г. Москва |
Дело N А40-11764/10-69-131 |
"20" апреля 2011 г. |
N 09АП-6579/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" апреля 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей С.Н. Овчинниковой, В.А. Веденовой
при ведении протокола судебного заседания М.Д. Бородавкиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 февраля 2011 года
по делу N А40-11764/10-69-131, принятое судьей Н.В. Шумилиной
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к ЗАО "Строительно-реставрационная фирма "РИК-С"
третьи лица: войсковая часть 71361, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
об обязании исполнить обязательства по контракту и о взыскании 92 269 723 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Поважная Ю.В. - дов. N 1196а от 16.07.2010
от ответчика: Королева С.О. - дов. от 07.05.2010
от третьих лиц: неявка, извещено
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ЗАО "Строительно-реставрационная фирма "РИК-С", третьи лица: войсковая часть 71361, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", об обязании ответчика исполнить обязательства по контракту - представить документы (подписанный инспектором по техническому надзору и контролю по формам КС-2, КС-3), подтверждающие выполнение работ на оплаченную сумму, прибыть в службу заказчика для составления графика производства работ, которым определить новый срок ввода в эксплуатацию объекта и о взыскании (с учетом уточнения суммы иска в порядке ст. 49 АПК РФ) 182 286 258 руб. 90 коп. - неустойки по государственным генеральным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд по капитальному строительству сооружений от 02.01.2006, от 26.09.2008.
Решением суда от 25.02.2011 в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Принимая решение, суд исходил из того, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с неправильным применением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что согласно дополнительным соглашениям к спорным государственным контрактам права и обязанности государственного заказчика были переданы Главному управлению государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, которое является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и не является юридическим лицом, в связи с чем настоящий иск правомерно заявлен Министерством обороны Российской Федерации.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, 02.01.2006 и 26.09.2008 Федеральным государственным учреждение "41 отдел капитального строительства Главного командования Сухопутных войск Министерства обороны Российской Федерацией (заказчик), ЗАО "Строительно-реставрационная фирма "РИК-С" (подрядчик), войсковой частью 71361 (плательщик) были заключены государственные генеральные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд по капитальному строительству сооружений, в соответствии с условиями которых заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя генеральный подряд на капитальное строительство.
Согласно п. 1 дополнительного соглашения от 31.12.2008 к государственному контракту от 02.01.2006 (т. 1, л.д. 25), с момента вступления в силу настоящего дополнительного соглашения права и обязанности государственного заказчика по контракту от Федерального государственного учреждения "41 отдел капитального строительства главного командования сухопутных войск Министерства обороны Российской Федерации" переданы Главному управлению государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 дополнительного соглашения от 31.12.2008 к контракту от 02.01.2006 стороной контракта признано Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (заказчик).
Согласно дополнительному соглашению от 17.02.2009 к государственному генеральному контракту от 26.09.2008 (т. 1 л.д. 23) сторонами контракта являются Министерство обороны Российской Федерации в лице начальника Главного управления государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации (государственный заказчик), Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (заказчик), ЗАО "Строительно-реставрационная фирма "РИК-С" (генеральный подрядчик).
В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" в качестве юридического лица 77 N 010987936 от 03.04.2008 (т. 2, л.д. 60).
Таким образом, заказчиком по вышеуказанным контрактам является юридическое лицо - Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", которое, как правильно указал суд в решении, может выступать самостоятельным участником арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим истцом по настоящему делу, поскольку согласно дополнительным соглашениям к спорным государственным контрактам права и обязанности государственного заказчика были переданы Главному управлению государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, которое является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и не является юридическим лицом.
Однако апелляционный суд не может согласиться с указанным доводом жалобы, поскольку как согласно условиям государственных контрактов, так и согласно положениям закона обязанности по осуществлению контроля за объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ, приемке и проверке стоимости качества выполненных работ возложены на заказчика, то есть в данном случае на Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации".
На государственного заказчика фактически возложены функции по финансированию строительства.
Таким образом, требования по указанным государственным контрактам в связи со спорами относительно объемов, качества работ, сроков их выполнения могут быть заявлены заказчиком.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы 25 февраля 2011 года по делу N А40-11764/10-69-131 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.И. Тетюк |
Судьи |
С.Н. Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11764/2010
Истец: Минобороны РФ
Ответчик: ЗАО "СРФ "РИК-С"
Третье лицо: Войсковая часть 71361, Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6579/11