Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам содружества независимых государств и связям с соотечественниками от 5 апреля 2007 г.
на Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) было подписано в городе Москве 21 апреля 1995 года. 15 декабря 1996 года Соглашение было принято Государственной Думой, 25 декабря 1996 года одобрено Советом Федерации и 10 января 1997 года подписано Президентом Российской Федерации.
Соглашение вступило в силу 20 января 1997 года. Положения Соглашения применяются в соответствии с пунктом 2 статьи 25:
а) в отношении налогов, взимаемых у источника, - с доходов, выплачиваемых первого или после первого января 1998 года;
б) в отношении других налогов - за налогооблагаемые периоды, начинающиеся первого или после первого января 1998 года.
Соглашение включает своей неотъемлемой частью Протокол, подписанный в городе Санкт-Петербурге 24 января 2006 года.
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 26 февраля 2007 года указанный Протокол внесен Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации. Согласно статье 2 Протокол вступает в силу на следующий день после получения последнего из уведомлений о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур.
12 апреля 2006 г. Посольство Республики Беларусь уведомило российскую сторону нотой о выполнении со стороны Белоруссии внутригосударственных процедур по ратификации Протокола.
Протокол состоит из преамбулы и двух статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Объектом Протокола является укрепление международно-правовой базы российско-белорусского сотрудничества по вопросам налогообложения доходов физических лиц - граждан Российской Федерации и Республики Беларусь - от работы по найму, что отражено в наименовании и преамбуле Договора.
Согласно пунктам "з" и "к" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы, а также вопросы международных отношений Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Таким образом, предмет правового регулирования Протокола соответствует сфере федерального ведения.
Цель Протокола сформулирована в его статьях. Основным мотивом заключения Протокола являлось стремление к развитию российско-белорусского сотрудничества в области обеспечения равных условий налогообложения доходов физических лиц от работы по найму, осуществляемой ими в Белоруссии и России соответственно.
Протоколом вводятся положения, не содержащиеся в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с Протоколом, физические лица - граждане Белоруссии рассматриваются в качестве налоговых резидентов России с даты вступления в силу трудового договора (или первого из нескольких таких договоров), в случае если этим договором (договорами) предусматривается выполнение работы на территории России не менее чем в течение 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году.
При этом время нахождения граждан Белоруссии в России, не связанное с работой по найму, включается в общее время нахождения в Российской Федерации, что в итоге уменьшает требования к продолжительности работы по трудовым договорам налоговых резидентов Российской Федерации. В случае прекращения белорусскими гражданами работы по трудовому договору в России до истечения 183 дней, производится соответствующий перерасчет их налоговых обязательств.
Вместе с тем налогообложение доходов от работы по найму российских граждан, работающих в Белоруссии, не зависит от наличия или отсутствия у них статуса налогового резидента и, соответственно, не регулируется настоящим Протоколом.
В результате признания налоговыми резидентами Российской Федерации количество белорусских граждан - плательщиков налога на доходы физических лиц в Российской Федерации может возрасти. Поэтому увеличатся поступления этого налога как в региональные, так и местные бюджеты.
Форма Протокола и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным конституционным законам, правилам юридической техники.
Протокол не содержит также иных правил, чем предусмотрены Конституцией и законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.
Председатель |
А.А. Кокошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.