г. Саратов |
Дело N А06-6132/2010 |
29 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Жевак И.И., Лыткиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Город Астрахань" Пальцевой Ю.А., действующей по доверенности от 21.12.2010, и представителя общества с ограниченной ответственностью "РИЧ+" Воронина С.А., действующего по доверенности от 01.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
заявление общества с ограниченной ответственностью "РИЧ+" (г. Астрахань)
к администрации муниципального образования "Город Астрахань" в лице управления по строительной и жилищной политике администрации муниципального образования "Город Астрахань" (г. Астрахань)
о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на ввод капитального строения - торгового комплекса, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53а, и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РИЧ+" (далее - ООО "РИЧ+", заявитель) о признании незаконными действий администрации муниципального образования "Город Астрахань" в лице управления по строительной и жилищной политике администрации муниципального образования "Город Астрахань" по отказу в выдаче разрешения на ввод капитального строения - торгового комплекса, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53а, и обязании выдать разрешение на ввод капитального строения.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП г. Астрахани "Астрводоканал" и комитет по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2011 года по делу N А06-6132/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "РИЧ+" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указал, что не был надлежащим образом извещён о месте и времени судебного заседания, что явилось причиной непредставления в суд первой инстанции доказательств по делу.
Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила, что в нарушение положений пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции принял решение в отсутствие заявителя, не извещённого надлежащим образом.
Определением от 25.05.2011 суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Администрация муниципального образования "Город Астрахань" возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия пришла к выводу об отказе ООО "РИЧ+" в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что постановлением администрации г. Астрахани от 29.11.2005 N 1998 ООО "РИЧ+" предоставлены в пользование земельные участки площадью 1075 кв.м и 1476 кв.м по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53а в целях проектирования и строительства торгового комплекса.
07 февраля 2005 года по условиям договоров N 5 и N 6 земельные участки предоставлены в аренду ООО "РИЧ+" сроком с 25.09.2005 по 24.09.2030.
Проектная документация на строительный объект "Реконструкция торгового комплекса по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53а-55а" разработана ООО "АстраханьАрхПроект" и согласована комитетом по архитектуре и градостроительству письмом от 16.08.2007 N 4088.
17 августа 2007 года администрацией г. Астрахани обществу выдано разрешение на строительство RU 30301000-129 сроком действия до 17.08.2008, согласно которому разрешена реконструкция объекта капитального строительства, обозначенного как "Реконструкция торгового комплекса по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53а-55а" (т.1 л.д.127).
12 августа 2010 года заявитель обратился в управление по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани с заявлением N 03/08 на ввод объекта в эксплуатацию, в котором в связи с окончанием строительства объекта - левого крыла торгового комплекса по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53а-55а просил выдать разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию (т.1 л.д.9).
Письмом от 10.09.2010 N 17-10-4914 управление по строительной и жилищной политике сообщило заявителю об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, сославшись на то, что разрешение от 17.08.2007 RU 30301000-129 выдано на строительство торгового комплекса по ул. Боевой в целом с указанием обобщённых технико-экономических показателей двух отдельно стоящих корпусов (правого и левого крыла). При этом поэтапный ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию проектной документацией не предусмотрен. Управление по строительной и жилищной политике указало на необходимость внести соответствующие изменения в ранее разработанную проектную документацию на объект (в части разделения на этапы строительства с соответствующим делением на этапы технико-экономических показателей запроектированного объекта капитального строительства), а также на необходимость согласовать схему размещения объекта, построенного с учётом изменений архитектурно-планировочного решения, с собственниками сетей (т.1 л.д.18-19).
ООО "РИЧ+", полагая, что действия администрации по отказу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта противоречат статьям 51-55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обжаловало их в судебном порядке.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции считает, что нет оснований для удовлетворения заявленных требований.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц недействительным является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность указанных условий.
Апелляционная коллегия считает, что оспоренные действия соответствуют действующему законодательству.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы согласно перечню, указанному в данной норме.
Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрены частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5 части 3 статьи 8, частью 4 статьи 51, частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесена выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 12 Устава города Астрахани, утверждённого решением Городского совета г. Астрахани от 06.07.2004 N 52/а, к вопросам местного значения отнесена выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Астрахани.
Согласно пункту 3 статьи 5 Правил землепользования и застройки г. Астрахани, утверждённых решением Городской думы от 28.08.2008 N 107, к полномочиям администрации города Астрахани в области землепользования и застройки относится выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов капитального строительства местного значения по заявлениям физических и юридических лиц.
Пунктом 3.2. Положения об управлении по строительной и жилищной политике администрации города и его отделах, утверждённого постановлением мэра города Астрахани от 12.07.2010 N 4825-м, установлены полномочия управления по строительной и жилищной политике по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Частями 1, 2, 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Состав проектной документации объектов капитального строительства определён частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей.
В соответствии с Положением о комитете по архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани, утверждённым постановлением мэра города от 19.01.2007 N 45-м, комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани является муниципальным органом, уполномоченным осуществлять согласование проектной документации, представляемой при обращении юридических лиц по вопросам нового строительства объектов капитального строительства или их реконструкции.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.
