г. Владимир
"28" июня 2011 г. |
Дело N А39-537/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.06.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прохоровой Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.04.2011 по делу N А39-537/2011, принятое судьей Артамоновой Л.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛ" (ОГРН 1061326012197), пос.совхоз Коммунар, Лямбирский район, Республика Мордовия, о признании незаконным и отмене постановления и решения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск, от 18.08.2010 N 89-10/45, 25.01.2011 N 43-00-10/533Р.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск (далее по тексту - Управление), проведена проверка соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоЛ", пос.совхоз Коммунар, Лямбирский район, Республика Мордовия, (далее по тексту - Общество).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление 06.08.2010 составило протокол об административном правонарушении N 09-03-06/44.
Руководитель Управления, рассмотрев материалы проверки, 18.08.2010 вынес постановление о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении N 89-10/45П в виде административного штрафа в размере 3 447 566 рублей 59 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 26.04.2011 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление не согласно с выводом суда об отсутствии события административного правонарушения.
По мнению Управления на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении ни Управлению, ни конкурсному управляющему общества Рыбкину В.В., ни банку АКБ "Мордовпромстройбанк" (открытого акционерного общества) о существовании дополнительного соглашения N 8 ничего известно не было.
Документальных доказательств о принятии Обществом каких-либо мер по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих вынесению постановления о назначении административного наказания от 18.08.2010 N 89-10/45 в Управлении не имеется.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
Из материалов дела следует, что между Обществом (Покупатель) и Обществом с ограниченной ответственностью ММС "EL" (Республика Азербайджан) (Поставщик) заключен договор от 12.10.2006 N 10/9 на поставку натурального гранатового сока (далее - Договор). Общая сумма договора составляет 400 000 долларов США (п.3.1 Договора).
Поставщик обязуется поставлять Покупателю продукцию в количестве 1000 тонн в течение 180 дней после осуществления предоплаты. Товар поставляется на условиях DAF Граница России (пункт 2.1 Договора).
Датой поставки считается дата поступления товара на склад Покупателя (пункт 2.6. Договора).
Расчет по настоящему договору производится предоплатой путем перечисления денежных средств Покупателем на счет Поставщика за каждую отправляемую партию товара, согласно письменному уведомлению со стороны Поставщика о готовности товара к отправке не позднее 7 (семи) календарных дней с момента получения уведомления (пункт 3.4. Договора).
Все изменения и дополнения к настоящему договору имеют юридическую силу, если они оформлены в письменном виде и подписаны представителями сторон. Договор может быть заключен посредством использования факсимильного воспроизведения подписей сторон с помощью средств механического или иного копирования (пункты 7.2-7.3 Договора).
К договору от 12.10.2006 N 10/9 стороны заключили следующие дополнительные соглашения:
- от 22.11.2006 N 1 о внесении изменений в раздел 8 договора "Адреса и банковские реквизиты сторон": изменены банковские реквизиты Поставщика;
- от 09.04.2007 N 2 о внесении изменений в пункт 2.1 договора "Условия поставки", изложив в следующей редакции: Поставщик обязуется поставлять Покупателю продукцию в количестве 1000 тонн до 31 декабря 2007 года после осуществления предоплаты. Товар поставляется на условиях DAF граница России;
- от 01.06.2007 г. N 3 о внесении изменений в пункт 3.2 договора "Цена единицы товара", изложив его в следующей редакции: Цена единицы (литр) товара - 0,30 долл. США (тридцать центов США);
- от 15.12.2007 N 4 о внесении изменений в раздел 2 договора "Условия поставки", изложив его в следующей редакции: Поставщик обязуется поставлять Покупателю продукцию в количестве 1000 тонн до 31 декабря 2008 года после осуществления предоплаты. Товар поставляется на условиях DAF граница России; в раздел 3 договора "Стоимость договора и порядок расчетов", изложив в следующей редакции: Расчет по настоящему договору производится предоплатой путем перечисления денежных средств Покупателем на счет Поставщика. В случае непоставки товара по предоплаченной сумме поставка может быть произведена с задержкой, но не позднее срока окончания сбора следующего урожая, с сохранением цены и количества товара;
