г. Владивосток |
Дело |
27 июня 2011 г. |
N А51-1855/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей Н.В. Алфёровой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району: Лычкина С.Е., доверенность от 17.01.2010 N 09/84, сроком действия на 1 год, удостоверение;
от Администрации Кировского муниципального района: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району
апелляционное производство N 05АП-3699/2011
на решение от 28.04.2011 года
судьи Падина Э.Э.
по делу N А51-1855/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району
к Администрации Кировского муниципального района
о взыскании 12 147,41 руб. пени
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Администрации Кировского муниципального района за несвоевременную уплату страховых взносов пени в сумме 12147 руб. 41 коп., в том числе: за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 10520 руб. 39 коп., в том числе на финансирование: страховой части трудовой пенсии - 9357 руб. 16 коп.; накопительной части трудовой пенсии - 1163 руб. 23 коп., за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1627 руб. 02 коп., в том числе: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 565 руб. 61 коп.; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1061 руб. 41 коп.
Решением от 28.04.2011года суд взыскал с Администрации Кировского муниципального района в доход внебюджетных фондов задолженность по пени в сумме 9068 рублей.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований, Пенсионный фонд указывает на процессуальные нарушения, допущенные судом при вынесении решения, выразившиеся в неуведомлении учреждения об отложении судебного разбирательства. Кроме того, указывает, что уточненное требование содержит аналогичное требование в части пени за тот же период, то есть данное требование также содержит взыскиваемую сумму пени в размере 3078,75 рублей.
Учитывая изложенное, Пенсионный фонд просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Администрация Кировского муниципального района явку представителя в суд не обеспечила. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Поскольку решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2011 обжалуется в апелляционном порядке в части и стороны соответствующие возражение не заявили, суд рассматривает законность и обоснованность решения только в обжалуемой части ( п.5 ст.268 АПК РФ).
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Ответчик является учреждением, зарегистрированным в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером 1022500677220, и в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - "Закон N 212-ФЗ") является плательщиком страховых взносов.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года страхователем (Администрацией Кировского района) начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 023 980 руб., в том числе 1 789 743 руб. на финансирование страховой части трудовой пенсии и 234 237 руб. - накопительной части трудовой пенсии, 313 717 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в том числе 111 319 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 202 398 руб. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
По данным реестра поступления платежей страхователем начисленные взносы уплачивались не в полном объёме и несвоевременно.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов ответчику на сумму просроченной задолженности начислены пени (2010 год) за 1 квартал - 3078,75 руб., за 2 квартал - 4921,12 руб., за 3 квартал - 4147,54 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности ответчику направлены требования от 14.08.2010 N 03502140024651 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 04.09.2010, требование от 14.09.2010 N 03502140033214 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 05.10.2010, требование от 16.11.2010 N 03502140068163 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 27.11.2010.
Представленным реестром поступления платежей от страхователя подтверждается, что ответчик не погасил задолженность по уплате пени, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению в обжалуемой части в силу следующего.
Статьей 18, частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - "Закон N 212-ФЗ") предусмотрено, что страхователи обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объёме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 15 указанного Закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 данной статьи).
При этом частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В силу части 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Как следует из материалов дела, решением суда частично отказано в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что требование от 14.08.2010 N 03502140024651 включающее в себя суммы пеней (3078,75 рублей) аннулировано управлением уточненным требованием от 14.09.2010 N 03502140033213 (об аннулировании требования от 14.08.2010).
Однако судом не учтено, что аннулирование требования N 03502140024651 в связи с его уточнением, не свидетельствует об уплате Администрацией имеющейся задолженности за 1 квартал 2010 года.
Как следует из текста требования N 03502140033213, уточнение задолженности Администрации произошло в связи с изменением обязанности об уплате недоимки по страховым взносам, в связи с чем, первоначальное требование исполнению не подлежит. Вместе с тем, подлежащие взысканию суммы задолженности по уточненному требованию включают суммы пени, взыскиваемы Пенсионным фондом по первоначальному, аннулированному требованию.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Уточненное требование не опровергает нарушение ответчиком сроков уплаты страховых взносов в 1 квартале 2010 года и начисление пени в сумме 3078,75 рублей за несвоевременное перечисление страховых взносов.
Доказательств того, что Пенсионным фондом предпринимались действия по исполнению обоих требований Администрацией в материалы дела также не представлено. Требование N 03502140033213 выставлено в пределах сроков, установленных законом.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что доказательств оплаты взыскиваемых сумм задолженности в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению, требования Пенсионного фонда о взыскании пени в сумме 3078,75 рублей подлежат удовлетворению.
Кроме того, судом необоснованно взыскана с Администрации Кировского муниципального района в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины являются организации, выступающие ответчиками в судах, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 названного Кодекса).
Обращаясь в суд с заявлением, Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины и в силу установленной законом льготы не понес расходов по ее уплате.
В свою очередь Администрация Кировского района, являясь органом муниципального образования, также в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Суд первой инстанции исходя из общего порядка распределения судебных расходов, закрепленного ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принял во внимание ч. 3 ст. 110 указанного Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. Аналогичная норма содержится и в подп.4 п.1 ст.333.22 НК РФ.
Таким образом, возложение судом в рассматриваемой ситуации на ответчика (Администрацию Кировского муниципального района) обязанности по уплате государственной пошлины, от которой он в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, неправомерно.
При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с Администрации в доход федерального бюджета суммы государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2011года по делу N А51-1855/2011 в части взыскания в доход внебюджетных фондов задолженности изменить.
Взыскать с Администрации Кировского муниципального района, зарегистрированного МИФНС N 7 по Приморскому краю, ОГРН 1022500677220, расположенного по адресу: Приморский край, Кировский район, пгт. Кировский, ул. Советская, 57 в доход внебюджетных фондов задолженность по пени в сумме 12 147,41 рублей, в том числе: за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 10520 руб. 39 коп., в том числе на финансирование: страховой части трудовой пенсии - 9357 руб. 16 коп.; накопительной части трудовой пенсии - 1163 руб. 23 коп., за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1627 руб. 02 коп., в том числе: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 565 руб. 61 коп.; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1061 руб. 41 коп.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
В части взыскания с Администрации Кировского муниципального района в доход федерального бюджета государственной пошлины по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2011года по делу N А51-1855/2011 отменить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1855/2011
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Кировскому району
Ответчик: Администрация Кировского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3699/11