город Омск
28 июня 2011 г. |
Дело N А70-660/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3714/2011) общества с ограниченной ответственностью "Масложировой комбинат" ИНН 7203114140, ОГРН 1027200859432 (далее - ООО "Масложировой комбинат"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2011 по делу N А70-660/2011 (судья Стафеев С.А.), принятое
по заявлению ООО "Масложировой комбинат"
к департаменту имущественных отношений Тюменской области ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792 (далее - Департамент; заинтересованное лицо)
о признании незаконными решений от 15.09.2010 N 100915011/10-1, от 01.12.2010 N 14222/10-1,
об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от заинтересованного лица - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
ООО "Масложировой комбинат" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту, в котором просило:
- признать незаконными решения от 15.09.2010 N 100915011/10-1, от 01.12.2010 N 14222/10-1;
- обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения, возложив на Департамент обязанность по обеспечению процедуры выбора земельного участка ориентировочной протяженностью 550 метров (надземной прокладки), согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка и по принятию решения о предварительном согласовании ООО "Масложировой комбинат" места размещения объекта, утверждающего акт о выборе указанного земельного участка для строительства.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.03.2011 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что заявление о предварительном согласовании места размещения наземной части газопровода предполагает отсутствие объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Масложировой комбинат" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает что, объект - газопроводная сеть не является законченным строительством объектом.
Заявитель полагает, что согласно карте градостроительного зонирования г. Тюмени (статья 42 Приложения Правил землепользования и застройки г. Тюмени) газопровод расположен в зоне размещения производственных объектов 4 - 5 классов вредности (П-1), в связи с чем, заключает Общество, газопровод размещен в зоне, где разрешено размещать коммуникации в надземном исполнении.
Департаментом посредством факсимильной связи в суд апелляционной инстанции был направлен письменный отзыв, который не подлежит приобщению к материалам дела в связи с отсутствием сведений о его направлении Обществу.
Участвующими в деле лицами были заявлены ходатайства о рассмотрении дела в порядке апелляционного производства в их отсутствие, названные ходатайства судом апелляционной инстанции удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с частью 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и, не заявивших ходатайств о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв Департамента на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
28.05.2010 между открытым акционерным обществом "ОПБ" (продавец) и ООО "Масложировой комбинат" (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенных на нем нежилых строений (л.д. 14 - 17).
В соответствии с названным договором продавец передает покупателю следующее имущество:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения производственного назначения, площадь 7808 кв.м., адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 38, строения 4, 7; ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, строение 1 (кадастровый номер 72:23:0223001:237);
- нежилое строение площадью 1386,40 кв.м., расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, строение 1 (условный номер 72: 01:00:00:00:38/1/1);
- нежилое строение, литер АА1, назначение: нежилое, площадь: общая 1 663, 60 кв.м., адрес: г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1 (условный номер 72-72-01/128/2005-005).
В пункте 4 упомянутого договора стороны определили, что цена земельного участка и нежилых строений включает стоимость неотделимых улучшений (настенных, напольных покрытий, технического оборудования, остекления), внутренних электрических сетей, осветительных приборов, сетей газоснабжения, асфальтового покрытия земельного участка, оборудования, необходимого для электроснабжения и газоснабжения.
28.05.2010 актом приема-передачи (л.д. 19) продавец передал покупателю, в том числе газопроводную сеть, расположенную на земельном участке: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения производственного назначения, площадь 7 808 кв.м., по адресу: Тюменская область, ул. Чекистов, д. 38, строения 4,7 , ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, строение 1, протяженностью 599 метров, в том числе подземная прокладка 49 метров, надземная прокладка 550 метров.
19.08.2010 для целей ввода газопроводной сети в эксплуатацию ООО "Масложировой комбинат" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения газопровода согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка.
Департамент письмом от 15.09.2010 N 100915011/10-1 (л.д. 30, 31) сообщил Обществу о том, что вопрос о формировании испрашиваемого земельного участка был вынесен на рассмотрение Совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия) 01.09.2010, которой было принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения наземной части газопровода в г. Тюмени, ул. Чекистов.
Обществу было рекомендовано обратиться в Департамент с заявлением о размещении газопровода в подземном исполнении.
В связи с вышеизложенным обстоятельством Департамент отказал Обществу в предварительном согласовании места размещения наземной части газопровода по адресу: г. Тюмень, ул. Чекистов.
