г. Чита |
Дело N А19-3769/2010 |
30 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Ячменева Г.Г., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2011 года по делу N А19-3769/2010, по заявлению индивидуального предпринимателя Ши Шучжень (ОГРНИП 304382728800012) к Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259) о признании незаконным бездействия, (суд первой инстанции Шульга Н.О.),
при участии в судебном заседании: от заявителя: Косыгин А.С. (доверенность от 01.09.2010); от ответчика: не явился, извещен; от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Индивидуальный предприниматель Ши Шучжень (ИП Ши Шучжень, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения по ходатайству N 10611 о переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель под строительство, земельных участков, расположенных по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, поле "Веселое", по Култукскому тракту автодороги Иркутск-Чита между 21,5 и 23,5 км по левой стороне автотрассы общей площадью 78 000 кв.м, кадастровые номера 38:27:020023:164, 38:27:020023:169, 38:27:020023:170, 38:27:020023:171.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 сентября 2010 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2010 года по делу N А19-3769/2010 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены. В обоснование суд указал, что министерство, являясь органом исполнительной власти, уполномочено на рассмотрение ходатайства заявителя для реализации установленной законом функции по подготовке и представлению правительству Иркутской области предложений о переводе земель. В свою очередь, в компетенцию правительства Иркутской области, как высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе. Срок для принятия решения, предусмотренный положениями Земельного кодекса Российской Федерации, а также законом N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Правительством Иркутской области не соблюден. Ответчик уклоняется (бездействует) от принятия соответствующего решения о переводе земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в таком переводе, при этом указанное бездействие является незаконным, поскольку доказательств наличия правовых оснований для непринятия решения ответчиком суду не представлено. Данное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, Правительство Иркутской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Ши Шучжень отказать. Указано, что доказательства поступления в правительство Иркутской области ходатайства ИП Ши Шучжень от 23 ноября 2009 года об осуществлении перевода земельных участков в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия Правительства Иркутской области не имеется, поскольку не доказан факт наступления момента, с которого следует исчислять установленный Федеральным законом N 172-ФЗ срок рассмотрения ходатайства. Кроме того, в решении суда первой инстанции имеется неточность, а именно на листе 2 решения вместо Правительства Иркутской области указано Правительство РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, дал пояснения согласно письменному отзыву. Считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672000 38 74834 8 и N 672000 38 74835 5 от 03.06.2011. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672000 38 74837 9 и N 672000 38 74838 6 от 06.06.2011. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ИП Ши Шучжень 23.11.2009 обратился с ходатайством в Агентство имущественных отношений Иркутской области о переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности:
- общей площадью 78000 м2, расположенный по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, поле "Веселое", по Култукскому тракту автодороги Иркутск-Чита между 21,5 и 23,5 км по левой стороне автотрассы, кадастровый номер 38:27:020023:164;
- общей площадью 78000 м2, расположенный по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, поле "Веселое", по Култукскому тракту автодороги Иркутск-Чита между 21,5 и 23,5 км по левой стороне автотрассы, кадастровый номер 38:27:020023:169;
- общей площадью 78000 м2, расположенный по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, поле "Веселое", по Култукскому тракту автодороги Иркутск-Чита между 21,5 и 23,5 км по левой стороне автотрассы, кадастровый номер 38:27:020023:170;
- общей площадью 78000 м2, расположенный по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, поле "Веселое", по Култукскому тракту автодороги Иркутск-Чита между 21,5 и 23,5 км по левой стороне автотрассы, кадастровый номер 38:27:020023:171,
Постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N 264/43-пп "О Министерстве имущественных отношений Иркутской области" Агентство имущественных отношений Иркутской области переименовано в Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Министерством имущественных отношений Иркутской области подготовлены проекты постановлений Правительства Иркутской области о переводе вышеуказанных земельных участков, находящихся в собственности Ши Шучжень, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения которые подписаны Министром имущественных отношений Иркутской области 27 февраля 2010 года и в настоящее время проходят процедуру согласования.
Поскольку решение о переводе земельных участков из одной категории в другую, либо решение об отказе в таком переводе Правительством Иркутской области принято не было индивидуального предпринимателя Ши Шучжень, полагая, что указанное бездействие ответчика не соответствуют закону и нарушает его законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что необходимо исследовать вопросы обращения предпринимателя в Правительство Иркутской области с ходатайствами о переводе вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, об обязанности Правительства Иркутской области рассмотреть ходатайства предпринимателя в двухмесячный срок с момента подачи их в Агентство имущественных отношений Иркутской области.
Суд, выполняя указания кассационного суда, исходил из системного толкования положений ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки: в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе принимается исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего ходатайства.
Законом Иркутской области от 21.12.2006 года N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности области, земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности отнесен к полномочиям правительства Иркутской области (пункт 6 статьи 4).
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, управлению государственной собственностью Иркутской области (пункт 1). Задачами министерства являются управление и распоряжение землями и земельными участками (пункт 6).
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками подготовку и представление правительству Иркутской области предложений о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области; в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности; в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением необходимых для федеральных нужд (пункт 7).
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что министерство, являясь органом исполнительной власти, уполномочено на рассмотрение ходатайства заявителя для реализации установленной законом функции по подготовке и представлению правительству Иркутской области предложений о переводе земель. В свою очередь, в компетенцию правительства Иркутской области, как высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе.
Исходя из принципа единообразия судебных актов и руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.11.2010 года N А19-7043/10, суд первой инстанции правомерно признал довод ответчика о том, что ИП Ши Шучжень не представил доказательств обращения с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в правительство Иркутской области, в связи с чем, не представляется возможным установить дату начала исчисления, предусмотренного законом срока, необоснованным.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства -исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Факт обращения предпринимателя в Агентство имущественных отношений Иркутской области 23 ноября 2009 года (вх. N 10611) с ходатайством о переводе вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности_, соответствия представленных документов требованиям, установленным Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", подтверждается материалами дела.
Косвенно об обращении предпринимателя в уполномоченный орган свидетельствует то, что Министерством имущественных отношений Иркутской области подготовлены проекты постановлений Правительства Иркутской области о переводе вышеуказанных земельных участков, которые подписаны Министром имущественных отношений Иркутской области 27 февраля 2010 года и проходят процедуру согласования.
Обязанность по принятию акта о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую либо акта об отказе в таком переводе в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", должна быть исполнена Правительством Иркутской области не позднее 23 января 2010 года.
Учитывая, что Правительством Иркутской области в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства не было принято одно из указанных решений, суд первой инстанции правомерно признал бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от принятия решения по ходатайству ИП Ши Шучжень от 23.11.2009 года (вх. N 10611) о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую, не соответствующим Закону N 172-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Указание судом первой инстанции на странице 2 решения неточности в виде указания "Правительства РФ" вместо "Правительства Иркутской области" не может быть признано основанием для отмены решения суда, а подлежит исправлению в порядке 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Из текста решения видно, что речь идет о Правительстве Иркутской области, а не Правительстве РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.04.2011 г.., принятое по делу N А19-3769/2010, оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Иркутской области без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Г.Г. Ячменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3769/2010
Истец: Ши Шучжень . ., Ши Шучжень А В
Ответчик: Правительство Иркутской области
Третье лицо: Агентство имущественных отношений ИО, Министерство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2078/11