В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается распространить действие части второй статьи 100 (Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) на ряд преступлений против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, а также против собственности.
Часть первая статьи 100 УПК РФ предусматривает возможность избрания меры пресечения в исключительных случаях в отношении подозреваемого. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" рассматриваемая статья была дополнена частью второй, в соответствии с которой обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения.
Необходимость данного дополнения была вызвана тем, что 10-дневный срок предъявления обвинения подозреваемому не всегда является достаточным при расследовании преступлений террористического характера (органы следствия во многих случаях не успевают в этот срок установить личность подозреваемого, что препятствует предъявлению ему обвинения).
Деяния же, предусмотренные частью второй статьи 105, частями второй и третьей статьи 126, частями второй и третьей статьи 127, частями второй, третьей и четвертой статьи 162 УК РФ, не относятся к преступлениям террористического характера и включение их в часть вторую статьи 100 УПК РФ представляется необоснованным.
Предлагаемое законопроектом увеличение срока содержания под стражей без предъявления обвинения нарушает право арестованного лица на незамедлительное предъявление обвинения, предусмотренное пунктом 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В свою очередь, в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и не могут быть обоснованы необходимостью предоставления органам, осуществляющим предварительное расследование, более широких возможностей в целях повышения эффективности их деятельности.
Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту не приведены статистические, аналитические и иные данные, свидетельствующие о том, что установленный 10-дневный срок является недостаточным для предъявления обвинения подозреваемому в совершении перечисленных в законопроекте преступлений лицу, в отношении которого избрана мера пресечения.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации представленный законопроект не поддерживается.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 16 апреля 2007 г. N 1431п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 319049-4 "О внесении изменения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный Воронежской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был