29 июня 2011 г. |
Дело N А65-1721/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представителя открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Зеленодольского отделения N 4698 - Слепцовой Е.А. (доверенность о 08.11.2010 года N 429),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан, г.Зеленодольск,
на решение Арбитражного Республики Татарстан от 08 апреля 2011 года по делу N А65-1721/2011 (судья Шайдуллин Ф.С.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Зеленодольского отделения N 4698, г.Зеленодольск,
к ГУ - Управление ПФ РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ, г.Зеленодольск,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Зеленодольского отделения N 4698 (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) (далее - заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее - пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 01.12.2010 N 2 (л.д.5).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2011 по делу N А65-1721/2011 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным решение ГУ - УПФ РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому района Республики Татарстан от 01.12.2010 N 2 и обязал пенсионный фонд принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" в лице Зеленодольского отделения N4698 (л.д.58-60).
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.68-70).
Банк апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель банка отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя банка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом выявлено нарушение Зеленодольским отделением N 4698 Сбербанка России срока сообщения о закрытии расчетного счета N 40702810462480100848 организации ЗАО "Услонстрой". Указанное нарушение отражено в акте от 13.07.2010 N 1 (л.д. 28-30).
10.08.2010 пенсионным фондом вынесено решение N 1 о привлечении Зеленодольского отделения N 4698 Сбербанка России к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной статьей 49 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 40000 руб. (л.д.24-27).
Не согласившись с решением пенсионного фонда, Зеленодольское отделение N 4698 Сбербанка России подало в отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан жалобу на вышеуказанное решение, на основании того, что к ответственности привлечен филиал юридического лица.
Решением комиссии по рассмотрению жалоб плательщиков страховых взносов ОПФР по Республике Татарстан от 20.09.2010 решение пенсионного фонда от 10.08.2010 отменено, с формулировкой: "Решение УПФР по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районах РТ от 10.08.2010 года N 1 отменить, в связи с привлечением к ответственности за совершение правонарушения юридического лица ОАО "Сбербанк России" (л.д.34).
26.10.2010 пенсионным фондом вновь составлен акт N 2 об обнаружении факта нарушения Зеленодольским отделением N 4698 Сбербанка России срока сообщения о закрытии расчетного счета N40702810462480100848 организации ЗАО "Услонстрой" (л.д.19-22).
01.12.2010 пенсионным фондом вынесено решение N 2 о привлечении ОАО "Сбербанк России" в части деятельности Зеленодольского отделения N 4698 к ответственности, предусмотренной статьей 49 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 40000 руб. за совершение того же правонарушения, что и в отмененном решении от 10.08.2010 N 1 (л.д.15-18).
Считая вышеуказанное решение пенсионного фонда незаконным, банк обжаловал его в арбитражный суд.
В качестве основания для оспаривания решения пенсионного фонда заявитель указывает на повторность проведения проверки по одному и тому же правонарушению.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
В соответствии со статьей 49 Закона N 212-ФЗ несообщение в установленный срок банком в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя влечет взыскание штрафа в размере 40000 руб.
В пункте 4 статьи 33 Закона N 212-ФЗ указано, что в целях контроля за выполнением банками обязанностей, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Однако порядок привлечения банков к ответственности Законом N 212-ФЗ не установлен.
Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности банков, суд первой инстанции посчитал, что такие правоотношения подлежат регулированию нормами главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Дела о правонарушениях, выявленных не в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, а в результате иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что по факту нарушения Зеленодольским отделением N 4698 Сбербанка России срока сообщения сведений о закрытии 16.03.2010 расчетного счета N 40702810462480100848 организации ЗАО "Услонстрой" составлен акт от 13.07.2010 в отношении Зеленодольского отделения N 4698 Сбербанка России.
На основании указанного акта пенсионным фондом вынесено решение от 10.08.2010 N 1 о привлечении Зеленодольского отделения N 4698 Сбербанка России к ответственности, предусмотренной статьей 49 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 40000 руб. (л.д. 24-27).
По жалобе Зеленодольского отделения N 4698 Сбербанка России, Решением комиссии по рассмотрению жалоб плательщиков страховых взносов ОПФР по Республике Татарстан от 20.09.2010 решение пенсионного фонда от 10.08.2010 отменено. Основанием для отмены решения явился тот факт, что к ответственности привлечен филиал юридического лица (л.д.34).
26.10.2010 пенсионным фондом вновь составлен акт N 2 об обнаружении факта нарушения Зеленодольским отделением N 4698 Сбербанка России срока сообщения о закрытии расчетного счета N 40702810462480100848 организации ЗАО "Услонстрой" и 01.12.2010 пенсионным фондом вынесено решение N 2 о привлечении ОАО "Сбербанк России" в части деятельности Зеленодольского отделения N 4698 к ответственности, предусмотренной статьей 49 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 40000 руб. за совершение того же правонарушения, что и в отмененном решении N 1 от 10.08.2010 (л.д. 15-18).
Нарушения статьи 24 Закона N 212-ФЗ должны быть отражены в решении о привлечении банка к ответственности, вынесенном в соответствии с требованиями статьи 101.4 НК РФ.
Согласно статье 82 НК РФ налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов с целью реализации возложенных на них обязанностей в пределах предоставленной компетенции.
Из содержания статьи 101.4 НК РФ и других норм Кодекса не следует право проверяющих органов неоднократно проводить проверки по факту совершения одного и того же правонарушения.
Пунктом 8 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено вынесение по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа одного из следующих решений:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Следовательно, по результатам проверки налоговый орган принимает одно из вышеуказанных решений.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, предоставляющих налоговым органам право неоднократного вынесения по результатам проверок решений, фактически направленных на изменение решения, ранее принятого в соответствии со статьей 101.4 НК РФ. Указанное право также не предусмотрено законодательством об обязательном пенсионном обеспечении.
Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П).
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами уполномоченного органа требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может служить основанием для отмены принятого таким органом решения вышестоящим органом или судом.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для проведения 26.10.2010 повторной проверки факта соблюдения Зеленодольским отделением N 4698 Сбербанка России срока сообщения о закрытии расчетного счета N 40702810462480100848 организации ЗАО "Услонстрой", поскольку данный факт уже был подвергнут проверке 13.07.2010.
Суд первой инстанции правильно указал, что составление двух актов проверки и принятие двух решений по факту совершения одного и того же правонарушения противоречит требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил банку заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 НК РФ относятся на пенсионный фонд, но не взыскиваются, в связи с освобождением от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Республики Татарстан от 08 апреля 2011 года по делу N А65-1721/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1721/2011
Истец: ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Зеленодольского отделения N4698", г. Зеленодольск
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6055/11