"29" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.И. Бычковой
судей: Л.Ф. Первухиной, Е.В, Севастьяновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.А. Сызранцевой,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы по надзору в сфере пользования и охраны природных ресурсов Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "15" апреля 2011 года по делу N А69-378/2011 принятое судьей А.В. Хертек,
УСТАНОВИЛ:
министерство дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва (ИНН 1701041600) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по надзору в сфере пользования и охраны природных ресурсов Республики Тыва о признании недействительным постановления N 12/23-1-11П от 02 марта 2011 года.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15 апреля 2011 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере пользования и охраны природных ресурсов Республики Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по следующим основаниям:
- министерством дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва при осуществлении своей деятельности, связанной с использованием оргтехники образуются бытовые и канцелярские отходы (остатки бумаги, канцелярские принадлежности), что предполагает обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- министерством нарушены сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2010 год, ввиду того, что соответствующие платежи поступили от плательщика лишь 22.02.2011, тогда как указанный платеж должен быть произведен в бюджет по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (публичное извещение размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 11.05.2007 N 533, министерство дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва является органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере транспортного комплекса, в области связи, дорожного хозяйства Республики Тыва, а также координацию деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Тыва.
На основании информации Росприроднадзора по Республике Тыва от 14.02.2011 N 204 административным органом в Министерство дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва направлено уведомление от 17.02.2011, которым уполномоченному представителю учреждения предложено явиться 24.02.2011 в 11 час. 00 мин. в административный орган для составления и подписания протокола по делу об административном правонарушении по факту невнесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, в установленные законом сроки.
Указанное уведомление получено учреждением 17.02.2011, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
По платежному поручению N 8436 от 22.02.2011 министерство дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва произвело плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2010 год на сумму 945 рублей 15 копеек.
22.02.2011 в административный орган учреждением представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления за 2010 года в сумме 2 437 рублей 68 копеек.
24.02.2011 в присутствии представителя учреждения Сам А.Л. Росприроднадзором в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 24.02.2011 N 09/20-11П, в котором зафиксирован факт правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несогласовании расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды и невнесении в установленные сроки платы за негативное в виде размещения отходов.
Извещением от 24.02.2011, полученным учреждением 24.02.2011, административный орган вызвал представителя министерства для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением Росприроднадзора от 02.03.2011 N 12/23-1-11П, вынесенным в присутствии представителя учреждения Сам А.А., учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции установлено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности совершенного министерством административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исходя из следующего.
Частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Объективной стороной названного правонарушения является бездействие, выразившееся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Оспариваемым постановлением министерство привлечено к ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в размещении отходов производства и потребления за 2010 год.
В соответствии со статьей 1 от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Аналогичный вывод сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.
Служба по надзору в сфере пользования и охраны природных ресурсов Республики Тыва указывает, что министерство представлением расчетов подтверждает осуществление такого вида негативного воздействия как загрязнение окружающей среды в виде размещения бытовых и канцелярских отходов.
Однако документального подтверждения фактов хранения и захоронения бытовых и канцелярских отходов министерством дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва Службой в материалы дела ни суду первой, ни апелляционной инстанции не представлено.
При наличии таких обстоятельств, следует признать, что административный орган привлек учреждение к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Как следует из Положения Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 11.05.2007 N 533, министерство является органом исполнительной власти республики, осуществляющим государственную политику в сфере транспортного комплекса, в области связи, дорожного хозяйства Республики Тыва, а также координацию деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти.
В связи с этим, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что учреждение не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, следовательно, в его бездействии отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, в оспариваемом постановлении в отношении учреждения не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Тыва от 15.04.2011 года не имеется, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Тыва правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "15" апреля 2011 года по делу N А69-378/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение, в порядке части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Л.Ф. Первухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-378/2011
Истец: Министерство дорожно-транспортного комплекса и связи РТ
Ответчик: Служба по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов РТ
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2215/11