г. Москва |
Дело N А40-66436/10-98-557 |
07 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.04.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей: Семикиной О.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Грибановой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2010 по делу N А40-66436/10-98-557, принятого в составе: председательствующего судьи Котельникова Д.В., арбитражных заседателей Шахурина В.В., Акимкина А.В.
по иску открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кириенко Е.Н. представитель по доверенности 3 Д-312/11 от 01.01.2011;
от ответчика: Смирнова Я.М. представитель по доверенности N 01-06-08/215 от 15.09.2010
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2010 открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" отказано в удовлетворении иска о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 352 316 321,50 руб., связанных с предоставлением истцом преимуществ по провозной плате при перевозке детей в возрасте до двенадцати лет в течение 2007 года.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что перевозка детей в возрасте от двух до двенадцати лет по льготному тарифу не является льготой, либо преимуществом по перевозной плате, установленными государством, поскольку представляет собой право каждого пассажира на получение в рамках договора воздушной перевозки платной услуги, подлежащей оказанию перевозчиком.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, в течение 2007 года истец осуществлял перевозки детей в возрасте до двенадцати лет с предоставлением отдельного места, что подтверждается оригиналами полетных купонов за 2007 год, реестрами полетных купонов.
Исковые требования мотивированы тем, что преимущества по провозной плате для детей установлены правовым актом федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции на основании прямого указания закона, в связи с чем на основании п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ расходы перевозчика должны быть компенсированы за счет средств федерального бюджета.
Неполученная истцом разница между базовым и льготным тарифом на перевозку детей в возрасте с двух до двенадцати лет включает в себя реально понесенные расходы на перевозку пассажиров, согласно расчету истца, убытки составили 352 316 321,50 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Установление тарифов, в том числе льготных тарифов, является прерогативой перевозчиков, а не является государственным регулированием, и соответственно не порождает расходных обязательств Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, в том числе Воздушным кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
Таким образом, перевозчикам предоставлено исключительное право установления платы за воздушные перевозки.
С момента вступления в силу Воздушного кодекса РФ (с 01.04.1997) и до принятия соответствующих федеральных авиационных правил на основании приказа Федеральной авиационной службы России от 21.07.1997 N 153 "О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок" было закреплено, что перевозка детей в возрасте от двух до двенадцати лет на внутренних и международных воздушных линиях обеспечивалась со скидкой 50 процентов от нормального (полного) тарифа.
В соответствии с пунктами 106 и 107 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007, было закреплено, что плата за проезд детей от двух до двенадцати лет определена со скидкой в размере 50 процентов от нормального или специального тарифа.
При этом согласно статьям 786 и 790 Гражданского кодекса РФ, статьям 64 и 103 Воздушного кодекса РФ расходы перевозчика, связанные с воздушной перевозкой пассажиров возмещаются за счет провозной платы, формируемой на основании тарифов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Таким образом, Российская Федерация, определяя правила воздушных перевозок пассажиров, в частности, детей, в нормативно-правовых актах определила условия перевозки пассажиров.
Льготные тарифы на перевозки пассажиров устанавливаются путем применения скидок от тарифов экономического класса и не являются социальным обязательством, возлагаемым государством на воздушных перевозчиков.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, расходным обязательством является обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Ни один нормативно-правовой акт, в том числе Воздушный кодекса РФ, не устанавливает расходное обязательство публично-правового образования, в частности, Российской Федерации, по субсидированию льготного тарифа при воздушных перевозках детей до двенадцати лет, поскольку они не предусматривают обязанность Российской Федерации предоставлять средства из федерального бюджета на соответствующие цели.
Статья 106 Воздушного кодекса РФ определяет условия воздушных перевозок, разграничивая понятия "проезд на льготных условиях" и "льготный тариф".
Пункт 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ содержит закрытый перечень прав пассажира воздушного транспорта, а именно:
1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
2) бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира;
3) бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
4) бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Законодатель, устанавливая правила воздушных перевозок, в подпункте 1 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ указал на наличие права пассажира проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое порождает расходные обязательства публично-правового образования.
При этом остальные права пассажиров определены как условия предоставления воздушных перевозок, которые не порождают расходных обязательств публично-правового образования
Право пассажира перевозить с собой детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом не является льготой, а представляет собой право каждого пассажира на получение в рамках договора воздушной перевозки платной услуги, подлежащей оказанию перевозчиком.
Правила и условия, установленные в нормативно-правовых актах являются обязательными для всех участников воздушных перевозок, несоблюдение которых может повлечь негативные последствия.
Пункт 1 статьи 102 Воздушного кодекса РФ предписывает, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Истец - коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Поэтому при установлении тарифов на провоз пассажиров, багажа, грузов и почты истец может учитывать все свои расходы как перевозчика с учетом извлечения прибыли.
Перевозчик не лишен возможности учета всех расходов и издержек, связанных с воздушными перевозками пассажиров, в том числе, возникших в результате перевозки детей в возрасте от двух до двенадцати лет по льготному тарифу, поскольку в силу пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса РФ установление платы за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты возложено на перевозчика.
В соответствии с Временным порядком установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях Комитета Российской Федерации по политике цен и Министерства транспорта Российской Федерации N 01-55/306-15/ 1-ц от 19.02.1993 свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах Российской Федерации с 01.01.1993 г.. разрабатываются и устанавливаются самостоятельно авиапредприятиями, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов к себестоимости. При этом фактическая рентабельность пассажирских перевозок не должна превышать 20 процентов к себестоимости в целом по авиапредприятию по итогам работы за год.
Согласно пункту 3 Временного порядка основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса. В тариф экономического класса включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров (в том числе питание пассажиров в полете и оформление билетов), а также налог на добавленную стоимость и страховой платеж в установленных законодательством размерах.
Льготные тарифы на перевозки пассажиров устанавливаются путем применения скидок от тарифов экономического класса и не являются социальным обязательством, возлагаемым государством на воздушных перевозчиков.
Из этого следует, что самостоятельно устанавливая пассажирский тариф, перевозчик уже включает все расходы и издержки, связанные с воздушными перевозками пассажиров, в том числе и льготные тарифы при перевозке детей от двух до двенадцати лет.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что перевозка детей в возрасте от двух до двенадцати лет по льготному тарифу не является льготой, либо преимуществом по провозной плате, установленных государством, поскольку представляет собой право каждого пассажира на получение в рамках договора воздушной перевозки платной услуги, подлежащей оказанию перевозчиком.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях ВАС РФ от 17.02.2010 N ВАС-1206/10, от 25.02.2011 NВАС-1629/11, от 04.03.2011 NВАС-2681/11.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, но они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 руб. относятся на истца.
На основании изложенного и ст. ст. 786, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 64, 103, 106 Воздушного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2010 по делу N А40-66436/10-98-557 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.И. Катунов |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66436/2010
Истец: ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
Ответчик: в лице Министерства финансов Р. Ф.