г. Саратов |
Дело N А06-7485/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителей Астраханской таможни Морозовой О.В., доверенность N 01-03-42/8108 от 22.06.2011, действительна до 31.12.2011 (удостоверение N 061021), Яницкой А.А., доверенность N 01-03-42/19696 от 31.12.2010, действительна до 31.12.2011 (удостоверение N 061067 ),
в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "ЛОРЭНСА", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 95827),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОРЕНСА", г. Москва, на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2011 года по делу N А06-7485/2010 (судья Блажнов Д.Н.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОРЭНСА", г. Москва, к Астраханской таможне, г. Астрахань, о признании недействительным требования от 08.10.2010 N 129 об уплате таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОРЭНСА", г. Москва, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным требования N 129 от 08.10.2010 об уплате таможенных платежей, вынесенного Астраханской таможней.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2011 года в удовлетворении требований отказано.
ООО "ЛОРЕНСА" с принятым решением не согласилось, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования заявителя удовлетворить, полагая основания неприятия сертификата не свидетельствующими о его недостоверности.
В отзыве на апелляционную жалобу Астраханская таможня полагает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В суде апелляционной инстанции представители Астраханской таможни поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО "ЛОРЭНСА" (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 02.03.2010 года Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОРЭНСА" в Астраханскую таможню была подана грузовая таможенная декларация 10311020/020310/0001001 на ввозимый на территорию Российской Федерации товар - виноград сушеный (кишмиш) без косточек в 10 000 коробах весом НЕТТО по 10 к.г. (страна экспорта - Иран) (л.д. 49)
В целях получения тарифных преференций по уплате таможенных пошлин Общество представило сертификат о происхождении товара по форме "А" от 13.12.2009 N NUT -2946 (л.д. 12).
Как следует из отметки Таможенного органа на вышеназванной ГТД 03.03.2010 был разрешен выпуск товара в свободное обращение, однако решением N 10311000/041010/063 от 04.10.2010 начальника Астраханской таможни об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа решение должностного лица Астраханского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций по уплате таможенной пошлины в отношении товара, оформленного по вышеназванной ГТД, было отменено (л.д. 78).
Из решения следует, что после выпуска ГТД отделом таможенной инспекции была проведена камеральная таможенная проверка. Согласно полученной от ОТН и ТО Астраханской таможни информации, направленной письмом ФТС РФ от 23.06.2010 N 0589/30697, а также в соответствии с заключением специалиста ЦЭКТУ ФТС России N 4/177 -10 от 31.05.2010, образец оттиска печати, которой заверен сертификат о происхождении товара по форме "А" от 13.12.2009 N NUT - 2946 отсутствует в картотеке образцов оттисков печатей стран-пользователей системой преференций.
В связи с указанными обстоятельствами Астраханская таможня пришла к выводу, что ООО "ЛОРЕНСА" не имеет право на получение тарифных преференций по уплате таможенных пошлин по названной ГТД. На основании изложенного заявителю были начислены таможенные платежи и пени, всего в размере 72 609,86 рублей.
В связи с чем, Астраханской таможней заявителю было выставлено требование от 08.10.2010 N 129 об уплате таможенных платежей и пеней на сумму 72 609,86 рублей.
Заявитель, полагая, что вышеназванный сертификат о происхождении товара по форме "А" от 13.12.2009 N NUT - 2946 подтверждает его право на получение тарифных преференций по уплате таможенных пошлин, обжаловал требование таможенного органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции посчитал требования ООО "ЛОРЕНСА" не подлежащими удовлетворению, указав, что в ФТС отсутствуют оттиски печатей именно того органа, который заверил сертификат происхождении товара, представленный ООО "ЛОРЕНСА" при таможенном оформлении товара, что исключает возможность представления тарифных преференций в силу раздела 6 Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 1 статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 34 ТК РФ предусмотрено, что документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35 ТК РФ) или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36 ТК РФ).
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 36 ТК РФ).
В пункте 4 статьи 36 ТК РФ установлено, что если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза и товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 утвержден перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, в число которых включена Республика Иран.
При определении происхождения товаров из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации применяются "Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" (далее - Правила), принятые Соглашением государств участников Содружества Независимых Государств от 12.04.1996 и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 479.
В соответствии с пунктом 4 Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
В разделе 6 Правил предусмотрены положения по административному сотрудничеству, которыми установлено следующее. Государства - участники СНГ получают от развивающихся стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся страны, которая не предоставила вышеуказанную информацию.
Товар развивающейся страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Таким образом, по смыслу указанных положений происхождение товара из развивающейся страны в целях применения преференций, предусмотренных Соглашением, может быть подтверждено только на основании сертификатов, заверенных уполномоченными органами развивающихся стран, в отношении которых сведения предоставлены государствам - участникам СНГ, представляющим преференции.
С учетом того, что оттиски печатей органа, проставленные на спорных сертификатах, отсутствовали в базе данных ФТС, поскольку не были представлены Ираном в качестве печати органа, компетентного заверять сертификаты происхождения товаров, Астраханской таможней законно отказано обществу ООО "ЛОРЕНСА" в применении таможенных преференций.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ООО "ЛОРЕНСА" о достоверности представленного им сертификата, как основанные на неправильном толковании оснований отказа в предоставлении таможенных преференций.
В рассматриваемом случае таможенным органом было отказано в применении таможенных преференций именно в связи с отсутствием соответствующего контрольного образца компетентного органа Ирана в картотеке образцов оттисков печатей стран-пользователей Российской национальной системой преференций.
Таким образом, таможней, как и судом, не ставится под сомнение подлинность спорных сертификатов, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В связи с этим, у таможни отсутствовала необходимость в направлении запроса в Иран с целью проверки достоверности представленных сертификатов в порядке части 3 раздела 6 Правил.
Вместе с тем, в силу раздела 6 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран обязательным условием предоставления тарифных преференций является не только представление подлинных сертификатов, содержащих достоверные сведения, но и заверение сертификатов компетентными органами, наименования, адреса, оттиски печатей которых представлены развивающейся страной.
С учетом изложенного, несмотря на представление подлинных сертификатов, у ООО "ЛОРЕНСА" отсутствовало право на получение тарифных преференций, поскольку оттиски печатей не представлены Ираном в качестве органа, компетентного заверять сертификаты происхождения товара в целях получения преференций.
Вывод о непредставлении оттисков печатей спорного органа Ираном российским таможенным органам был сделан Астраханской таможней на основании заключения специалиста ЦЭКТУ ФТС N 4/117-10 от 31.05.2010, которое послужило основанием к выставлению требования.
Процедура выставления требования таможенным органом соблюдена, расчет платежей, указанных в требовании, является обоснованным и не оспаривается заявителем.
В связи с чем, у таможенного органа имелись законные основания для выставления заявителю оспариваемого требования 08.10.2010 N 129 об уплате таможенных платежей и пеней на сумму 72 609,86 рублей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2011 года по делу N А06-7485/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А.Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7485/2010
Истец: ООО "ЛОРЭНСА"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2854/11