В силу пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и выдаёт разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Частями 4, 5, 6, 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, произвести осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (пункт 3 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, согласно заключению по результатам обследования технического состояния основных строительных конструкций торгового комплекса по ул. Боевая, 53а-55а в г. Астрахани, изготовленным ООО ПИ "Астраханьпромстройпроект", комплекс представляет собой одноэтажное строение, состоящее из павильона и киоска, объединённых остеклённым проходом. В заключении указано, что на 25.02.2009 сквозные проходы ограждены лёгкими (некапитальными) конструкциями с остеклением на всю высоту с дверными проёмами, указана общая площадь строения и его основные характеристики. Выводы относительно состояния строительных конструкций сделаны в отношении всего строения в целом с указанием, что конструктивная схема строения обеспечивает необходимую прочность и устойчивость (т.1 л.д.11-15).
Заявитель указал, что по эскизному проекту предусматривалось наличие двух зданий - торговых комплексов по ул. Боевой, 55а, в конечном итоге в рабочем проекте был составлен и согласован только левый комплекс, то есть одно здание. Конечный рабочий проект определил строительство единого здания торгового комплекса по ул. Боевой, 53а, что соответствует проектной документации.
Указанным в проектной документации объектом строительства является единое здание, обозначаемое как "Левый комплекс павильонов", конструктивно состоящее из двух самостоятельных корпусов, объединённых общей стропильной системой и общей кровлей. В свою очередь, здание "Левый комплекс павильонов", согласно принятому архитектурно-планировочному решению, входит в состав объекта "Торговый комплекс", создаваемого в рамках утверждённого проекта "Реконструкция торгового комплекса по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53а-55а".
Выданным разрешением на строительство также предусмотрено, что строящимся объектом является объект капитального строительства, возводимый в соответствии с проектом "Реконструкция торгового комплекса по адресу: г. Астрахань, ул.Боевая, 53а-55а".
На момент рассмотрения управлением по строительной и жилищной политике заявления общества от 12.08.2010 построенный обществом левый комплекс павильонов не соответствовал имеющейся в распоряжении управления по строительной и жилищной политике и согласованной с комитетом по архитектуре проектной документации, на основании которой заявителю было выдано разрешение на строительство.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что действия по отказу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию соответствуют части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме оснований, предусмотренных частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдаётся только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 7 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что разрешение от 17.08.2007 N RU 30301000-129 выдано на строительство торгового комплекса по ул. Боевой в целом с указанием обобщённых технико-экономических показателей двух отдельно стоящих корпусов (правого и левого крыла). При этом поэтапный ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию проектной документацией предусмотрен не был.
Ранее заявитель обращался в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа комитета по строительству администрации г. Астрахани в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса торговых павильонов, литер Г и литер Е, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 53. Решением от 01.06.2009 по делу N А06-2189/2010 арбитражный суд отказал заявителю в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие параметров построенного объекта проектной документации.
Учитывая намерение застройщика осуществить поэтапный ввод в эксплуатацию, необходимо внести соответствующие изменения в разработанную проектную документацию на объект в части разделения на этапы строительства с соответствующим делением на этапы технико-экономических показателей запроектированного объекта капитального строительства.
Из материалов дела видно, что заявителем не внесены соответствующие изменения в проектную документацию. Кроме того, ООО "РИЧ+" не обращалось в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство с изменёнными технико-экономическими показателями, как требует того Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает отказ администрации соответствующим нормам пункта 4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, техническими условиями МУП г. Астрахани "Астрводоканал" от 20.03.2006 N 1518/14 предусмотрен вынос из зоны строительства сетей водопровода и самотечной канализации.
В письме от 18.09.2008 N 10-07-14/5728 МУП г. Астрахани "Астрводоканал", направленном в адрес комитета по архитектуре и градостроительству, указано, что техническими условиями предусмотрено водоснабжение и водоотведение торгового комплекса от вынесенных внутриплощадочных сетей водопровода Д-100 мм и вынесенных сетей канализации Д-300 мм.
На схеме расположения построенного левого крыла торгового комплекса и сетей инженерно-технического обеспечения, выполненной в 2008 году МУП г.Астрахани "ППАПП", расположение наружных сетей водоснабжения и канализации не изменено.
ООО "РИЧ+" считает, что, согласно справке МУП г. Астрахани "Астрводоканал" от 14.01.2009 N 40, сети водопровода и канализации к торговому комплексу "Жилгородок" по ул. Боевая, 53а-55а выполнены в соответствии с техническими условиями (т.1 л.д.113), что доказывает вынос их из зоны строительства.
Данный довод апелляционная коллегия считает ошибочным, поскольку из содержания указанной справки не следует, что сети водопровода и канализации вынесены из зоны строительства. Доказательств данного факта заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах действия органа местного самоуправления соответствуют части 5, пунктам 3 и 4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая положения части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нет оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебные расходы подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2011 года по делу N А06-6132/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обществу с ограниченной ответственностью "РИЧ+" (г. Астрахань) в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6132/2010
Истец: ООО "РИЧ +", ООО "РИЧ+", Представитель ООО "РИЧ+" Бахмутов Рифат Тайфурович, Представитель ООО "РИЧ+" Воронин С. А., Представитель ООО "РИЧ+" Смирнов Г. А.
Ответчик: Администрация г. Астрахани в лице Управления по Строительной и жилищной политике Администрации МО "Город Астрахань", Администрация муниципального образования "Город Астрахань" в лице Управления по строительной и жилищной политике Администрации МО "Город Астрахань"
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Астрахани, МУП г. Астрахани "Астраводоканал", МУП г. Астрахани "Астрводоканал"
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2344/11