Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва по конституционному законодательству и государственному строительству по проекту федерального закона N 315336-4
"О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в статью 23 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и в статью 30 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.А. Рыжковым, С.А. Насташевским, В.М. Зубовым, И.И. Мельниковым, Б.А. Виноградовым, Г.Н. Селезневым, С.П. Горячевой, Е.В. Ройзманом, С.Н. Бабуриным
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект.
Концепцией законопроекта предусмотрено внесение аналогичных изменений в перечисленные в названии законопроекта федеральные законы с целью расширения перечня субъектов, имеющих право назначать наблюдателей на выборах, уточнения перечня лиц, которые не могут быть назначены наблюдателями, а также предоставления права избирательной комиссии, комиссии референдума в ряде случаев своим решением лишать гражданина полномочий наблюдателя.
В целях обеспечения гарантий избирательных прав граждан, реализации их конституционного права на получение информации (статья 29 Конституции Российской Федерации) нормами статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) гарантировано обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума. Согласно пункту 1 названной статьи на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении его работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что с момента работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума кроме перечисленных выше лиц на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
При этом в пункте 4 данной статьи оговорено, что наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов.
Кроме того, нормой пункта 4 данной статьи допускается возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями, если это предусмотрено законом.
С целью исключения возможности применения властных полномочий и оказания влияния на принятие комиссиями решений и подведение итогов голосования наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона наблюдателям предоставлены широкие права, в том числе по осуществлению активных действий, таких как обращение к председателю избирательной комиссии с предложениями и замечаниями, ознакомление с документами, получение копий документов.
Предусмотренное законопроектом расширение круга участников общественного наблюдения за счет предоставления прав наблюдателей всем зарегистрированным общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории, включающей территорию соответствующего избирательного участка, позволит относить к числу общественных объединений, обладающих правом назначения наблюдателя, любые зарегистрированные общественные объединения вне зависимости от их организационно-правовой формы и участия в них иностранных граждан, иностранных общественных организаций и т.д. Сформулированная таким образом норма наделяет правом назначения наблюдателей неопределенный круг субъектов данных правоотношений, что повлечет правовую неопределенность в процессе применения данной нормы.
Законопроектом также предлагается наделить избирательные комиссии правом регистрировать общественные объединения, устав которых предусматривает участие в наблюдении за выборами, на основании поданного ими заявления в качестве организации-наблюдателя. Однако законопроект не содержит положений, регламентирующих их статус, а также устанавливающих процедуру такой регистрации, что может привести к произвольной правоприменительной практике.
Предусмотренная законопроектом возможность лишения гражданина полномочий наблюдателя избирательной комиссией, комиссией референдума на основании письменного мотивированного решения в случае установления соответствующей комиссией фактов нарушения требований Федерального закона при назначении наблюдателя представляется некорректной, так как существенно снижает уровень прав и гарантий лиц, имеющих право назначать наблюдателей, поскольку подобные случаи в настоящее время разрешаются в судебном порядке. Применение данной нормы повлечет произвольное толкование ее правоприменителем и может привести к дополнительным конфликтным ситуациям на выборах.
Таким образом, действующее избирательное законодательство гарантирует условия осуществления общественного наблюдения за выборами, референдумом и соответствует стандартам демократических выборов при существующей процедуре назначения наблюдателей.
В связи с изложенным выше Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает Государственной Думе рассмотренный проект федерального закона отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 17 мая 2007 года.
Председатель |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.