г. Хабаровск
27 июня 2011 г. |
N 06АП-2201/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области
на решение от 06.04.2011
по делу N А37-2272/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Дьячковой Э.Л.
по иску Муниципального унитарного предприятия "Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетик"
к Департаменту финансов администрации Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 1 327 050 руб. 21 коп.
третье лицо: Муниципальное учреждение ""Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области"
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Синегорьевское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетик" (ОГРН 1054900295010, ИНН 4908007368) (далее - истец, МУП "СМПП ЖКХ и Э") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту финансов администрации Магаданской области (ОГРН 1054900016786, ИНН 4909032670) (далее - Департамент),, Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) (далее - Минфин России) о взыскании убытков в сумме 1 327 050,21 руб., связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Определением суда от 16.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" (ОГРН 1024901351298, ИНН 4908004279) (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 06.04.2011 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУП "СМПП ЖКХ и Э" взысканы убытки в размере 1 272 812,41 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области (далее - УФК по Магаданской области) обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на следующее:
-истцом и субъектом Российской Федерации - Магаданской областью в 2009 году не соблюдались положения Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила предоставления субсидий);
-на основании статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 1060) финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений должно осуществляться за счет средств областного бюджета;
-вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.06.2010 по делу N А37-400/2010 с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Департамента были взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, за 2008 год, в состав которых была включена сумма, выделенная муниципальному образованию "Ягоднинский район", для финансирования льгот педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг в 2008 году;
-в размер убытков истцом необоснованно включена государственная пошлина, которая была взыскана с него при рассмотрении гражданских дел, поскольку у истца в силу положений Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" (далее - Закон Магаданской области N 1011-ОЗ) отсутствовали правовые основания для приема оплаты от абонентов.
Истец в отзыве с доводами жалобы не согласился, указав на отсутствие доказательств фактически произведенных спорных расходов областным и местным бюджетом; на то, что непринятие нормативно-правового акта, регламентирующего порядок возмещения расходов организациям, поставляющим коммунальные услуги педагогическим работникам, не является препятствием к удовлетворению заявленного иска; сумма, взысканная по делу N А37-400/2010, не покрывает убытки, понесенные истцом; довод о неправомерности приема оплаты от абонентов является несостоятельным. Просит оставить решение суда без изменения.
Департамент в отзыве с доводами жалобы не согласился, указав на то, что Минфин России не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому возникшие в связи с этим убытки правомерно взысканы за счет средств казны Российской Федерации. Просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
В судебное заседание истец, ответчик и третьи лица, своих представителей не направили. Департамент представил в апелляционный суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей. О времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей (пункт 3 статьи 156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно материалам дела, решениями мировых судей Ягодинского района Магаданской области, принятых в период с 01.03.2010 по 18.01.2011 с МУП "СМПП ЖКХ и Э" в пользу педагогических работников, проживающих в поселках Ягоднинского района Магаданской области, взысканы денежные средства в общей сумме 1 286 785,47 руб., уплаченные педагогическими работниками в качестве платы за жилое помещение в 2008-2009 году, а также с истца в местный бюджет взыскана государственная пошлина в общей сумме 40 264,74 руб. за рассмотрение данных исков. Всего по указанным судебным актам с истца взыскано 1 327 050,21 руб.
Ссылаясь на то, что данная денежная сумма является фактическими убытками, которые подлежат взысканию с ответчиков, МУП "СМПП ЖКХ и Э" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Закона Магаданской области N 1060-ОЗ, Закона Магаданской области N 1011-ОЗ, Правил предоставления субсидий, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Закона Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год", Закона Магаданской области от 26.07.2010 N 1312-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Применив указанные выше нормы, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией в полном объеме обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, в связи с чем взыскал понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации.
Вывод суда является правомерным на основании следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Наличие права на льготу у каждого педагогического работника, а также размер такой льготы в соответствующий период времени установлены вступившими в законную силу решениями мировых судей.
Согласно статье 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции не требуют дополнительного доказывания и имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Материалами дела подтверждается, что МУП "СМПП ЖКХ и Э" расходными кассовыми ордерами перечислило взысканные по решениям судов денежные суммы в полном объеме, следовательно, истцу были причинены убытки в результате предоставления льгот.
Таким образом, факт предоставления МУП "СМПП ЖКХ и Э" льгот, предусмотренных Законом об образовании, подтверждается представленными в материалы дела судебным актом и платежными документами.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При этом пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопроса о финансировании расходов в связи предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 7 указанной нормы права полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Законом Магаданской области от 03.08.2009 N 1183-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Магаданской области ", вступившим в силу с 06.08.2009, пункт 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ признан утратившим силу.
