Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 155968-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 155968-4 "О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Законодательным Собранием Пензенской области, комитет отмечает следующее.
Согласно статье 21 Федерального закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Законопроектом предусматривается внести изменение в статью 21 указанного Федерального закона, предусматривающее устанавливать квоту для приема на работу инвалидов организациям, численность работников которых составляет более 50 человек (вместо 100).
Одновременно авторы предлагают дополнить статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" новыми частями, согласно которым к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся вопросы, касающиеся определения механизма установления квоты и воздействия на работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения ими установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект направлен на восстановление норм в ранее действующей до 1 января 2005 года редакции статьи 21 указанного Федерального закона. Данные нормы были исключены (изменены) Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.
По мнению авторов, увеличение показателя численности работников в организациях, для которых устанавливается квота с 30 до 100 человек, полностью исключает из процесса квотирования организации малого бизнеса, что противоречит общемировой практике.
Также отмечается, что предлагаемый законопроект дает право субъектам Российской Федерации в рамках установленной квоты аккумулировать в региональных бюджетах средства работодателей для создания рабочих мест для инвалидов.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Заключение Правительства Российской Федерации на указанный законопроект не требуется.
Согласно официальному отзыву Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект, отмечая, что работодатели в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов несут административную ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Также подчеркивается, что снижение минимальной численности работников организаций (со 100 до 50 человек), для которых устанавливается квота, приведет к увеличению нагрузки на малые предприятия и не будет способствовать развитию малого бизнеса.
На проект федерального закона поступило 44 отзыва от субъектов права законодательной инициативы, из них: 43 - поддерживают проект федерального закона, 1 - возражает против его принятия. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 55 отзывов, из которых: 53 - поддерживают законопроект, 2 - против принятия проекта федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона по следующим основаниям.
Опыт реализации системы квотирования рабочих мест для инвалидов показал, что она является наиболее действенной помощью государства инвалидам в сфере занятости. По информации субъектов Российской Федерации количество трудоустроенных на работу инвалидов за два года до 1 января 2005 года увеличилось в среднем в 2 раза.
Изменения, внесенные Федеральным законом N 122-ФЗ, радикально изменили действовавшую систему квотирования рабочих мест для инвалидов. По статистическим данным, например, в Смоленской области предприятий и организаций с численностью 100 и более работников оказалось только 0,5% от числа зарегистрированных организаций.
Также отмечается, что в отличие от ежемесячной обязательной платы, вносимой при неисполнении условий квотирования организациями в бюджеты субъектов Российской Федерации, мера административного штрафа является разовой и размер сумм в условиях значительного снижения числа предприятий, предназначенных для трудоустройства инвалидов, будет заведомо ниже. Кроме того, эти суммы не носят целевого характера.
По мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, предлагаемое законопроектом дополнение является излишним в связи с тем, что вопрос социальной поддержки инвалидов отнесен к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью первой статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" квотирование рабочих мест, а следовательно и механизм установления квоты, а также формы воздействия на работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения ими установленной квоты для приема на работу инвалидов, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также риск обжалования в суде правомерности установления законом субъекта Российской Федерации порядка и форм ответственности работодателей за каждого нетрудоустроенного инвалида (прецедент по обжалованию в Московском городском суде и Верховном Суде Российской Федерации нормы Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест" имеется), Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике считает необходимым отметить, что норма статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требует уточнения.
В этой связи комитет принял решение поддержать указанный законопроект и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.