Заключение
Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого созыва от 10 апреля 2007 г. к N вн 3.24-18/309
на проект федерального закона N 408588-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона N 408588-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", внесенного депутатом Государственной Думы А.П. Ковалем, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" страховые организации должны завершить специализацию (т.е. страховые организации, занимающиеся имущественными видами страхования не могут заниматься личным страхованием, за исключением страхования от несчастных случаев, болезней и медицинского страхования) не позднее 1 июля 2007 года.
В то же время в указанном Законе не раскрыто понятие "завершение специализации", что, как показала правоприменительная практика, вызывает неоднозначную трактовку указанной нормы у участников страхового рынка. Проблема усложняется также и тем, что по данным Федеральной службы страхового надзора, в 2006 году 139 страховых компаний занимались как страхованием жизни, так и иными видами страхования, а следовательно должны осуществить к 1 июля 2007 года передачу страхового портфеля в соответствии с выбранным режимом специализации. При этом, как показала практика, механизм передачи страхового портфеля в настоящее время не достаточно отработан и существуют объективные сложности в реализации законодательной нормы в части получения письменного согласия страхователей и застрахованных лиц на замену страховщика.
Учитывая социальную значимость последствий специализации страховых организаций в части соблюдения прав застрахованных, автор законопроекта предлагает установить поэтапный порядок завершения специализации.
В соответствии с вносимыми изменениями страховые организации, занимающиеся одновременно страхованием жизни и имущественным страхованием должны подать заявление в орган страхового надзора об ограничении действия лицензии на виды страхования с учетом выбранного режима специализации, что позволит страховым организациям исполнять свои обязательства перед страхователями и застрахованными лицами. При этом, в соответствии с действующим законодательством, страховая организация, у которой ограничено действие лицензии, не сможет заключать новые договора страхования, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры. Тем самым у страховой организации обязательства по страхованию объектов, в отношении которых действие лицензии ограничилось, не увеличиваются, а наоборот, постепенно сокращаются, прекращаются или передаются другим страховщикам. Кроме того, с 1 июля 2012 года страховая компания, у которой было ограничено действие лицензии, должна прекратить все операции по данному виду страхования.
Законопроект предусматривает также санкции со стороны органа страхового надзора в виде отзыва лицензии в случае невыполнения страховыми организациями установленных требований по порядку осуществления специализации.
Поддерживая в целом концепцию предложенного законопроекта, Комитет имеет ряд предложений и замечаний.
При подготовке законопроекта ко второму чтению требует дополнительного обсуждения необходимость внесения в законопроект норм в части требований к размеру уставного капитала страховых организаций при условии ограничения действия лицензии на страхование жизни или на имущественные виды страхования.
Кроме того, в Законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не предусматривается возможность ограничения лицензии по заявлению страховой организации. Необходимо дополнить законопроект положением, что в случаях, предусмотренных законом, ограничение действия лицензии может быть и по заявлению страховой организации.
Комитет отмечает, что указанный законопроект является альтернативным проекту федерального закона N 388052-4 "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", при этом рассматриваемый законопроект, в отличие от альтернативного, не противоречит действующему страховому законодательству и предлагает поэтапный порядок завершения специализации страховых организаций, учитывающий интересы, как страховщиков, так и страхователей.
Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 408588-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.