г. Москва |
Дело N А40-9981/11-120-79 |
28 июня 2011 г. |
N 09АП-10233/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Цымбаренко И.Б.
Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коняевой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Димвер-2" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2011 по делу N А40-9981/11-120-79 судьи Блинниковой И.А.,
по заявлению ООО "Димвер-2" (ИНН 7719158198, ОГРН 1027700302915)
к Управлению Федеральной миграционной службы России по городу Москве
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: Фирсова Е.В. по дов. от 23.03.2011;
от ответчика: Могыла В.И. по дов. от 14.02.2011 N МС-9/22-236,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2011 ООО "Димвер-2" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве (далее - УФМС по г. Москве) от 14.12.2010 по делу N 12198/10/10 от 20.10.2010 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о привлечении Обществом иностранного гражданина к трудовой деятельности при отсутствии у него разрешения на работу на территории Российской Федерации.
Также считает, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено с нарушениями положений КоАП РФ, так как о времени и месте совершения указанных процессуальных действий Общество не было извещено.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Считает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку факт правонарушения подтверждается материалами административного дела, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 13.07.2010, в соответствии с совместным приказом МВД России и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 года N 338/97 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" и на основании распоряжения от 13.07.2010 N 1324, сотрудниками ОППМ N2 ООИК УФМС России по г. Москве проведена проверка по соблюдению миграционного законодательства при осуществлении работ жилищно-коммунального хозяйства на объекте, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Челябинская.
В ходе проверки было выявлено событие административного правонарушения, совершенного ООО "Димвер-2", выразившегося в незаконном привлечении к трудовой деятельности без разрешения на работу в г. Москве в качестве дворника гражданина Республики Таджикистан Амриддинова К.Ш., 17.03.1991 года рождения, паспорт серии А номер 4599482, выдан 01.09.2008.
На основании непосредственно обнаруженных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в отсутствие законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом, капитаном внутренней службы Могылой В.И., инспектором отдела по административной практике УФМС России по г. Москве, 28.10.2010 составлен протокол об административном правонарушении МС N 579036, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Постановлением от 14.12.2010 по делу об административном правонарушении N 12198/10/10 ООО "Димвер-2" признано виновным в совершении указанного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде взыскания штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Считая оспариваемое постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания указанной нормы, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права и сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно п.п. "д" п.5 которого, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, осуществляет Федеральная миграционная служба, в том числе, через свои территориальные органы.
Положением об Управлении Федеральной миграционной службы России по г.Москве, утвержденным приказом ФМС России от 02.12.2005 N 202, предусмотрено полномочие административного органа осуществлять контроль и надзор за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.
На основании ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч.1 ст.23.67 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст.18.15 настоящего Кодекса, рассматривают органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
Протокол об административном правонарушении составлен инспектором отдела УФМС России по г. Москве, оспариваемое постановление подписано начальником отдела УФМС России по г. Москве, то есть, уполномоченными должностными лицами.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности ответчиком факта совершения Обществом вмененного ему правонарушения.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется, в соответствии с федеральным законом.
При этом в примечаниях к статье 18.15 КоАП РФ указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации), разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу части 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 упомянутого Закона, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В настоящем же случае, как следует из материалов дела, при проведении проверки было установлено, что иностранный гражданин фактически осуществлял трудовую деятельность на объекте Общества, не имея при этом разрешения на выполнение каких-либо видов работ. Указанное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 13.07.2010, протоколе осмотра территории от 13.07.2010 и подтверждается объяснениями гражданина Республики Таджикистан Амриддинова К.Ш.
Таким образом, судом первой инстанции, вопреки доводам жалобы, сделан правильный вывод о том, что Общество фактически привлекло к трудовой деятельности гражданина Республики Таджикистан Амриддинова К.Ш., не имеющего разрешения на работу, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии надлежащих доказательств, свидетельствующих о привлечении Обществом иностранного гражданина к трудовой деятельности без разрешения на работу, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Данным доводам дана оценка судом первой инстанции, который в соответствии со статьями 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, правомерно указав на доказанность административным органом вмененного Обществу правонарушения.
Следует учесть, что доказательства согласуются между собой и не противоречат иным доказательствам по делу, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества события правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Доводы Общества об отсутствии в его действиях вины в совершенном правонарушении признаются несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив в совокупности обстоятельства и доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности органом миграционного контроля вины Общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Согласно ст.16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Неисполнение юридическим лицом требований Федерального закона при осуществлении деятельности вследствие ненадлежащего оформления трудовых отношений с его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что иностранного гражданина привлекла к трудовой деятельности иная организация - ООО "Ивановское-42", с которой Обществом был заключен договор на предоставление услуг по санитарному содержанию придомовой территории жилищного фонда района Ивановское, правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный и документально не подтвержденный.
Таким образом, Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции на основании материалов дела установлен факт нарушения требований Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также вина Общества в допущенном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем же случае, как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, вопреки доводам жалобы, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Протокол об административном правонарушении от 28.10.2010 МС N 579036 был составлен в отсутствие представителей заявителя, при этом о месте и времени совершения указанного процессуального действия Общество извещалось посредством направления телеграммы по адресу (месту нахождения) ООО "Димвер-2", указанному в выписках из ЕГРЮЛ от 14.10.2009, от 28.10.2010 и материалах административного дела: 109568, г.Москва, ул.Челябинская, д.4, корп.2. Иными адресами административный орган не располагал.
Таким образом, уведомление ответчика органом почтовой связи о невручении телеграммы с указанием причины "по указанному адресу такой организации нет" не может быть расценено как нарушение административным органом требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление от 14.12.2010 по делу об административном правонарушении N 12198/10/10 вынесено также в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о дате рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении копии определения от 23.11.2010, направленного заявителю по адресу: 105568, г.Москва, ул.Челябинская, д.4, корп.2.
Довод заявителя о нарушении предусмотренного ст.28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не принимается апелляционной коллегией, поскольку с учетом п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение срока изготовления протокола об административном правонарушении не является существенным недостатком, не позволившим полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, либо повлекшим существенное нарушение прав и законных интересов организации при его рассмотрении.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, является правомерным.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268,269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2011 по делу N А40-9981/11-120-79 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9981/2011
Истец: ООО "Димвер-2"
Ответчик: Отдел по административной практике УФМС России по г. Москве, Управление Федеральной Миграционной службы России по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10233/11