г. Томск |
Дело N 07АП-4013/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Л. И. Ждановой
С. В. Кривошеиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И. М. Казариным, без использования средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: без участия, извещена,
от заинтересованных лиц: без участия, извещены,
от третьих лиц: без участия, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Перфильевой Людмилы Васильевны
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 24.03.2011 года по делу N А27-16297/2010 (судья О. С. Ходякова)
по заявлению индивидуального предпринимателя Перфильевой Людмилы Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области о признании незаконными действий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля",
Коллегия Администрации Кемеровской области,
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Перфильева Людмила Васильевна (ОГРН 309425035700010) (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных данных о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- 42:24:0101015:18 площадью 4254 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тайшетская,3, с кадастровой стоимостью 25 919 324,22 рублей, удельным показателем кадастровой стоимости - 6 092,93 рубля за кв. м;
- 42:24:0101015:18 площадью 4881 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тайшетская,3 , кадастровой стоимостью 22 230 319,26 рублей, удельным показателем кадастровой стоимости - 4554,46 рубля за кв. м;
- 42:24:0101012:102 площадью 2151,98 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Коммунистическая, 2, кадастровой стоимостью 11 938 797,68 рублей, удельным показателем кадастровой стоимости - 5547,82 рублей за кв. м.
Также Предприниматель просила обязать федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные данные о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Решением суда от 24.03.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указала на то, что собранная для расчета кадастровой стоимости информация является недостаточной и недостоверной; сведения о кадастровой стоимости являются недостоверными; Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости не проведена проверка отчета о кадастровой стоимости.
Управление Росреестра по Кемеровской области и Росреестр в своем совместном отзыве на апелляционную жалобу считают ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда - законным и обоснованным.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на жалобу также указывает на законность решения суда первой инстанции.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
ФГУП "ФКЦ "Земля" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Суд апелляционной инстанции считает возможным в соответствии с требованиями статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие таких лиц.
От Предпринимателя поступило ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с пересмотром дела N А27-16297/2010 по аналогичному спору в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
Суд апелляционной инстанции считает указанное ходатайство не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
По смыслу названной нормы одним из обязательных оснований для приостановления производства по делу является невозможность его рассмотрения до разрешения по существу (принятия и вступления судебного акта в законную силу) другого дела. Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу.
Заявляя ходатайство о приостановлении производства по делу, Предприниматель не представила доказательств невозможности рассмотрения настоящего дела в связи с пересмотром дела N А27-16297/2010 по аналогичному спору в порядке надзора Президиумом ВАС РФ.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для приостановления производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Предприниматель является пользователем земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:18 площадью 4254 кв. м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тайшетская, 3, в связи с нахождением на участке объектов недвижимости, принадлежащих ей без оформления прав на земельный участок.
Предприниматель является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером 42:24:0101015:18 площадью 4881 кв. м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тайшетская, 3;
- с кадастровым номером 42:24:0101012:102 площадью 2151,98 кв. м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Коммунистическая, 2.
В ответ на запрос Предпринимателя об увеличении кадастровой стоимости земельного участка Управление Росреестра по Кемеровской области письмом от 21.09.2010 N 21/10186 сообщило, что по данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101015:18 поставлен на государственный кадастровый учет 20.04.2006 г. с разрешенным использованием "Под промышленные предприятия", земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101012:102 поставлен на государственный кадастровый учет 23.05.2008 г. с разрешенным использованием "Под складской базой".
В рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов исчислена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:18 в размере 25 919 324,22 рублей в соответствии с Методическими указаниями на основании УПКСЗ 9-го вида разрешенного использования земель населенных пунктов в размере 6092,93 рублей за кв. м и утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 520.
На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 09.11.2009 г. N 4200/101/09-118605 у земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:18 был изменен вид разрешенного использования и уточнена площадь земельного участка на 4881 кв. м. Соответственно кадастровая стоимость земельного участка в размере 22 230 319,26 рублей определена согласно приказу Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или случаях уточнения площади земельного участка", на основании УПКСЗ 7-го вида разрешенного использования, в размере 4554,46 рублей за кв. м, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 519.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101012:102 не вошел в Перечень объектов оценки по состоянию на 01.01.2007 г., поэтому кадастровая стоимость земельного участка в размере 11 938 797,68 рублей определена согласно приказу Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222, на основании УПКСЗ 9-го вида разрешенного использования в размере 5547,82 рублей за кв. м., утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 519.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены Управлением Росреестра в государственный кадастр недвижимости.