- от 28.07.2008 N 5 о внесении изменений в раздел 1 договора "Предмет договора"; о внесении дополнений в раздел 3 договора "Стоимость договора и порядок расчетов", изложив пункт 3.2 в следующей редакции: Цена единицы (литр) натурального гранатового сока - 0,40 долл. США (сорок центов США). Цена единицы (килограмм) гранатового сока концентрированного - 3,0 долл. США. В случае поставки товара в раздельной таре, стоимость тары не входит в стоимость договора и не подлежит возмещению или возврату (передается безвозмездно). Общая сумма договора остается без изменений; дополнен договор пунктом 3.5следующего содержания: В случае непоставки товара в установленные договором сроки Поставщик обязуется вернуть необеспеченные товаром денежные средства на расчетный счет Покупателя не позднее окончания срока действия договора;
- от 25.12.2008 N 6 о внесении изменений в раздел 1 договора "Предмет договора"; в раздел 2 договора "Условия поставки", изложив его в следующей редакции: Поставщик обязуется поставлять Покупателю товар в количестве 1000 тонн до 30 июня 2009 года после осуществления предоплаты. Товар поставляется на условиях DAF граница России; в раздел 3 договора "Стоимость договора и порядок расчетов" пункт 3.2 изложен в следующей редакции: Цена единицы (литр) натурального гранатового сока - 0,30 долл. США (тридцать центов США). Цена единицы (килограмм) гранатового сока концентрированного - 1,50 долл. США. В случае поставки товара в раздельной таре, стоимость тары не входит в стоимость договора и не подлежит возмещению или возврату (передается безвозмездно). Общая сумма договора остается без изменений; также дополнен договор пунктом 3.5 следующего содержания: В случае непоставки товара в установленные договором сроки Поставщик обязуется вернуть необеспеченные товаром денежные средства на расчетный счет Покупателя не позднее окончания срока действия договора;
- от 29.03.2009 N 7 о внесении изменений в раздел 1 договора "Предмет договора"; в раздел 2 договора 2 "Условия поставки" изложен в следующей редакции: Поставщик обязуется поставлять Покупателю товар в количестве 1000 тонн до 31 декабря 2009 года после осуществления предоплаты. Товар поставляется на условиях DAF граница России; в раздел 3 "Стоимость договора и порядок расчетов" в пункт 3.2 внесли изменения: Цена единицы (литр) натурального гранатового сока - 0,30 долл. США (тридцать центов США). Цена единицы (килограмм) гранатового сока концентрированного - 1,70 долл. США. В случае поставки товара в раздельной таре, стоимость тары не входит в стоимость договора и не подлежит возмещению. Общая сумма договора остается без изменений; договор дополнен пунктом 3.5: В случае непоставки товара в установленные договором сроки Поставщик обязуется вернуть необеспеченные товаром денежные средства на расчетный счет Покупателя не позднее окончания срока действия договора. Факсимильная копия соглашения действительна.
По договору от 12.10.2006 N 10/9 в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) оформлен паспорт сделки N 06100004/0752/0000/2/0 от 27.10.2006 на сумму 400 000 долларов США со сроком завершения обязательств по договору 10.06.2007.
Лист 2 паспорта сделки N 06100004/0752/0000/2/0 (первоначально оформлен с датой от 03.11.2006 г..) и раздел 6 "Специальные сведения о контракте" содержит следующую информацию:
пункт 6.1. Условия о сроках и порядке расчетов по контракту: 100% предоплата.
пункт 6.2. Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата): 0180.
На основании дополнительного соглашения от 09.04.2007 N 2 паспорт сделки N 06100004/0752/0000/2/0 переоформлен 23.04.2007 (переоформление N 01) внесены изменения в раздел 3 "Общие сведения о контракте": в пункт 6 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" - 31.12.2007; в раздел 6 "Специальные сведения о контракте": в пункт 6.2 - 0253.
На основании дополнительного соглашения от 15.12.2007 N 4 паспорт сделки N 06100004/0752/0000/2/0 переоформлен 29.12.2007 (переоформление N 02): внесены изменения в раздел 3 "Общие сведения о контракте": в пункт 6 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" - 31.12.2008; в раздел 6 "Специальные сведения о контракте": в пункт 6.2 - НДАН.
На основании дополнительного соглашения от 25.12.2008 N 6 паспорт сделки N 06100004/0752/0000/2/0 переоформлен 29.12.2008 (переоформление N 03): внесены изменения в раздел 3 "Общие сведения о контракте": в пункт 6 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" - 31.06.2009.
На основании дополнительного соглашения от 29.03.2008 N 7 паспорт сделки N 06100004/0752/0000/2/0 переоформлен 04.08.2009 (переоформление N 04): внесены изменения в раздел 3 "Общие сведения о контракте": в пункт 6 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" - 31.12.2009.
В соответствии с предоставленными банком административному органу документами: заявлениями на перевод и справками о валютных операциях, помещенными в досье по ПС N 06100004/0752/0000/2/0, и данными ведомости банковского контроля по ПС N 06100004/0752/0000/2/0, сформированной по состоянию на 14.07.2010, общая сумма денежных средств, перечисленных ООО "Эко Л" в адрес ООО ММС "EL" по договору от 12.10.2006 N 10/9, составила 242860,00 доллара США. Указанная сумма сложилась по документам за период с 30.10.2006 по 29.12.2008, всего произведен 21 платеж на списание денег со счета.
