического учреждения ТОФ, здание N 8, войсковая часть 60174, Приморский край, г.Владивосток. Комплексный ремонт здания, ремонт скатной кровли, ремонт фасада, устройство ОПС (шифр объекта 05-60)" в объеме, предусмотренном государственным контрактом с момента его заключения до ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3.1 контракта стоимость работ составляет 265 165 руб. 68 коп. Стоимость работ по настоящему контракту может уточняться в зависимости объема финансирования капитального ремонта из средств федерального бюджета и оформляется дополнительным соглашением к настоящему Контракту. Цена контракта не может быть изменена в одностороннем порядке (п.3.5).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта денежные средства перечисляются на расчетный счет исполнителя плательщиком по счетам-фактурам и актам выполненных работ (Приложение N 2) акцептованных к оплате заказчиком в пределах средств, предусмотренных настоящим контрактом, в зависимости от фактически выполненных объемов работ по объекту.
Во исполнение условий контракта ООО "Тихоокеанская инженерная компания" оказало услуги по осуществлению технического контроля за ремонтно-строительными работами. Заказчиком, услуги ООО "Тихоокеанская инженерная компания" по техническому контролю и приемке работ, приняты без замечаний и претензий, что подтверждается подписанными уполномоченным представителем заказчика и исполнителя актами выполненных работ N 1/39 от 29.07.2008, 2/39 от 26.08.2008, N 3/39 от 15.09.2008, N 5/39 от 26.12.2008 на общую сумму 58 715 руб. 81 коп.
ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" выставленные счета оплачены частично на сумму 44 159 руб.19 коп., задолженность составила 14 556 руб. 62 коп.
26.06.2008 между ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" (заказчик), войсковой частью 36005 (плательщик) и ООО "Тихоокеанская инженерная компания" (исполнитель) заключен государственный контракт N 0812/47, согласно предмету которого исполнитель в счет стоимости работ, оговоренной в статье 3 настоящего контракта, выполнит собственными силами и средствами работы по осуществлению функций контроля и надзора за капитальным ремонтом объекта "Капитальный ремонт здания по ул.Лазо, 12, г.Владивосток, Приморский край. Комплексный ремонт здания, ремонт рулонной кровли, устройство ОПС (шифр объекта 08-12)" в объеме, предусмотренном государственным контрактом с момента его заключения до ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3.1 контракта стоимость работ составляет 210 951 руб. 39 коп. Стоимость работ по настоящему контракту может уточняться в зависимости объема финансирования капитального ремонта из средств федерального бюджета и оформляется дополнительным соглашением к настоящему Контракту. Цена контракта не может быть изменена в одностороннем порядке (п.3.5).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта денежные средства перечисляются на расчетный счет исполнителя плательщиком по счетам- фактурам и актам выполненных работ (Приложение N 2) акцептованных к оплате заказчиком в пределах средств, предусмотренных настоящим контрактом, в зависимости от фактически выполненных объемов работ по объекту.
Во исполнение условий контракта ООО "Тихоокеанская инженерная компания" оказало услуги по осуществлению технического контроля за ремонтно-строительными работами. Заказчиком, услуги ООО "Тихоокеанская инженерная компания" по техническому контролю и приемке работ, приняты без замечаний и претензий, что подтверждается подписанными уполномоченным представителем заказчика, актами выполненных работ N 1/47 от 29.07.2008, N 2/47 от 26.08.2008, N 3/47 от 24.12.2008 на общую сумму 32 323 руб. 73 коп.
ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" выставленные счета оплачены частично на сумму 21 146 руб. 91 коп., задолженность составила 11 176 руб. 82 коп.
26.06.2008 между ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" (заказчик), войсковой частью 36005 (плательщик) и ООО "Тихоокеанская инженерная компания" (исполнитель) заключен государственный контракт N 0851/49, согласно предмету которого исполнитель в счет стоимости работ, оговоренной в статье 3 настоящего контракта, выполнит собственными силами и средствами работы по осуществлению функций контроля и надзора за капитальным ремонтом объекта "Капитальный ремонт, благоустройство территории войсковой части, 51УО, в/г 12, в/ч 25151 (шифр объекта 08-51)" в объеме, предусмотренном государственным контрактом с момента его заключения до ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3.1 контракта стоимость работ составляет 112 860 руб. 90 коп. Стоимость работ по настоящему контракту может уточняться в зависимости объема финансирования капитального ремонта из средств федерального бюджета и оформляется дополнительным соглашением к настоящему Контракту. Цена контракта не может быть изменена в одностороннем порядке (п.3.5).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта денежные средства перечисляются на расчетный счет исполнителя плательщиком по счетам- фактурам и актам выполненных работ (Приложение N 2) акцептованных к оплате заказчиком в пределах средств, предусмотренных настоящим контрактом, в зависимости от фактически выполненных объемов работ по объекту.
