г. Хабаровск
27 июня 2011 г. |
N 06АП-2281/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Иноземцева И. В., Малышевой Л.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в заседании:
от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от Министерства финансов Российской Федерации: Егорова О.В., представитель по доверенности от 22.11.2010;
от Министерства финансов Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 14.03.2011
по делу N А73-1187/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Сутуриным Б.И.
по иску Администрации городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
о взыскании 93 941 руб. 21 коп.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилась Администрация городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края (далее по тексту - Администрация, истец) с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее по тексту - Минфин РФ, ответчик), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее по тексту - соответчик, Минфин Хабаровского края) о взыскании убытков в размере 93 941 руб. 21 коп., понесенных в связи с предоставлением льгот неработающим пенсионерам по оплате выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением от 14.03.2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Администрации взысканы убытки в размере 93 941 руб. 21 коп., Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края от ответственности освобожден.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, обосновывая жалобу тем, что суд неправильно применил нормы материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация выразила согласие с решением суда первой инстанции.
Представитель Минфина РФ в заседании апелляционного суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация и Минфин Хабаровского края о времени месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но своих представителей в апелляционный суд не направили.
Заслушав представителя Минфина РФ, исследовав доказательства, приобщенные к материалам дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Отделом судебных приставов по Охотскому району на основании решений судов общей юрисдикции вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств от 28.05.2010 N 8/19/2566/4/2010 (л.д. 13), от 06.07.2010 N 8/19/3051/7/2010 (л.д. 14), от 06.09.2010 N 8/19/3803/4/2010 (л.д. 15), от 28.10.2010 N 8/19/4360/4/2010 (л.д. 16).
На основании указанных постановлений платежными поручениями от 08.09.2010 N 7650 (л.д. 170), от 19.11.2010 N 10114 (л.д. 18), от 10.11.2010 N 9670 (л.д. 19), от 08.09.2010 N 7651 (л.д. 20) Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края произведены выплаты компенсации льгот неработающим пенсионерам в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям за период с 01.01.2009 по 31.10.2010 на общую сумму 93 941 руб. 21 коп., в том числе в пользу: Баленко Т.Ф. на сумму 24 700, Сухачева В.Н. - 22 865 руб. 61 коп., Любиной З.Э. - 24 168 руб. 10 коп., Сухачевой П.А. - 22 207 руб. 50 коп.
Полагая, что выплатой указанных компенсаций истцу причинены убытки, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в отношении Российской Федерации в лице Минфина РФ, исходил из того, что в силу закона выплата спорной компенсации отнесена к расходным обязательствам Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Минфин РФ указывает, что статьей 4 Федерального Закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не предусмотрена выплата компенсации за счет Российской Федерации; полагает, что вина Минфина РФ в возникновении у истца убытков судом не установлена; иск направлен на пересмотр вступивших в законную силу решений суда общей юрисдикции. Кроме того, полагает, что в решении суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны публично-правового образования.
Шестой арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы по существу спора подлежат отклонению, однако имеются основания для изменения обжалуемого решения.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что способом защиты гражданских прав является, в том числе возмещение убытков.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что социальная защита населения, в том числе и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации. Поскольку социальные гарантии установлены Федеральным Законом в пределах прав, предусмотренных статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", то финансовое обеспечение указанных полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем передачи указанных средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся неработающими гражданами, получающими трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что сумма компенсаций была выплачена истцом в пользу неработающих пенсионеров на оплату их выезда из районов Крайнего Севера. Следовательно, в силу вышеприведенных норм несостоятельны доводы Минфина РФ о том, что выплата указанных компенсаций к расходным обязательствам Российской Федерации не относится.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Средства из федерального бюджета бюджетам других уровней согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны передаваться в виде субвенций и субсидий.
В федеральном бюджете денежные средства на реализацию гарантий, установленных Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1, не предусматривались. Доказательства обратного Минфином РФ в материалы дела не представлены.
Перечисление истцом суммы компенсаций в размере 93 941 руб. 21 коп. подтверждено (л.д. 17-20).
Таким образом, наличие убытков истцом доказано.
При этом суду не представлены доказательства возмещения ответчиком Администрации городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края вышеназванных расходов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении ответственности за причиненные истцу убытки на Российскую Федерацию является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии вины Минфина РФ подлежит отклонению, как не подтвержденный доказательствами.
Также отклонен как несостоятельный аргумент ответчика о том, что иск направлен на пересмотр вступивших в законную силу решений суда общей юрисдикции.
Согласно исковому заявлению Администрация городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 93 941 руб. 21 коп., возникших в результате компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате выезда неработающих пенсионеров, а в случае выделения целевым назначением из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края в достаточном количестве денежных средств на компенсацию расходов - о взыскании убытков с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Требование о пересмотре вступивших в законную силу решений суда общей юрисдикции истцом не заявлялось.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Резолютивная часть решения не содержит указания о взыскании убытков в размере 93 941 руб. 21 коп. с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 марта 2011 года по делу N А73-1187/2011 изменить. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате выезда неработающих пенсионеров в размере 93 941 руб. 21 коп. В остальной части решение оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1187/2011
Истец: Администрация городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Министерство финансов Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2281/11