В соответствии с предоставленными банком административному органу подтверждающими документами (грузовыми таможенными декларациями) и справками о подтверждающих документах, помещенными в досье по ПС N 06100004/0752/0000/2/0 и данными ведомости банковского контроля по ПС N 06100004/0752/0000/2/0, сформированной по состоянию на 14.07.2010, сумма поступившего от ООО ММС "EL" товара в соответствии с подтверждающими документами (ГТД) - 90871,50 долларов США. Указанная сумма сложилась по документам за период с 06.07.2007 по 23.04.2009 по 7-ми предоставленным в банк таможенным декларациям декларациями (N 10403010/050707/0001398,310403010/120707/0001462,0403010/290808/000215 0,10403010/160109/0000033,10403010/290808/0002150,10403010/070409/000628, 10403010/220409/0000796).
На основании вышеизложенного Управление пришло к выводу о том, что по состоянию на 31.12.2009 от иностранного контрагента не поступило товара на сумму 151 988,50 доллара США.
Поскольку срок действия договора от 12.10.2006 N 10/9, продленного дополнительным соглашением от 29.03.2009 N 7, установлен до 31.12.2009, то, по мнению Управления, Общество обязано было в срок не позднее 31.12.2009 обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств на сумму 151 988,00 доллара США, уплаченного иностранному контрагенту ООО ММС "EL" за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары.
Учитывая, что курс доллара на 31.12.2009 составил 302 442 рубля, в пересчете на курс рубля, Управление пришло к выводу о том, что сумма невозвращенных денежных средств, составила на 31.12.2009 года - 4 596 755 рублей 46 копеек.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплен принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из системного анализа части 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что невыполнение резидентом обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары при отсутствии фактов его противоправного поведения, препятствующего получению товаров или возврату уплаченных денежных средств, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этих средств не образует состава правонарушения, установленного частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая постановление Управления от 18.08.2010 N 89-10/45П и решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.01.2011 N43-00-10/533Р, Общество ссылалось на дополнительное соглашение N8 от 28.12.2009 к договору поставки от 12.10.2006 N10/9, которым изменён срок поставки продукции, следовательно, на момент проведения проверки и вынесения оспариваемых актов договор поставки действовал и поставки продукции продолжались, что подтверждается грузовыми таможенными декларациями N10302070/270210/0000897, N10403010/2508100002366 и N10414060/021210/0000589, в связи с чем оснований для возврата денежных средств по договору не имелось.
На основании дополнительного соглашения от 28.12.2009 N 8 паспорт сделки N 06100004/0752/0000/2/0 переоформлен 23.08.2010 (переоформление N 05): внесены изменения в раздел 3 "Общие сведения о контракте": в пункт 6 "Дата завершения исполнения обязательств по контракту" - 31.12.2010.
По грузовой таможенной декларации N 10302070/270210/0000897 (выпуск разрешен Дагестанской таможней 02.03.2010) Обществом с ограниченной ответственностью ММС "EL" произведена поставка для ООО "Эко Л" гранатового натурального сока в количестве 15870 кг.
По грузовой таможенной декларации N 10403010/250810/0002366 (выпуск разрешен Мордовской таможней 30.08.2010) Обществом с ограниченной ответственностью ММС "EL" произведена поставка гранатового натурального сока в количестве 8900 кг.
По грузовой таможенной декларации N 10414060/021210/00005 89 (выпуск разрешен Ульяновской таможней 03.12.2010) Обществом с ограниченной ответственностью ММС "EL" произведена поставка для ООО "Эко Л" гранатового натурального сока в количестве 17 860 кг.
Непредставление указанного дополнительного соглашения в Управление при рассмотрении дела об административном правонарушении Общество мотивировало введением в отношении него конкурсного производства и отсутствием у конкурсного управляющего полной информации о деятельности Общества. Данное соглашение было представлено в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора при рассмотрении жалобы Общества, однако не было принято во внимание административным органом.
Из материалов дела усматривается, что и в настоящее время иностранным контрагентом продолжается поставка товара -гранатового сока, что подтверждает существующие договорные отношения между сторонами.
Согласно части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Из части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Анализ названных норм позволяет сделать вывод о том, стороны внешнеэкономического договора вправе изменить его условие о сроках поставки товара, а также, если в договоре отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, договор признается действующим до момента исполнения сторонами обязательств.
Как установлено судом, в договоре поставки от 12.10.2006 N 10/09 отсутствуют условия о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Общество представило в материалы дела доказательства того, что до 31.12.2009 (окончания срока поставки без учета дополнительного соглашения от 28.12.2009 N 8) обязательства по поставке гранатового сока иностранным контрагентом по договору не были исполнены. Одновременно общество представило документы, подтверждающие продолжение исполнения контрагентом обязательств по поставке гранатового сока по настоящее время.
В свою очередь Управление не доказало наличие условий, из которых следовало бы считать договор поставки прекращенным.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения соответствует материалам дела.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.04.2011 по делу N А39-537/2011 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-537/2011
Истец: ООО "Эко Л"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Третье лицо: Росфиннадзор