Решение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 апреля 2007 г. N 115(5)
"О проекте федерального закона N 319049-4 "О внесении изменения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(об уточнении порядка избрания меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении преступления террористического характера)"
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, рассмотрев вопрос о проекте федерального закона N 319049-4 "О внесении изменения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенном Воронежской областной Думой, решил:
1. Утвердить заключение к указанному законопроекту.
2. Рекомендовать Государственной Думе указанный законопроект отклонить.
3. Рекомендовать Государственной Думе назначить содокладчиком по данному вопросу первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.В. Гребенникова.
4. Направить соответствующие документы в Совет Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Заключение по проекту федерального закона N 319049-4
"О внесении изменения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 319049-4 "О внесении изменения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный Воронежской областной Думой.
Законопроектом предлагается дополнить перечень преступлений, установленных частью второй статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за совершение которых подозреваемому предъявляется обвинение в течение 30 суток, если в отношении него избрана мера пресечения, преступлениями, предусмотренным частью второй статьи 105 (убийство при отягчающих обстоятельствах), частями второй и третьей статьи 126 (похищение человека), частями второй и третьей статьи 127 (незаконное лишение свободы) и частями второй, третьей и четвертой статьи 162 (разбой) Уголовного кодекса Российской Федерации.
По мнению Комитета, предложение авторов законопроекта внести указанное выше изменение в часть вторую статьи 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации противоречит сути данной части. В соответствии с названной нормой 30-дневный срок предъявления обвинения в отношении подозреваемого предусматривается лишь по преступлениям террористического характера, отличающихся высокой степенью общественной опасности.
Статья 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации была дополнена частью второй Федеральным законом от 22 апреля 2004 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в связи с тем, что 10-дневный срок предъявления обвинения подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не всегда являлся достаточным при расследовании преступлений террористического характера. Органы следствия во многих случаях не успевали в этот срок установить личность подозреваемого, что препятствовало предъявления ему обвинения.
Авторы законопроекта в пояснительной записке обосновывают свою законодательную инициативу тем, что преступления, предусмотренные частью второй статьями 105, частями второй и третьей статьи 126, частями второй и третьей статьи 127 и частями второй, третьей и четвертой статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, могут быть связаны с преступлениями террористического характера, но на первоначальном этапе расследуются как разрозненные эпизоды убийств, похищения людей, незаконного лишения свободы, разбойных нападений.
Между тем в большинстве случаев вышеназванные преступления совершаются без террористических целей. Таким образом, предлагаемая законопроектом норма о дополнительном включении в этот перечень таких преступлений, как убийство, похищение людей, незаконное лишение свободы и разбойное нападение, приведет к тому, что порядок избрания в отношении подозреваемого меры пресечения, в том числе и в виде заключения под стражу, до 30 суток не будет иметь исключительный характер и соответствовать тем требованиям, которые предъявлялись при введении этого порядка, что неизбежно повлечет нарушение конституционных прав граждан.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 319049-4 "О внесении изменения в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.