г. Киров
19 апреля 2011 г. |
Дело N А82-11696/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Братухиной Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2011 по делу N А82-11696/2010, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН: 7601001097; ОГРН: 1027600677994)
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области (ИНН: 7607008500; ОГРН: 1027600983332),
третье лицо - открытое акционерное общество "Яргорэлектросеть",
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об отмене постановления Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ярославской области (далее - Управление, ответчик) от 15.10.2010 N 76 АЮ 001254 о назначении административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 16.11.2010 в качестве третьего лица по данному делу привлечено открытое акционерное общество "Яргорэлектросеть" (далее - Общество, третье лицо).
Решением от 16.02.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Департамент, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить, постановление Управления отменить.
Департамент полагает, что вывод решения о виновности ответчика носит формальный характер, сделан при неправильном истолковании статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ). В обоснование Департамент, анализируя положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Устава города Ярославля (далее - Устав), Положения о Департаменте (далее - Положение), утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 N 492, указывает, что в области осуществления дорожной деятельности исполняет лишь управленческие и организационно-распорядительные функции, а хозяйственно-финансовая деятельность является обязанностью хозяйствующих субъектов. Согласно положениям Закона N 196-ФЗ, Правил благоустройства территории города Ярославля (далее - Правила благоустройства), утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 N 306, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог требованиям безопасности дорожного движения возложена не на органы местного самоуправления, а на более широкий круг лиц, в частности специализированные организации. Кроме того, в договорных отношениях по обеспечению содержания улично-дорожной сети города Департамент не является заказчиком, такая функция осуществляется муниципальным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ", которое контролирует выполнение работ подрядными организациями и принимает выполненные работы. Также судом не оценено то обстоятельство, что повреждения в линии освещения были вызваны дорожно-транспортным происшествием, о котором органы местного самоуправления уведомлены не были, безосновательно указано на наличие у Департамента возможности принять меры к восстановлению поврежденных сетей, поскольку заявитель с владельцем сетей - Обществом - ни в каких отношениях не состоит.
Управление в отзыве на жалобу в опровержение доводов Департамента ссылается на Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Закон N 196-ФЗ, Положение о Департаменте, Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения к ПДД), приказ МВД РФ от 08.06.1999 N 410 (в редакции от 07.07.2003 N 525). При этом указывает, что в ходе проверки 22.09.2010, осуществленной в порядке повседневного надзора и не требующей участия представителей органов исполнительной власти, выявлено нарушение требований пункта 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ 50597-93), создающее угрозу безопасности дорожного движения. Департамент наделен полномочиями в области дорожной деятельности и обязан обеспечивать безопасность дорожного движения, в том числе обеспечивать соответствие состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Ссылка в жалобе на муниципальные контракты несостоятельна ввиду того, что такие контракты на момент выявления нарушения отсутствовали. Кроме того, к указанному моменту Департамент имел возможность принять меры по исполнению своих функций и тем самым предупредить административное правонарушение, поскольку опора линии электропередач была сбита 05.08.2010. В связи с этим на момент проверки в действиях Департамента имелся оконченный состав вмененного правонарушения.
Третье лицо в отзыве на жалобу указало, что судом первой инстанции не выяснены причины возникновения нарушений в освещении и порядок реагирования на данные нарушения, поэтому решение необоснованно и подлежит отмене. Причиной отсутствия уличного освещения стало дорожно-транспортное происшествие от 05.08.2010, о котором Департамент не был извещен Управлением. 04.10.2010 в ответ на письмо Департамента от 29.09.2010 Общество сообщило об устранении недостатков в освещении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания апелляционного суда извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчика, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 22.09.2010 в 20 час.45 мин. старшим государственным инспектором дорожного надзора Управления установлено, что на участке Юго-западной окружной дороги от ул.Гагарина до выезда с ТЦ "Рио" не горят подряд семь светильников наружного освещения.
Данное обстоятельство зафиксировано в акте от 22.09.2010, который также содержит отметку о передаче вышеуказанной информации представителю Общества, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ (л.д. 25, 26).
01.10.2010 должностное лицо Управления, считая, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 4.6.3 ГОСТ 50597-93, пункта 13 Основных положений к ПДД, которое допущено Департаментом, составил в отношении указанного лица в отсутствие его надлежаще извещенного законного представителя протокол N 76 АР 001211 об административном правонарушении (л.д.22, 24)
15.10.2010 по результатам рассмотрения вышеназванного протокола вынесено постановление N 76 АЮ 001254 о привлечении Департамента к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Департамент обжаловал его в Арбитражном суде Ярославской области.
