Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого созыва от 6 февраля 2007 г. N вн. 2.2-1/364
по проекту федерального закона N 374451-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Законодательным Собранием Челябинской области
(первое чтение)
По данному проекту, по сути, касающемуся внесения изменений в статьи "11.21 и 32.4" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщаем следующее.
1. Полагаем, что наименование данного проекта не в полной мере отражает его содержание, поскольку неясно, по какому вопросу в КоАП РФ вносятся предлагаемые изменения. В этой связи следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, что-бы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
2. Проектом (пункт 1 статьи 1) предлагается изложить статью 11.21 КоАП РФ (по тексту - 11.21) в новой редакции, разбив ее содержание на две части и взяв за основу действующую редакцию этой статьи. При этом объективная сторона большинства правонарушений, изложенных как в части 1, так и части 2 этой статьи, нуждается в согласовании с действующим законодательством. Так, например, предлагаемая диспозиция новой редакции части 1 статьи 11.21 КоАП РФ, посвященная нарушению правил охраны полосы отвода автомобильной дороги, не в полной мере согласуется, в частности, с частью 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) по перечню и наименованию предусмотренных в ней запретов, за нарушение которых в КоАП РФ предлагается установить административную ответственность. Так, например, в проекте говорится о повреждении насаждений, тогда как в подпункте 3 пункта 3 статьи 90 ЗК РФ установлен запрет на повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений. В то же время, в ЗК РФ непосредственно отсутствуют запреты, например, на выпас скота и установление памятников и иных памятных знаков лицам, погибшим вследствие дорожно-транспортных происшествий, на полосе отвода автомобильных дорог. Что же касается ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", на который имеется ссылка в пояснительной записке к проекту, то и в нем непосредственно не указаны предлагаемые проектом запреты, за нарушение которых предлагается установить административную ответственность. Так, в указанном пункте ГОСТа в целом установлено требование, в частности, о том, что проезжая часть дорог и улиц, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Указанное замечание следует отнести и к другим предусмотренным в этой статье нарушениям, поскольку в большинстве своем они непосредственно не основаны на ЗК РФ или относятся к другим видам нарушений, например, в области пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ) - "разведение огня на полосе отвода и ближе 100 метров от деревянных мостов либо курение на мостах с деревянными настилами", что, в свою очередь, также требует согласования с базовыми нормативными правовыми актами в этой области (например, с пунктом 401 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313).
В этой связи обращаем внимание, что согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ административная ответственность устанавливается в КоАП РФ именно за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исходя из этого, предлагаемую проектом ответственность следует согласовать прежде всего с перечнем установленных в ЗК РФ запретов, поскольку согласно статье 6 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (с последующими изменениями) "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие ЗК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации применяются в части, ему не противоречащей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Проектом (пункт 2 статьи 1) в новой части 4 статьи 32.4 КоАП РФ (по тексту - 32.4) предусматривается, что конфискованные памятники подлежат передаче лицам их установившим, или уничтожению, что не в полной мере согласуется с частью 1 статьи 3.7 КоАП РФ, согласно которой конфискованные вещи обращаются в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации и, следовательно, не передаются лицам, их установившим, то есть фактически самим нарушителям, как это предусмотрено проектом.
3. Статья 2 проекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона. Учитывая изложенное, считаем, что статья 2 проекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
Проект нуждается в доработке с учетом положений Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Обращаем внимание, что в Государственную Думу внесен также законопроект N 266232-4, которым предлагается внести изменения, в том числе и в статью 11.21 КоАП РФ.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.