01.11.2010 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении выписки из протокола заседания Совместной комиссии от 01.09.2010, а также о предоставлении письменного ответа с указанием причин отказа в размещении наземной части газопровода со ссылками на нормы права.
01.12.2010 заинтересованное лицо письмом N 14222/10-1, ссылаясь на положения статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 г.. N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" сообщило, что соответствующее решение Департаментом принимается на основании решения Совместной комиссии.
Обществу было также сообщено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г.. N 154, инженерные коммуникации (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы и другие подобные сооружения) на территории г. Тюмени размещаются в пределах поперечных профилей улиц и дорог под тротуарами или разделительными полосами, за исключением случаев, если отсутствует техническая возможность такого размещения.
В связи с изложенным, Департамент вновь сообщил, что не вправе согласовать место размещения наземной части газопровода.
Посчитав, что вышеупомянутые решения Департамента нарушают права и законные интересы Общества, последний обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд первой инстанции.
30.03.2011 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии со статьей 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая обеспечение выбора земельного участка, подготовку (изготовление) и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В пункте 3 Постановления Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории административного центра Тюменской области муниципального образования городской округ город Тюмень, а также земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, независимо от места их расположения" установлено, что решение о предоставлении земельного участка принимает департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) на основании решения совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что 28.05.2010 между открытым акционерным обществом "ОПБ" (продавец) и ООО "Масложировой комбинат" (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенных на нем нежилых строений (л.д. 14 - 17).
В соответствии с названным договором продавец передает покупателю следующее имущество:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения производственного назначения, площадь 7808 кв.м., адрес объекта: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 38, строения 4, 7; ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, строение 1 (кадастровый номер 72:23:0223001:237);
- нежилое строение площадью 1386,40 кв.м., расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, строение 1 (условный номер 72: 01:00:00:00:38/1/1);
- нежилое строение, литер АА1, назначение: нежилое, площадь: общая 1 663, 60 кв.м., адрес: г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1 (условный номер 72-72-01/128/2005-005).
В пункте 4 упомянутого договора стороны определили, что цена земельного участка и нежилых строений включает стоимость неотделимых улучшений (настенных, напольных покрытий, технического оборудования, остекления), внутренних электрических сетей, осветительных приборов, сетей газоснабжения, асфальтового покрытия земельного участка, оборудования, необходимого для электроснабжения и газоснабжения.
28.05.2010 актом приема-передачи (л.д. 19) продавец передал покупателю, в том числе газопроводную сеть, расположенную на земельном участке: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения производственного назначения, площадь 7 808 кв.м., по адресу: Тюменская область, ул. Чекистов, д. 38, строения 4,7 , ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, строение 1, протяженностью 599 метров, в том числе (подземная прокладка 49 метров, надземная прокладка 550 метров).
Из имеющегося в материалах дела акта приемки законченного строительством (реконструкцией) объекта-приемочной комиссией (л.д. 20 - 23) следует, что газопроводная сеть, находящаяся по адресу: г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 38, корпус 1, не была утверждена в установленном порядке органом местного самоуправления.
При этом из пункта 2.2 названного акта следует, что объект недвижимости является самовольно выстроенным объектом, попытка приемки в эксплуатацию которого была осуществлена на основании акта обследования технического состояния от 17.10.2002 N 84. Какой-либо разрешительной документации на строительство данного объекта материалы дела не содержат.
Доказательств регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости в материалах дела также не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель путем реализации права, предоставленного статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предпринимает действия по получению земельного участка, находящегося под самовольной постройкой.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции верно пришел к заключению о том, что положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не предполагают обращение лица с заявлением под уже построенный объект недвижимости.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что в соответствии со статьей 13 Решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" газопровод расположен в зоне размещения производственных объектов 4 - 5 классов вредности (П-1) подлежит отклонению, поскольку в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Заявитель, ссылаясь на имеющуюся в материалах дела схему (л.д. 28), утверждает о том, что спорный земельный участок и находящийся на нем объект недвижимости подпадают в зону размещения объектов 4 - 5 классов опасности (П-1).
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией подателя жалобы, так как из содержания упомянутой выше схемы не следует, что находящийся на спорном земельном участке объект недвижимости подпадает в зону размещения объектов 4 - 5 классов опасности (П-1).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Масложировой комбинат".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ООО "Масложировой комбинат" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2011 по делу N А70-660/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Масложировой комбинат" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 233 от 14.04.2011 на сумму 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-660/2011
Истец: ООО "Масложировой комбинат", ООО "Масложировой комбинат" (Представитель Матвиенко В. В.)
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области