Во исполнение условий контракта ООО "Тихоокеанская инженерная компания" оказало услуги по осуществлению технического контроля за ремонтно-строительными работами. Заказчиком, услуги ООО "Тихоокеанская инженерная компания" по техническому контролю и приемке работ, приняты без замечаний и претензий, что подтверждается подписанными уполномоченным представителем заказчика, актами выполненных работ N 1/49 от 31.07.2008, N 2/49 от 19.08.2008, N 3/49 от 19.12.2008 на общую сумму 121 427 рублей 09 копеек.
ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" выставленные счета оплачены частично на сумму 110 389 руб. 26 коп., задолженность составила 11 037 руб. 83 коп.
18.08.2008 между ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" (заказчик), войсковой частью 36005 (плательщик) и ООО "Тихоокеанская инженерная компания" (исполнитель) заключен государственный контракт N 02278/50, согласно предмету которого исполнитель в счет стоимости работ, оговоренной в статье 3 настоящего контракта, выполнит собственными силами и средствами работы по осуществлению функций контроля и надзора за капитальным ремонтом объекта "Капитальный ремонт госпиталя, зд. 26, в/ч 20288 г.Фокино, Приморский край. Комплексный ремонт инфекционного отделения - 1 пусковой комплекс, терапевтического отделения, лаборатории - 2 пусковой комплекс, ремонт наружного канализационного коллектора L-850 м.п. с монтажом хлораторной станции - 3 пусковой комплекс (шифр объекта 02-278)" в объеме, предусмотренном государственным контрактом с момента его заключения до ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 3.1 контракта стоимость работ составляет 57 282 руб. 40 коп. Стоимость работ по настоящему контракту может уточняться в зависимости объема финансирования капитального ремонта из средств федерального бюджета и оформляется дополнительным соглашением к настоящему Контракту. Цена контракта не может быть изменена в одностороннем порядке (п.3.5).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта денежные средства перечисляются на расчетный счет исполнителя плательщиком по счетам- фактурам и актам выполненных работ (Приложение N 2) акцептованных к оплате заказчиком в пределах средств, предусмотренных настоящим контрактом, в зависимости от фактически выполненных объемов работ по объекту.
Во исполнение условий контракта ООО "Тихоокеанская инженерная компания" оказало услуги по осуществлению технического контроля за ремонтно-строительными работами. Заказчиком, услуги ООО "Тихоокеанская инженерная компания" по техническому контролю и приемке работ, приняты без замечаний и претензий, что подтверждается подписанными уполномоченным представителем заказчика, актами выполненных работ N 1/50 от 27.08.2008, N 2/50 от 29.09.2008, N 3/50 от 19.12.2008 на общую сумму 120 530 руб. 96 коп.
ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" выставленные счета оплачены частично на сумму 99 743 руб. 80 коп., задолженность составила 20 787 руб. 16 коп.
Неоплата задолженности по государственным контрактам в общей сумме 99122 руб. 33 коп. послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К подрядным работам для государственных нужд применяются общие положения о подряде (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Поскольку факт выполнения работ по государственным контрактам документально подтвержден, а доказательств их оплаты в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о правомерности предъявленных требований на основании статей 309, 310, 702, 711, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так как плательщик по контрактам - войсковая часть 36005 не обладает статусом юридического лица, что подтверждается Свидетельством от 02.12.2004 серии 25 N 02339139, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что приобретателем по контрактам является ФГУ "Управление Тихоокеанского флота", в интересах которого заключены контракты.
Ссылки ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" на акт проверки, проведенной Финансовой инспекцией Минобороны в период с 27.10.2009 по 10.11.2009, судом не принимаются.
Статьей 767 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, допускаются по соглашению сторон только в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2008 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Из характера отношений сторон следует, что пункт 2.1 части 2 статьи 55, а также части 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ к правоотношениям сторон не применимы.
В пункте 3.5 контрактов стороны предусмотрели, что цена контракта не может быть изменена в одностороннем порядке. Согласно п.п. 14.1-14.3 контрактов изменение условий контракта или его расторжение возможны по соглашению сторон, все изменения и дополнения к контракту считаются действительными, если они оформлены письменно и подписаны сторонами.
Как следует из материалов дела, соглашения об изменении стоимости контрактов сторонами не заключались.
При таких обстоятельствах акт проверки не может являться обстоятельством, изменяющим цену государственных контрактов.
Доводы апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Приморскому краю подлежат отклонению по следующим основаниям.
Поскольку Минобороны РФ является учредителем ФГУ "Управление Тихоокеанского флота", главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению, имущество учреждения находится в федеральной собственности (раздел 2 Положения о ФГУ "УТОФ", утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 324), суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абз. 8 п. 4, абз. 3 п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ", правомерно пришел к выводу о взыскании в случае недостаточности денежных средств у ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" с Минобороны РФ за счет казны РФ. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на исключение из резолютивной части решения слов "за счет казны РФ" фактически направлена на иное толкование норм бюджетного законодательства.
С учётом изложенного доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.05.2011 по делу N А51-4242/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4242/2011
Истец: ООО Тихоокеанская инженерная компания
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, ФГУ Управление Тихоокеанкого флота
Третье лицо: Министерство финансов в лице Управления Федерального Казначейства по ПК, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14131/11
18.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14131/2011
05.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4051/11
24.06.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3832/11