г. Челябинск
01 июля 2011 г. |
N 18АП-5871/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожариной К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.04.2011 по делу N А34-281/2011 (судья Обабкова Н.А.),
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" - Седунов А.В. (доверенность от 22.05.2011);
Правительства Курганской области - Данина М.С. (доверенность от 15.06.2011 N 01-10);
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Фоминых О.А. (доверенность от 11.01.2011);
общество с ограниченной ответственностью "ОВК-ИНВЕСТ" (далее - заявитель, общество, ООО "ОВК-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Правительства Курганской области по принятию распоряжения от 12.07.2010 N 239-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Курганской области от 14.07.2009 N 232-р "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства комплекса автосервиса ИП Карпову П.Г.", как не соответствующих пункту 2 части 1 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности; об обязании Правительства Курганской области отменить распоряжение от 12.07.2010 N 239-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Курганской области от 14.07.2009 N 232-р "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства комплекса автосервиса ИП Карпову П.Г.".
Определением суда от 28.02.2011, в порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены - Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент), открытое акционерное общество "НК "Роснефть - Курганнефтепродукт" (далее - ОАО "НК "Роснефть - Курганнефтепродукт"), индивидуальный предприниматель Карпов Павел Григорьевич (далее - ИП Карпов П.Г., предприниматель).
Решением суда от 29.04.2011 (резолютивная часть от 29.04.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ОВК-Инвест" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на нарушение принципа равной доступности приобретения прав на земельные участки. Указал на признание недействительным конкурса от 08.07.2008 по отбору претендентов на право формирования земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС), с последующим заключением договоров аренды земельных участков, в том числе земельного участка, расположенного по адресу: перекресток улиц Б.Петрова и Дзержинского, район ГСК и ул. Мостостроителей, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2009 по делу N А34-7361/2008. В силу чего, принимавшее участие в конкурсе ООО "ОВК-ИНВЕСТ", повторно обратилось с заявлением о выборе земельного участка. После получения отказа Департамента имущественных и земельных отношений Правительства Курганской области, заявителем было установлено, что часть испрашиваемого земельного участка была предоставлена в аренду предпринимателю Карпову П.Г. для строительства автосервиса. Оспариваемым распоряжением были внесены изменения в части целевого использования земельного участка - для строительства автозаправочной станции. Поскольку такие изменения были внесены по заявлению ОАО "НК "Роснефть - Курганнефтепродукт", заявитель полагает, что названное общество получает право аренды земельного участка под строительство АЗС, пользующего повышенным спросом, без проведения торгов. Со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 податель апелляционной жалобы считает такие действия Правительства Курганской области не соответствующими принципу, закрепленному пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "ОВК-Инвест" считает, что сделка по передаче прав и обязанностей по договору аренды, совершенная между Карповым П.Г. и ОАО "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт", является ничтожной, что влечет незаконность распорядительного акта об изменении целевого использования земельного участка.
От ИП Карпова П.Г. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы. Предприниматель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве предприниматель ссылается на то, что права иных претендентов на формирование и получение в аренду спорного земельного участка не могут быть нарушены, поскольку единственным законным претендентом на него в 2006 году являлся Карпов П.Г., в отношении которого было принято распоряжение от 26.06.2006 N 281-р "О предварительном согласовании места размещения объекта". Считает, что ни один из участников конкурса, проведенного в 2008 году, в том числе и ООО "ОВК-Инвест"", не могли приобрести и не приобрели какие-либо права на земельный участок, согласованный Карпову П.Г., поскольку на конкурс была выставлена несформированная территория, в силу чего поставленный на кадастровый учет спорный земельный участок не мог быть его предметом. Спорный земельный участок не мог быть выставлен на торги, поскольку иные претенденты появились уже после принятия в отношении Карпова П.Г. распоряжения от 26.06.2006 N 281-р. Полагает, что названное решение, в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, является безусловным основанием для формирования земельного участка, его постановки на государственный кадастровый учет и представления в аренду ИП Карпову П.Г., что, по его мнению, соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10. Заявителем не доказан факт незаконности действий Правительства Курганской области при принятии оспариваемого распоряжения, либо осуществление их в отсутствие на то полномочий и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также полагает, что не могут быть нарушены прав заявителя на формирование и получение земельного участка в аренду оспариваемым распоряжением, которым лишь изменен вид разрешенного использования находящегося в аренде земельного участка.
