Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 13 марта 2007 г. N вн. 2.2-1/896
по проекту федерального закона N 383312-4 "О внесении изменения в статью 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Ивановской областной Думой
(первое чтение)
По данному проекту, вносящему изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которые касаются усиления административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 6.14 этого Кодекса, сообщаем следующее.
1. В части 1 новой редакции статьи 6.14 КоАП РФ (статья 1 проекта) предлагается ввести административную ответственность, в том числе и для граждан за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Однако из положений Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (см., например, подпункт 15 статьи 2, пункт 1 статьи 16 и пункт 10 статьи 18) следует, что граждане не вправе осуществлять производство и оборот такой продукции. Исходя из этого, граждане не могут нести административную ответственность по части 1 статьи 6.14 КоАП РФ. Аналогичное замечание относится и к предлагаемой новой части 2 этой статьи, предусматривающей повторное совершение вышеуказанного нарушения, в частности, гражданами.
На наш взгляд, в случае совершения указанных проектом нарушений граждане могут быть привлечены к административной ответственности, например, по статье 14.2 КоАП РФ, то есть за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
Кроме того, обращаем внимание, что проектом в обеих санкциях статьи 6.14 КоАП РФ административное наказание (в виде штрафа) устанавливается в одном размере, то есть без минимальных и максимальных его пределов, что не позволит его применять в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, содержащей требования о необходимости учета ряда обстоятельств при назначении наказания (например, характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность).
С другой стороны, следует отметить, что 6 декабря 2006 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект N 346554-4, вносящий изменения в КоАП РФ и касающийся замены величины административного штрафа, кратной минимальному размеру оплаты труда, на сумму, выраженную в рублях. В проекте же размер административного штрафа исчисляется в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда.
2. В статье 2 проекта устанавливается срок вступления в силу данного федерального закона со дня его официального опубликования. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу. Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу федеральных законов, в связи с чем статья 2 проекта является излишней. В случае принятия данного замечания обозначение статьи 1 необходимо снять.
Проект нуждается в доработке с учетом положений Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.