г. Владимир |
|
24 июня 2011 г. |
Дело N А79-1625/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 24.06.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.05.2011 по делу N А79-1625/2011, принятое судьей Павловой О.Л. по заявлению Министерства внутренних дел по Чувашской Республике о привлечении индивидуального предпринимателя Кобаляна Самвела Арзумановича (ИНН 211579031009, ОГРН 308213725600021) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (далее по тексту - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кобаляна Самвела Арзумановича (далее по тексту - предприниматель, Кобалян С.А.) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс).
Решением от 10.05.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указал, что предприниматель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола письмом от 14.02.2011 N 22/131, в котором предприниматель извещался о составлении протокола об административном правонарушении 28.02.2011 в 10 час. 00 мин. Предпринимателем Кобаляном С.А. 02.03.2011 было лично получено указанное письмо.
В судебное заседание представитель заявителя не явился.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу суду не представил, в судебное заседание не явился.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей сторон.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кобалян С.А. зарегистрирован 12.08.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 308213725600021, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 13).
Центром по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Чувашской Республике 11.02.2011 была проведена проверка соблюдения лицензионного законодательства.
В ходе проверки установлено, что предприниматель в помещении 3 этажа, расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, дом 21а, арендуемом у ООО "Ника", осуществлял деятельность по организации и проведению азартной игры в покер с использованием 3 единиц игровых покерных столов и игрового инвентаря, без специального разрешения (лицензии).
11.02.2011 уполномоченным должностным лицом Министерства составлен протокол осмотра помещений и территорий и находящихся там вещей и документов.
По признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, должностным лицом административного органа в отношении Кобаляна С.А. 11.03.2011 составлен протокол N 22/000435 об административном правонарушении.
Министерство в соответствии со статьей 23.1 Кодекса обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности. При этом суд пришел к выводу о процессуальных нарушениях, допущенных Министерством при производстве по делу об административном правонарушении, заключающихся в составлении протокола об административном правонарушении без участия предпринимателя в отсутствие доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и обязанностей.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 Кодекса).
Положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении производится в присутствии физического лица.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является существенным нарушением процедуры, не позволяющим полно и всесторонне рассмотреть дело о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, письмо административного органа от 14.02.2011 N 22/131 (л.д. 57), извещающего предпринимателя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 28.02.2011 в 10 час. 00 мин., было направлено предпринимателю и получено им только 02.03.2011, о чем имеется подпись Кобаляна С.А. на почтовом уведомлении (л.д. 58).
Вместе с тем фактически протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя был составлен должностным лицом Министерства 11.03.2011 (л.д. 87), в отсутствие предпринимателя.
Доказательств уведомления Министерством предпринимателя о составлении протокола 11.03.2011 материалы дела не содержат.
Таким образом, указанное процессуальное нарушение является существенным, устранение его при рассмотрении дела об административном правонарушении не представляется возможным.
Согласно статье 26.2 Кодекса протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может быть признан доказательством по делу.
Существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности свидетельствует об отсутствии оснований для наложения на него взыскания, независимо от факта совершения административного правонарушения, в связи с чем остальные доводы заявителя не имеют правового значения для рассматриваемого дела.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Министерству в удовлетворении заявленного требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.05.2011 по делу N А79-1625/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1625/2011
Истец: Министерство внутренних дел по Чувашской Республике
Ответчик: ИП Кобалян Самвел Арзуманович
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3539/11