От ОАО "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указаны доводы аналогичные доводам, изложенным в отзыве ИП Карпова П.Г. Общество в отзыве указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы. Департамент просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Департамент ссылается на то, что при принятии решения судом первой инстанции были в полном объеме исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом была дана надлежащая правовая оценка всем представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам, а также изложенным данными лицами доводам. Полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не являются нормативно обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - ОАО "НК "Роснефть-Курганнефтепродукт", ИП Карпова П.Г., не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ОАО "НК "Роснефть - Курганнефтепродукт", ИП Карпова П.Г.
В судебном заседании представители подателя жалобы, заявителя, а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, поддержали доводы изложенные, соответственно, в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области", разработана конкурсная комиссия по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков. Названным постановлением утвержден Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков (далее - Порядок организации и проведения конкурса).
В соответствии с Порядком организации и проведения конкурса, целью проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков, является обеспечение открытости и публичности процедуры предоставления земельных участков для строительства объектов дорожного сервиса (АЗС и АГЗС) на территории Курганской области.
На конкурс выставляются участки в соответствии с утвержденной схемой размещения объектов дорожного сервиса (пункт 5.3 Порядка организации и проведения конкурса).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2009 по делу N А34-7361/2008, конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС), с последующим заключением договора аренды земельного участка, проведенный 08.07.2008 Правительством Курганской области, признан недействительным.
Данным решением установлено, что на конкурс были выставлены участки в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 17.12.2002 N 479 схемой размещения АЗС и АЗГС на территории Курганской области, в том числе участок "АЗС - ул. Дзержинского - ул. Б.Петрова". Участие в конкурсе приняли общество с ограниченной ответственностью "Уралоил", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест", индивидуальный предприниматель Власова, открытое акционерное общество НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт". По итогам заседания конкурсной комиссии принято решение о признании победителем конкурса ОАО НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт", получающим право на формирование, в том числе, земельного участка для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договора аренды земельного участка по ул. Дзержинского - ул. Б. Петрова.
Постановлением Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483, Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 05 августа 2003 года N 231 "О конкурсе по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков" признано утратившим силу.
В связи с признанием судом недействительными результатов конкурса от 08.07.2008 по отбору претендентов на право формировать земельный участок под АЗС по адресу: "АЗС по ул. Дзержинского в районе ГСК" ООО ОВК-Инвест (далее также - общество), 28.01.2010 повторно обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,7178 га по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского, в районе ГСК", для строительства АЗС, испрашиваемое право - аренда, в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 46, т. 1).
К данному заявлению обществом приложен пакет документов, в том числе, светокопия с плана города с возможным месторасположением земельного участка для размещения АЗС ул. Дзержинского, район ГСК (л.д. 48, т. 1).
Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области на заявление общества от 28.01.2010 был дан ответ от 27.02.2010, в котором сообщалось о том, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласован другим заявителям (л.д. 49, т. 1).
В связи с отсутствием у ООО ОВК-Инвест информации о принадлежности испрашиваемого земельного участка и имеющимся намерением осуществления строительства АЗС на данном земельном участке, общество 26.10.2010 обратилось с заявлением в ФГУ "ЗКП" о предоставлении соответствующей информации, в том числе распоряжения Правительства Курганской области о предварительном согласовании места размещения объекта на данном участке, если таковое принималось (л.д. 50, т. 1).
01.11.2010 заявителем получена от ФГУ "ЗКП" запрашиваемая информация и распоряжение Правительства Курганской области от 14.07.2009 N 232-р "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства комплекса автосервиса ИП Карпову П.Г.", а также распоряжение Правительства Курганской области от 12.07.2010 N 239-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Курганской области от 14.07.2009 N 232-р "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства комплекса автосервиса ИП Карпову П.Г." (л.д. 54-82, т. 1).
Из установленных судом первой инстанции обстоятельств видно, что специальной комиссией осуществлен выбор земельного участка площадью 0,403 га по ул. Дзержинского, для размещения комплекса автосервиса. Срок действия акта выбора и обследования земельного участка от 12.02.2002 N 17 продлен главным архитектором города Кургана до 05.07.2006 (л.д. 105-109, т. 2).
