г. Томск |
Дело N 07АП-2297/11 |
20 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А.В.,
судей: Ждановой Л. И., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А. Г., помощником судьи Васильевой Т. В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Стихеев С. А., дов. от 07.04.2011 г.., Куц Е. И., дов. от12.04.2011 г..,
от заинтересованного лица: Свистунова Ю. Н., дов. от 13.11.2010 г..,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления имущественных отношений Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2011 г..
по делу N А03-15564/2010
по заявлению ООО "Лидер" (ОГРН 1082222009011, ИНН 2222077463)
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края
о признании незаконным распоряжения от 19.10.2010 г.. N 3629
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2011 г.. распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 19.10.2010 N 3629 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" в размещении автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров на земельном участке общей площадью 0,105 га, расположенном по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина / пр. Космонавтов, признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 г.. N 48.
Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - управление, апеллянт, податель жалобы, административный орган) обязано принять решение о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - общество, заявитель) места размещения автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров на земельном участке общей площадью 0,105 га, расположенном по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина /пр. Космонавтов, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2011 г.. и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Апеллянт полагает, что судом сделаны ошибочные выводы о том, что земельные участки, входящие в границы красных линий, могут быть предоставлены для строительства. Подробно указанный довод изложен в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители апеллянта и заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 27.01.2011 г.., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.01.2010 г.. ООО "Лидер" обратилось в Управление с заявлением N 372 о выборе земельного участка общей площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина / пр. Космонавтов, согласно схеме для строительства автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров (л.д. 23).
Во исполнение пункта 2.4. Порядка Управление направило в администрацию города Барнаула письмо от 01.02.2010 г. исх. N ЛЛ-753 для рассмотрения возможности выбора и предоставления данного участка (л.д. 24).
19.10.2010 г.. Комитет по строительству, архитектуре и развитию города представил в Управление пакет документов для принятия решения в отношении запрашиваемого Обществом земельного участка, в том числе, акт выбора земельного участка N 115 от 01.09.2010 (л.д. 25-30).
19.10.2010 г.. Управление вынесло распоряжение N 3629 об отказе заявителю в размещении вышеназванного объекта. Отказ мотивирован ссылкой на то обстоятельство, что строительство на указанном земельном участке повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил - участок расположен на территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (л.д. 11).
Не согласившись с отказом, Общество обратилось в суд с заявлением об его оспаривании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11 и 29 Земельного кодекса РФ решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Одной из форм такого распоряжения является предоставление земельных участков в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина / пр. Космонавтов общей площадью 1050 кв.м. находится на территории, право государственной собственности на которую не разграничено.
Согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона Алтайского края "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", постановления Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена", в сфере управления и распоряжения земельными участками (включая обеспечение выбора земельного участка, подготовку (изготовление) и утверждение проектов границ), в муниципальном образовании городской округ город Барнаул, являющемся административным центром Алтайского края, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края - Главным управлением имущественных отношений Алтайского края.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что, Управление действовало в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован положениями статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исходя из анализа указанных выше норм права, можно прийти к выводу о том, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не возможно без оценки документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, на основе которых происходит процедура выбора земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из содержания указанных норм права усматривается, что действующим земельным законодательством осуществление процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов и подготовка акта выбора земельного участка возложено на органы местного самоуправления.
Управление в обоснование отказа заявителю в размещении вышеназванного объекта указало на нахождение участка на территории общего пользования, земельный участок находится в границах красных линий.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Согласно пункту 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Для определения границ указанных территорий введено понятие красных линий.
В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, пункта 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Удовлетворяя требование заявителя, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отнесение земельного участка к участкам общего пользования (нахождение в пределах красных линий) может явиться препятствием только для приватизации указанного земельного участка, но не для получения его в аренду. Кроме того, суд первой инстанции указал, что в распоряжении Управления, в котором изложен отказ в предоставлении земельного участка, никаких ссылок на закон, устанавливающий запрет на предоставлении такого участка в аренду, не имеется.
Апелляционный суд не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что земельный участок испрашивался заявителем с определенной целью - для строительства и обслуживания автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров. С учетом данного обстоятельства, оценке подлежала возможность не просто предоставления земельного участка в аренду, но предоставление именно для строительства конкретного объекта.
В соответствии с п. 18 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу положений, содержащихся в п.п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ в их системной связи с приведенными положениями п. 18 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов за пределами красных линий запрещено.
Из представленной в дело документации усматривается, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами красных линий, относится к территории общего пользования.
Судебная практика также исходит из невозможности предоставления под строительство участков, расположенных за пределами красных линий (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 г.. N А03-5775/2010, от 01.12.2010 г.. N А03-4975/2020, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2010 г.. N Ф03-211/2010, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2007 г.. по делу N Ф08-3720/2007).
Кроме того, в оспариваемом распоряжении указано, что строительство на указанном земельном участке повлечет нарушение, в том числе, санитарных норм и правил.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г.. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Заявителем по делу не оспаривается данное основание отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение вынесено правомерно также и по данному основанию.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2011 г.. по делу N А03-15564/2010 - отменить. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований ООО "Лидер" - отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А.В. |
Судьи |
Жданова Л. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15564/2010
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Главное управление имущественных отношений АК, Главное управление имущественных отношений Алтайского края