Согласно статье 1 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" (в редакции, действовавшей в спорный период) правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа Магаданской области пользуются:
1) педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) члены семьи вышедшего на пенсию педагогического работника образовательного учреждения в случае его смерти при условии, что на момент его смерти они являлись неработающими пенсионерами и пользовались мерами социальной поддержки.
В соответствии со статьями 2, 3 указанного закона возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере: 100 процентов платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления). Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели. Финансирование указанных расходов предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставляемых из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию льгот за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил предоставления субсидий, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено:
- на 2008 год - в размере 38 820, 8 тыс. руб.;
- на 2009 год - в размере 91 045, 1 тыс. руб.
В законе Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" в приложении N 1 указано, что все поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году в размере 38 820, 8 тыс. руб. освоены полностью.
В Законе Магаданской области от 26.07.2010 N 1312-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год" в приложении N 1 указано, что поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 году в размере 91 045,0 тыс. руб. освоены полностью.
Доказательства нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) субвенций в 2009-2009 годах в материалы дела не представлены.
Также Минфином России не представлены доказательства того, что денежные средства в виде субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона об образовании, были конкретно предусмотрены и выделены в 2008-2009 годах из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (Магаданской области).
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки в сумме 1 272 812 руб. 41 коп. правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Довод жалобы о том, что в состав убытков истцом необоснованно включена сумма государственной пошлины, отклоняется, так как истец принимал от потребителей, в том числе и педагогических работников, оплату за коммунальные услуги, не располагая информацией о наличии у них права на льготу, которую необходимо было предоставлять посредством освобождения соответствующих потребителей от оплаты. Так как мировыми судьями право педагогических работников на получение льгот по оплате было восстановлено, истец понес расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, которые никем не компенсировались.
Отказ во взыскании убытков в сумме 54 237,80 руб. является обоснованным.
В соответствии с Законом Магаданской области от 17.12.2007 N 935-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" бюджетам муниципальных образований Магаданской области в 2008 году были перечислены из областного бюджета субвенции на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области, в размере 26 477,3 тыс. руб., в том числе Ягоднинский район - 4 061 000 руб.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.06.2010 по делу N А37-400/2010, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, фактические расходы субъекта на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в размере 23 818 462 руб. 32 коп. (в том числе субвенции, перечисленные из областного бюджета Ягоднинскому району в размере 4 061 000 руб.) были взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Департамента.
Между тем, ряд педагогических работников, в пользу которых по решениям мировых судей были взысканы денежные средства, получили денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг по месту основной работы на общую сумму 52 744,38 руб., что подтверждается представленными в дело письмами муниципального учреждения "Управление культуры" администрации муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район" от 24.03.2011, муниципального учреждения "Управление образованием" муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район" от 22.03.2011 N 296. Указанное установлено в отношении следующих педагогических работников: Сизоненко С.В., Казакиной И.А., Королвой С.А., Федоровой Н.А., Стынгач С.Ф., Рыбаковой С.В., Никитиной Н.В., Сергеевой Е.В., Окуневой Т.Г., Холопцевой Н.И., Кислянских С.Н., Ильященко И.Г., Шумариной В.И., Садовской Н.В., Панфиловой Л.А., Мельниковой Л.П., Струк Е.А., Белявцевой С.А., Юхимчук В.Г., Тарасовой Г.В., Опариной И.Г., Смородниковой Т.А., Маньковой Т.Ю., Золотаревой Е.В.0 Дерябиной И.Н., Грубникова В.М., Витерской С.И., Гильмановой Л.В.
Поскольку во взыскании с Минфина России убытков в сумме 52 744,38 руб. отказано, государственная пошлина с указанной суммы в размере 1 493,4 руб. также не подлежит взысканию.
В указанной части решение суда сторонами не оспорено.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Закон Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ФЗ о том, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета, судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка УФК по Магаданской области на несоблюдение субъектом Российской Федерации требований Правил предоставления субсидий, подлежит отклонению.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Отсутствие доказательств обращения субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации не может служить основанием для отказа федерального бюджета в финансировании вышеуказанных льгот.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Магаданскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет, суд правомерно обязал Минфин России возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам за счет средств казны Российской Федерации.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 06.04.2011 по делу N А37-2272/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г. Малышева |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2272/2010
Истец: МУП "Синегорское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики", МУП "Синегорьевское МПП ЖКХ и Э"
Ответчик: Департамент финансов администрации Магаданской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области
Третье лицо: "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области", "Администрация муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаднской области", Управление Федерального казначейства по Магаданской области