Распоряжением главы городского самоуправления от 12.03.2002 N 1182-р было произведено предварительное согласование Карпову Павлу Григорьевичу земельного участка для размещения комплекса автосервиса по ул. Дзержинского в г. Кургане. Постановлением Администрации г. Кургана от 17.03.2006 N 1282 был утвержден проект границ земельного участка площадью 0,403 га по ул. Дзержинского, для размещения комплекса автосервиса Карпову П.Г.(том 2 л.д.98).
Заключением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курганской области от 29.03.2006 N 110 был продлен срок действия распоряжения главы городского самоуправления от 12.03.2002 N 1182-р "О предварительном согласовании Карпову Павлу Григорьевичу земельного участка для размещения комплекса автосервиса по ул. Дзержинского в г. Кургане" (л.д. 106, т. 2). Информация о размещении комплекса автосервиса по ул. Дзержинского была опубликована в газете "Курган и курганцы" от 12.11.2005 N 128. Замечаний и предложений по этому вопросу от жителей города не поступало (л.д. 99, т. 2).
Распоряжением Правительства Курганской области от 26.06.2006 N 281-р Карпову П.Г. было предварительно согласовано место размещения комплекса автосервиса на земельном участке площадью 0,403 га по ул. Дзержинского в г. Кургане (л.д. 52, т. 1).
После формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка, распоряжением Правительства Курганской области от 14.07.2009 N 232-р, Карпову П.Г. предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 45:25:030804:74, площадью 0,4032 га, для строительства комплекса автосервиса (л.д. 59, т. 1)
На основании распоряжения N 232-р между Карповым П.Г. и Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области заключен договор аренды земельного участка от 14.07.2009 N 2241-3. Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.08.2009 за N 45-45-16/102/2009-831 (л.д. 86-93, т. 2).
Согласно договору N 647н о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.07.2009 N 2241-3, Карпов П.Г. в соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации, передал все права и обязанности арендатора по указанному договору аренды земельного участка ОАО "НК "Роснефть" - "Курганнефтепродукт" (л.д. 7-8, т. 2).
ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт", как новый правообладатель земельного участка, обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка - для строительства автомобильной заправочной станции с приложением документов, подтверждающих возможность такого изменения: справка Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана от 25.02.2010 N 00132, экспертиза ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" от 17.03.2010 N 0956, заключение Комитета по архитектуре и строительству Курганской области от 01.04.2010 N 446, справка Управления архитектуры и градостроительства Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана от 15.06.2010 N 52 (л.д. 3-8, л.д. 82-84, т. 2).
На основании указанного обращения и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области" Правительством Курганской области было принято распоряжение N 239-р, изменяющее вид разрешенного использования арендуемого ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт" земельного участка (л.д. 60, т. 1). Измененным видом разрешенного использования являлось строительство автомобильной заправочной станции.
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений прав ООО "ОВК-Инвест" принятием ненормативного правового акта об изменении разрешенного использования земельного участка, который находится в аренде иного лица. Суд признал, что на момент принятия распоряжения от 26.06.2006 N 281-р о предварительном согласовании места размещения объекта Карпову П.Г., иными лицами не было заявлено о получении прав на земельный участок, поэтому необходимость решения вопроса о предоставлении земельного участка по результатам торгов, отсутствовала. Иные претенденты на земельный участок, в том числе путем участия в проведенном 08.07.2008 конкурсе, в дальнейшем признанным недействительным, появились после принятия распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое являлось основанием для формирования земельного участка и его предоставления Карпову П.Г. При этом судом сделан вывод о том, что на конкурс была выставлена несформированная территория, в силу чего поставленный на кадастровый учет спорный земельный участок не мог быть его предметом.
Судом признано отсутствующим влияние Правительства Курганской области на наличие договорных отношений между Карповым П.Г. и ОАО "НК "Роснефть" - "Курганнефтепродукт" (участником которых Правительство не является) и отклонен довод о направленности принятия оспариваемого ненормативного правового акта на предоставление земельного участка в аренду ОАО "НК "Роснефть" - "Курганнефтепродукт". Нарушений процедуры изменения целевого использования земельного участка, в части информирования населения, а также издания ненормативного правового акта с превышением компетенции, судом не установлено.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом, факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя, должен быть доказан последним.