Суд первой инстанции, основываясь на статьях 2.1, 12.34 КоАП РФ, статье 12 Закона N 196-ФЗ, статье 3 Закона N 257-ФЗ, статье 16 Закона N 131-ФЗ, статье 9 Устава, Положения о Департаменте, пункте 13 Основных положений к ПДД, ГОСТ 50597-93, установив, что Департамент наделен полномочиями в области дорожной деятельности и обязан обеспечивать безопасность дорожного движения, признав подтвержденным факт наличия неработающих светильников наружного освещения, приняв во внимание пояснения третьего лица о повреждении опоры электроосвещения 05.08.2010 и ее восстановлении 29.09.2010, отсутствие доказательств своевременного, до обнаружения Управлением, выявления Департаментом указанного нарушения, сделал вывод о наличии в действиях (бездействии) Департамента состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ. В связи с этим, установив отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, признаков малозначительности, суд отказал Департаменту в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, закреплено в статье 30.1 КоАП РФ, его реализация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьями 189-190, 207-211 АПК РФ.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии со статьей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования.
Заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение правил безопасного содержания дорог по статье 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с данной статьей несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению соответствующего состояния дорог при их содержании установленному государственному стандарту.
Согласно пункту 13 Основных положений к ПДД должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения. Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В пункте 4.6.1 ГОСТ 50597-93 указано, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (пункт 4.6.3).
В соответствии с пунктом 4.6.4 ГОСТ 50597-93 допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (пункт 4.6.5).
Наличие на момент проверки 22.09.2010 нарушения вышеприведенных требований ГОСТ 50597-93 подтверждается материалами дела и Департаментом не оспаривается, поэтому имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не может согласиться с мнением заявителя, что в рассматриваемом правонарушении его вина определена формально.
Субъектом данного правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание дорог.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом первой инстанции с учетом норм Закона N 131-ФЗ (пункт 5 части 1 статьи 16), Устава (пункт 5 статьи 9), Положения (пункты 1.1, 2.2, 3.1) сделан вывод о наличии у Департамента полномочий в области дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах г.Ярославля и обязанности обеспечивать безопасность дорожного движения.
Возражений в отношении данного обстоятельства Департаментом не заявлено.
В силу статей 1, 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность включает в себя содержание дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дороги (часть 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ). При этом требование о непосредственном выполнении субъектом, ответственным за состояние дорог, работ по их содержанию в действующем законодательстве отсутствует.
Апелляционной суд считает несостоятельными ссылки в жалобе на выполнение работ по содержанию дороги специализированными организациями, оформляемые в порядке размещения муниципального заказа договорные отношения, недопустимость вмешательства Департамента в хозяйственную деятельность Общества.
Представленные в дело муниципальные контракты бездоказательны относительно установления в спорной ситуации иного субъекта ответственности, поскольку сами по себе не могут свидетельствовать о том, что выявленное нарушение было допущено в рамках исполнения какого-либо гражданско-правового обязательства, стороной которого Департамент не является.
Иные документы, позволяющие установить непосредственное лицо по обеспечению содержания участка улично-дорожной сети, явившегося местом совершения правонарушения, в том числе в части обеспечения требований ГОСТ 50597-93 по наружному освещению, материалы дела не содержат.
Правила благоустройства (пункты 1.4, 2.2.1, 5.2) возлагают обязанность по содержанию проезжей части улиц на специализированные организации, а обязанность по обеспечению установленного режима освещения в вечернее и ночное время всех улиц на организации, эксплуатирующие электрические сети. Вместе с тем исполнение данных обязанностей обеспечивается контролирующей функцией мэрии города Ярославля, структурным подразделением которой является Департамент.
Из пунктов 11(1), 4.8. Положения усматривается, что для реализации возложенных полномочий и надлежащего их исполнения, в том числе в области осуществления дорожной деятельности, Департамент наделен определенными функциями и правами, а именно: принимает меры по организации дорожного движения, вправе запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам своей деятельности.
Ненадлежащее исполнение возложенных полномочий возможно, в частности путем не использования должным образом предоставленных прав и функций.
По рассматриваемому событию правонарушения доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному осуществлению Департаментом полномочий в области дорожной деятельности, а также свидетельствующих о том, что Департамент принял все зависящие от него меры по немедленному устранению нарушения требования ГОСТ 50597-93, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает возможным признать установленным факт виновного противоправного деяния Департамента, поэтому данное лицо должно быть привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, указанных в части 2 статьи 211 АПК РФ, при наличии которых требования заявителя о признании оспариваемого постановления незаконным подлежат удовлетворению, апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Ярославской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы решения соответствуют представленным доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В связи с этим в удовлетворении жалобы Департамента следует отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ оснований для решения вопроса о распределении судебных расходов у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2011 по делу N А82-11696/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11696/2010
Истец: Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля
Ответчик: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Ярославской области
Третье лицо: ОАО "Яргорэлектросеть"
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1644/11