г. Чита |
Дело N А78-8264/2010 |
"23" июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 марта 2011 года по делу N А78-8264/2010 по заявлению Администрации муниципального района "Карымский район" (ОГРН 1027500586024 ИНН 7508002868) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550034509 ИНН 7536057403) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока для предоставления ответа на заявление от 27.09.2010 N 27.09.2010 N 7508/101/10-152 о внесении изменений в государственной кадастровый учёт объекта недвижимости, принятое судьей Сидоренко В.А.,
при участии:
от заявителя Администрации муниципального района "Карымский район": Пакулова И.Э., представителя по доверенности от 17.12.2010 г..;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю: Замякиной Е.А., представителя по доверенности от 25.02.2011 г..
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ФГУ "Земельная кадастровая палата по Забайкальскому краю (ОГРН 1037550001114 ИНН 7536042622): не было;
и установил:
Заявитель, Администрация муниципального района "Карымский район", обратился в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока для предоставления ответа на заявление от 27.09.2010 N 7508/101/10-152 о внесении изменений в государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением суда первой инстанции от 03 марта 2011 года требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, выразившиеся в нарушении срока для предоставления ответа на заявление от 27.09.2010 N 7508/101/10-152 о внесении изменений в государственный кадастровый учет объекта недвижимости, как противоречащее Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю устранить нарушения прав и законных интересов, допущенные в отношении Администрации муниципального района "Карымский район", путём направления Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Забайкальскому краю необходимых сведений и документов, или совершения иных действий, позволивших ему осуществить полномочия, предусмотренные главой 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и связанные с поступлением заявления Администрации муниципального района "Карымский район" от 27.09.2010 N 7508/101/10-152.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Управления является незаконным, как несоответствующее Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" и нарушает право заявителя на рассмотрение заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в установленные законом сроки.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что Управление не согласно с данным решением Арбитражного суда Забайкальского края, считает его неправомерным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. По мнению Управления, при вынесении мотивированного решения судом не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела; не доказаны имеющие значение обстоятельства, которые суд счел установленными, а также не применены нормы права, подлежащие применению.
Представитель Администрации муниципального района "Карымский район" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив суду, что несвоевременный ответ Управления привел к тому, что в дальнейшем земельный участок был исключен с кадастрового учета.
Представитель Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200036940935.
Представитель Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Забайкальскому краю, представив отзыв от 16.06.2011 года, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 17.05.2011.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1, 6 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Администрация 27.09.2010 года обратилась в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Читинской области с заявлением N 7508/101/10-152 (т. 1, л/д.15) на постановку на государственный кадастровый учет земельного участка.
Согласно доводам заявителя в заявлении (т.1, л/д.3) , в нарушение п. 1 ст. 17 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в установленный срок, до 25.10.2010, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю соответствующего решения не приняло, что привело к нарушению прав Администрации, тем, что в дальнейшем данный земельный участок был незаконно снят с кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие)
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Между тем исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что требования ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не выполнены. В нарушение названной нормы заявителем не указаны (т. 1, л/д. 3-4, 111) , каким образом оспариваемое бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю нарушает его права и законные интересы. (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 14044/10).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.
Между тем, согласно п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" определено:
Переименовать Федеральную регистрационную службу в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (п.1).
Возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (п.2).
Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по реализации настоящего Указа (п.8).
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено "Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", согласно которому, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе полномочия в установленной сфере деятельности, как государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
В силу указанного органом кадастрового учета в Российской Федерации определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Органами кадастрового учета признаются государственные бюджетные учреждения, которые вправе осуществлять соответствующие полномочия и к которым относится ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края.
Согласно материалам дела на 27.09.2010 года, на день подачи заявления Администрацией, к таким учреждениям было отнесено ФГУ "Земельная кадастровая палата" Читинской области, являвшееся правопредшественником ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края.
Согласно материалам дела, в ЕГРЮЛ 01 июля 2010 года внесены изменения об изменении наименования ФГУ "Земельная кадастровая палата" Читинской области на ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края.
Согласно Устава ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края (приложение N 15 к приказу Роснедвижимости от 25.01.2005) к основным задачам Учреждения относятся обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастра объектов недвижимости и государственного технического учета объектов недвижимости, относящихся к объектам градостроительной деятельности (п.2.1 Устава).
Во исполнение указанных задач, Учреждение осуществляет, в том числе следующие функции (2.2 Устава):
формирование кадастровых дел (п. 2.2.4);
прием и регистрацию документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, а после издания соответствующих нормативных правовых актов иных объектов недвижимости, а также документов, необходимых для проведения технического учета объектов градостроительной деятельности (п.2.2.5);
государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков, снятие с кадастрового учета прекративших существование земельных участков) (п.2.2.6);
обеспечение осуществления государственного технического учета объектов недвижимости (в том числе прием и регистрацию документов необходимых для проведения технического учета и предоставления сведений об объектах недвижимости, отнесенных к объектам градостроительной деятельности);
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что Администрация правомерно 27 сентября 2010 года обратилась с заявлением (т. 1, л/д.15) в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Читинской области (согласно заявлению) о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости.
Правомерность такого обращения сторонами не оспаривается.
Согласно материалам дела (т. 1, л/д.51) ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края на указанное заявление Администрации 24.09.2010 года приняло и вручило последнему решение N 08/10-164 от 15.11.2010 года.
Из указанного следует, что Администрация от ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края решение по указанному заявлению получило.
При этом заявитель по делу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю с заявлением не обращался, в связи с чем у последнего не возникло каких-либо обязанностей по предоставлению ответа на заявление N 7508/101/10-152 от 27.09.2010.
Довод заявителя о том, что несвоевременный ответ ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края на указанное заявление Администрации от 27.09.2010 года привел к нарушению прав заявителя тем, что в последующем Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю сняло с кадастрового учета указанный земельный участок, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное не является предметом обжалования по настоящему делу.
Выводы суда первой инстанции о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю получив указанное заявление от ФГУ "Земельная кадастровая палата" Забайкальского края нарушило ст. 3, ч. 1 ст. 17, ч. 1 и 5 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", являются ошибочными основанными на неправильно установленных фактических обстоятельствах дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Администрация, в силу ст. 198, 199, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представила доказательств наличия со стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю какого-либо бездействия в отношении заявления от 27.09.2010 года и нарушения таким бездействием прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие указанных обстоятельств, свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции считал установленными и несоответствием выводов суда первой инстанции изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "03" марта 2011 года по делу N А78-8264/2010, отменить. Апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8264/2010
Истец: Администрация МР "Карымский район"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата по Забайкальскому краю", ФГУ "Земельная кадастровая палата"