Учитывая, что оспариваемым ненормативным правовым актом Правительства Курганской области изменено разрешенное использование земельного участка, в предмет исследования судом входили обстоятельства соблюдения требований закона при соблюдении названной процедуры и наличие нарушений прав ООО "ОВК-Инвест" таким изменением.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в муниципальном образовании город Курган, осуществляется Правительством Курганской области.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, к которым относятся основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, при условии соблюдения требований технических регламентов.
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, принимается главой органа местного самоуправления (с учетом публичных слушаний, либо без проведения таковых). Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В соответствии со статьей 16 Решения Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 (ред. от 26.05.2010) "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана", изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, осуществляется собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, в соответствии с градостроительными регламентами, установленными настоящими Правилами для каждой территориальной зоны, при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что изменение разрешенного вида использования земельного участка соответствует зонированию территории. В ходе рассмотрения спора, судом было установлено надлежащее информирование населения о смене разрешенного вида использования земельного участка по ул. Дзержинского с кадастровым номером 45:25:030804:74, представленного под строительство комплекса автосервиса на использование - для размещения автомобильной заправочной станции, путем опубликования данной информации в газете "Курган и курганцы" от 13.05.2010 N 50 (2950).
Иных доводов, связанных с нарушением процедуры изменения разрешенного использования земельного участка, заявителем не указано.
При оценке отсутствия нарушенных, в результате издания распоряжения Правительства Курганской области от 12.07.2009 N 239-р, прав заявителя, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная норма направлена как на защиту интересов населения, так и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок, и должна обеспечить реализацию гражданами, в разумный срок, принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и конкретных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 1 статьи 31 и положений пункта 3 статьи 31 Кодекса, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Исходя из доводов заявителя, нарушение своих прав изданием оспариваемого ненормативного правового акта, он связывает с необходимостью проведения торгов, в целях определения лица, которому будет предоставлен в аренду земельный участок повышенного спроса для строительства автозаправочной станции.
Приведенные выше положения Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что проведение торгов является необходимым условием предоставления земельного участка, при наличии нескольких претендентов.
Однако оспариваемое распоряжение Правительства Курганской области от 12.07.2009 N 239-р, актом о предоставлении земельного участка не является.
Предоставление земельного участка Карпову П.Г. было произведено распоряжением Правительства Курганской области от 14.07.2009 N 232, на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого распоряжением Правительства Курганской области от 26.06.2006 N 281-р. Недействительность указанных ненормативных правых актов предметом спора не является. Также не является предметом спора вопрос о недействительности распоряжения Правительства Курганской области от 24.08.2009 N 291-р (л.д. 76, т. 1), которым Карпову П.Г. было предварительно согласовано место размещения комплекса автосервиса на земельном участке площадью 0,403 га по ул. Дзержинского в г. Кургане, по условиям акта выбора земельного участка N 262 от 30.12.2008.
Учитывая, что результатом процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является определение лица, которому предоставляется земельный участок, довод заявителя о необходимости проведения торгов ошибочен. В этой связи у заявителя, как лица, претендующего на тот же земельный участок, не имеется нарушенных прав, которые могут быть восстановлены признанием недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 14.09.2009 N 239-р.
Доводы о том, что в результате издания распоряжения Правительства Курганской области от 24.08.2009 N 291-р было прекращено действие распоряжения Правительства Курганской области от 26.06.2006 N 281-р, а значит и юридическая сила всех актов о предоставлении земельного участка Карпову П.Г. и его прав в отношении земельного участка, которые могли быть переданы ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт", не могут быть признаны обстоятельством, определяющим заинтересованность заявителя. Оценка действительности договора аренды земельного участка, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и Карповым П.Г., договора о передаче прав и обязанностей по договору аренду между Карповым П.Г. и ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт", а также зарегистрированных прав аренды земельного участка, не может быть дана в рамках спора о недействительности ненормативного правового акта Правительства Курганской области. Названный спор рассматривается по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без привлечения к участия в деле обладателей на земельные участки в качестве ответчиков.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.04.2011 по делу N А34-281/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-281/2011
Истец: ООО "ОВК-Инвест", ООО "ОВК-Инвест" представителю Седунову А. В., Усманова Марина Михайловна
Ответчик: Правительство Курганской области
Третье лицо: Администрация города Кургана, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, ИНдивидуальный предприниматель Карпов П. Г., Индивидуальный предприниматель Карпова П. Г., ОАО НК "Роснефть - Курганнефтепродукт"
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5871/11