г. Томск |
Дело N 07АП-4138/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Л. И. Ждановой
С. В. Кривошеиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И. Н. Тугариновой, с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: Зуев В. В., свидетельство от 10.11.2004, паспорт; Кухарчук А. Г. по доверенности от 12.01.2011, паспорт;
от заинтересованного лица: Бердников Д. В. по доверенности N 31/Д-164 от 21.12.2010, удостоверение;
от третьего лица: Бердников Д. В. по доверенности N 01-23-2987 от 29.12.2010, удостоверение;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска
на решение арбитражного суда Новосибирской области от 28.03.2011 года по делу N А45-433/2011 (судья Л. П. Куст)
по заявлению индивидуального предпринимателя Зуева Владислава Валерьевича к Департаменту земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска о признании незаконными действий,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Мэрия г. Новосибирска,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Зуев Владислав Валерьевич (ОГРН 304540731500017) (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Департамент).
Решением арбитражного суда от 28.03.2011 г. признаны незаконными действия Департамента в выдаче проекта договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. 2-я Станционная, д. 33/4, площадью 4 666 кв. м., кадастровый номер 54:35:061490:344 на условиях о цене, составляющей сумму 982 711,16 рублей, как несоответствующей выкупной цене по ставке 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Также суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения путем выдачи Предпринимателю проекта договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. 2-я Станционная, д. 33/4, площадью 4 666 кв. м., кадастровый номер 54:35:061490:344 с учетом исчисления выкупной цены по ставке 2,5% кадастровой стоимостью земельного участка, в размере 338 865,98 рублей.
Не согласившись с данным решением суда, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Предпринимателю в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что Предпринимателем избран неверный способ защиты; здание, собственником которого является Предприниматель, не входило в перечень приватизируемого имущества; судом неправильно определена выкупная цена земельного участка.
Предприниматель считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, при этом согласен с доводом Департамента о том, что судом неправильно определена выкупная цена земельного участка.
В судебном заседании представители Департамента и Мэрии г. Новосибирска поддержали доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предпринимателю принадлежит на праве собственности здание площадью 638,2 кв.м., инв. N ф-000243-002, литер 2, этажность: 1-2 с местоположением: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. 2-я Станционная, дом 33/4, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 54-01/00-118/2002-298, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54 АГ 033633.
Предприниматель владеет и пользуется земельным участком на основании договора аренды земельного участка N 30371 от 16.01.2003.
04.08.2010 Предприниматель обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска с письмом N 31-22594 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:344, одновременно просил произвести расчет выкупной цены с учетом пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Постановлением N 1745 от 13.09.2009 Предпринимателю был предоставлен в собственность земельный участок в Ленинском районе.
Письмом от 07.10.2010 Предпринимателю был выдан на подпись договор купли-продажи земельного участка N 8634, в котором выкупная цена составила не 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:344 (338 865,98 рублей), а 982 711,16 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Департамента по выдаче проекта договора купли-продажи земельного участка с условием о цене составляющей сумму 982 711,16 рублей, не соответствующим выкупной цене по ставке 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
В дальнейшем предприниматель уточнил свои требования.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что действующим законодательством установлена льготная ставка для определения выкупной цены спорного земельного участка.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
При этом положения пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ не содержат исключения по субъектному составу лиц, которым может быть предоставлен земельный участок в собственность с применением льготного порядка расчетов. Такими лицами могут являться как непосредственно получившие объект недвижимости в собственность в результате приватизации, так и иные лица, в последующем приобретшие данное имущество на законных основаниях.
Из материалов дела следует, что Предприниматель приобрел здание площадью 638,2 кв.м., инв. N ф-000243-002, литер 2, этажность: 1-2 с местоположением: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. 2-я Станционная, дом 33/4 в результате проведенных торгов по продаже имущества ЗАО "Проектно-строительная фирма "Ремстройпроект" (протокол аукциона N А-18/01 от 02.04.2001, протокол о результатах торгов N А-18/01-1 от 02.04.2001, акт N 1 от 16.04.2001).
Ранее указанное недвижимое имущество было приватизировано правопредшественником ЗАО "Проектно-строительная фирма "Ремстройпроект", что подтверждается договором о выкупе государственного имущества от 24.12.1990 с приложениями, государственным актом о выкупе имущества государственного предприятия от 24.12.1990, решением исполнительного комитета СНД Ленинского района г. Новосибирска от 19.02.1991 N 83, постановлением Администрации Ленинского района г. Новосибирска N 955/4 от 29.12.1992.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что принадлежащее Предпринимателю здание не могло быть включено в договор о выкупе государственного имущества от 24.12.1990, поскольку согласно техническому паспорту было возведено только в 1991 году.
Согласно пункту 9.2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, год постройки, указываемый в техническом паспорте, является годом приемки объекта в эксплуатацию.
При этом положения пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ не содержат исключения в отношении приватизированного объекта незавершенного строительства.
О том, что принадлежащее Предпринимателю здание являлось недостроенным, и в таком виде было приватизировано, свидетельствует приложение N 5 к договору о выкупе государственного имущества от 24.12.1990.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что принадлежащее Предпринимателю здание не входило в перечень приватизируемого имущества.
Также судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы Департамента о том, что Предпринимателем избран неверный способ защиты.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Выбор способа защиты права лежит на заявителе, а с учетом положения статьи 45 Конституции РФ допускается защита своих прав любым способом.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, Предприниматель выбрал способ защиты, предусмотренный законодательством.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Предпринимателя и признал незаконными действия Департамента.
Вместе с тем, в резолютивной части решения суда первой инстанции указана неверная процентная ставка для определения выкупной цены земельного участка, в связи с чем неверно определена выкупная цена спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В соответствие с подпунктом 1 пункта 1 постановления Администрации Новосибирской области от 18.02.2008 N 40-па "О цене земельных участков" (с изменениями от 27.10.2008, 29.06.2009, 07.09.2009, 31.12.2009) установлено, что при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, до 01.01.2012 цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляет 2 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в г. Новосибирске, и 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, в отношении спорного земельного участка выкупная цена определяется в размере 2 процентов кадастровой стоимости такого земельного участка.
Учитывая, что кадастровая стоимость испрашиваемого Предпринимателем земельного участка составляет 13 554 636,68 рублей, выкупная цена по льготной ставке составляет 271092,73 рубля (13 554 636,68*2%).
В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит изменению как принятое ввиду несоответствия выводов, обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 28.03.2011 года по делу N А45-433/2011 изменить, изложив в следующей редакции:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в выдаче проекта договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. 2-я Станционная, д. 33/4, площадью 4 666 кв. м., кадастровый номер 54:35:061490:344 на условиях о цене, составляющей сумму 982 711,16 рублей.
Обязать Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска устранить допущенные нарушения прав заявителя путем выдачи индивидуальному предпринимателю Зуеву Владиславу Валерьевичу проекта договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Новосибирск, Ленинский район, ул. 2-я Станционная, д. 33/4, площадью 4 666 кв. м., кадастровый номер 54:35:061490:344 с учетом исчисления выкупной цены по ставке 2% кадастровой стоимости земельного участка, в размере 271 092,73 рублей.
Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в пользу индивидуального предпринимателя Зуева Владислава Валерьевича 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.А. Кулеш |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-433/2011
Истец: ИП Зуев Владислав Валерьевич
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска
Третье лицо: Мэрия г. Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4138/11