В целях разъяснения порядка расчета кадастровой стоимости данных земельных участков, Управлением Росреестра предоставлена информация о порядке определения и расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:18, а также информация о расчете удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала 42:24:0101015 и 42:24:0101012.
Согласно отчету ООО НПФ "Инком Прайс" N 09/10-10 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:18, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Тайшетская, 3, рыночная стоимость земельного участка составила 5758000 рублей.
Сравнив рыночную стоимость земельного участка с кадастровой стоимостью, не согласившись с результатом государственной кадастровой оценки, действиями Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости указанных земельных участков, заявитель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что Управление Росреестра по Кемеровской области надлежащим образом исполнило функцию по внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный кадастр недвижимости; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 519 и N 520, в связи с чем вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данных постановлений; действия Управления Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков соответствуют законодательству.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. N 215 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных приказом от 15.02.2007 г. N 39 (далее - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3, 1.4, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Предприниматель фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007 года с Управлением Росреестра (заказчик) (ранее Управление Роснедвижимости).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 21.09.2010 г. N 7309/10, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Согласно статье 9 Устава Кемеровской области высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.
На основании пункта 3 статьи. 9 Закона Кемеровской области "О коллегии Кемеровской области" Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.
К полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области относится, в том числе утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Кемеровской области, а также утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам).
Во исполнение указанных полномочий Коллегией Администрации Кемеровской области приняты постановления от 27.11.2008 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" и N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе города Кемерово, в границах кадастрового квартала 42:24:0101015 и кадастрового квартала 42:24:0101012, в которых расположены спорные земельные участки, принадлежащие заявителю по 7-му виду разрешенного использования в размере 4554,46 рублей за 1 кв. м. и по 9-му виду разрешенного использования в размере 5547,82 рублей за 1 кв. м. соответственно, рассчитанные ФГУП "ФКЦ "Земля", на основании заключенного с Управлением Росреестра государственного контракта от 29.06.2007 г. N 140.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании таких постановлений.
Вместе с тем, указанные нормативные правовые акты никем не оспорены, являются действующими.
Из материалов дела видно, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, в том числе по 7 и 9 виду разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля", был проведен при непосредственном контроле Управления Росреестра по Кемеровской области, что подтверждено протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 года.
Соответствие отчета Управления Росреестра по Кемеровской области об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008 года.
Следовательно, Управление Росреестра по Кемеровской области исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
В связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы Предпринимателя о непроведении Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости проверки отчета о кадастровой стоимости.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков, Предпринимателем не представлено.
Не принимаются как необоснованные и доводы Предпринимателя о том, что собранная для расчета кадастровой стоимости информация является недостаточной и недостоверной; сведения о кадастровой стоимости являются недостоверными.
Предпринимателем не представлено доказательств, свидетельствующих о недостаточности и недостоверности собранной для расчета кадастровой стоимости информация, равно как не указано, сколько и какой информации достаточно для осуществления расчета кадастровой стоимости земельных участков.
В настоящем случае кадастровая стоимость спорных земельных участков определялась Управлением Росреестра по Кемеровской области на основании Методических указаний, согласно пункту 2.1.3 которых, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Поскольку удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков был установлен и утвержден в установленном законом порядке, Управление Росреестра по Кемеровской области правомерно определило кадастровую стоимость спорных земельных участков путем умножения площади таких земельных участков на кадастровую стоимость одного кв. м.
Учитывая, что действия Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости, не подлежат удовлетворению.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 24.03.2011 года по делу N А27-16297/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Л. И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16297/2010
Истец: Перфильева Людмила Васильевна
Ответчик: Управление Росреестра по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба государственной регистрации,кадастра и картографии РФ