Заключение Комитета по собственности Государственной Думы
Федерального Собрания РФ Четвертого Созыва от 17 мая 2007 г. N 3.9-94/2
по проекту федерального закона N 372132-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования процедуры банкротства), внесенному депутатом Государственной Думы А.Е. Лихачевым
Комитет по собственности рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки законопроект направлен на совершенствование процедуры банкротства посредством устранения двусмысленности отдельных норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также на экономию средств должника посредством сокращения его дополнительных расходов в процессе осуществления процедуры банкротства.
Отмечая безусловную необходимость совершенствования законодательства о банкротстве с учетом правоприменительной практики, вместе с тем в отношении представленного законопроекта у Комитета по собственности имеются серьезные замечания концептуального характера, не позволяющие поддержать его принятие.
Так, предусмотренное пунктом 5 статьи 1 законопроекта исключение обязательного опубликования в официальном издании сведений по вопросам, связанным с банкротством может привести к нарушению прав третьих лиц вследствие отсутствия информации.
Новеллы пункта 8 статьи 1 законопроекта не учитывают положение статьи 73 Федерального закона Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым запрос в СРО арбитражных управляющих может направить не только арбитражный суд, но и собрание кредиторов.
Изменения, предлагаемые в пунктах 14 и 16 статьи законопроекта, создадут дополнительные сложности в правоприменительной практике, поскольку из редакции законопроекта непонятно, что следует понимать под единицей имущества, и каким образом следует продавать имущество должника, общая балансовая стоимость которого превышает 100 тысяч рублей, если стоимость единицы этого имущества - менее указанной суммы.
Положения пункта 4 статьи 1 о вознаграждении арбитражного управляющего являются некорректными, так как величина средней ежемесячной заработанной платы в субъекте Российской Федерации не является фиксированной величиной и не регламентируется нормативными правовыми актами.
Кроме того, по мнению Комитета, именно от эффективности деятельности арбитражных управляющих зависит качество и конечный результат реализации процедур банкротства, в связи с чем изменение вознаграждения арбитражного управляющего - на сегодняшний день минимальный размер вознаграждения арбитражного управляющего не может быть менее, чем 10 тысяч рублей - и привязка его к определенному показателю представляется необоснованным.
Предлагаемые законопроектом изменения, предусматривающие передачу социально-значимых объектов в муниципальную собственность не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 16 мая 2000 года N 8-П) о недопустимости подобной передачи без выплаты их прежним собственникам разумной и справедливой компенсации, размер и порядок выплаты которой надлежит предусмотреть законодательно. Однако законопроект таких норм не содержит.
Изменения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматриваемые пунктами 7, 12, 13, 18 и 19 статьи 1 законопроекта, по сути, не улучшают действующую редакцию и сохраняют все недостатки указанных правовых норм, в связи с чем их принятие представляется излишним.
В заключение Комитет по собственности считает необходимым обратить внимание на то, что по тому же вопросу Государственной Думой уже принят в первом чтении проект федерального закона N 145263-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который в настоящее время готовится Комитетом по собственности к рассмотрению во втором чтении и содержит большинство норм, предлагаемых законопроектом к изменению. Вместе с тем следует признать, что положения законопроекта о порядке принятия решения о привлечении арбитражным управляющим на договорной основе третьих лиц и об оплате труда этих лиц, а также порядка проведения собрания кредиторов в случае неявки арбитражного управляющего, представляются достаточно актуальными и вполне могут быть учтены Комитетом по собственности при подготовке указанного законопроекта N 145263-4 ко второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 372132-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.