г. Чита |
Дело N А19-20835/2010 |
"23" марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2010 года по делу N А19-20835/2010, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области (ОГРН 1043801916531, ИНН 3814008935) к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Юголугский детский сад "Солнышко" (ОГРН 1023802770859, ИНН 3842001716) о взыскании задолженности по единому социальному налогу и пени, (суд первой инстанции Загвоздин В.Д.),
при участии в судебном заседании: от заявителя: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Юголугский детский сад "Солнышко" о взыскании задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, за 2009 год и пени в сумме 3627 руб. 93 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что налогоплательщик ранее за счет собственных средств понес на цели государственного социального страхования расходы в размере 19 200 руб., которые были ему компенсированы в 4 квартале 2009 года, в связи с чем увеличение суммы налога, подлежащего уплате в ФСС на равную сумму возмещения расходов из этого же фонда, не имеет никакого экономического обоснования, в противном случае налогоплательщик вынужден за счет собственных средств нести расходы по обязательствам государства. Учитывая, что вычеты в доле ФСС за 2009 год превышали налог, исчисленный с облагаемой базы, у ответчика отсутствовала задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС за 2009 год, в связи с чем, налоговый орган не имел правовых оснований для выставления требования об уплате налога в доле ФСС за 2009 год в размере 3 382 руб. 33 коп. и начисления пени в сумме 245 руб. 60 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 14 по Иркутской области обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Указано, что по декларации по ЕСН за 2009 год подлежит уплате в ФСС сумма налога в размере 3 382,33 руб. с учетом имеющейся переплаты. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на неуплаченную сумму налога начислены пени в размере 245,60 руб. Налогоплательщик сумму недополученного от ФСС возмещения поставит в том налоговом (отчетном) периоде, когда фактически получит указанное возмещение от ФСС и уменьшит на соответствующую сумму расходы по ФСС. Таким образом, сумма возмещения из ФСС не учитывалась налоговым органом при определении налоговой базы по ЕСН в ФСС, а учтена при определении суммы налога к уплате.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672000 35 73156 5 от 04.03.2011. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
МДОУ Юголугский детский сад "Солнышко" 30.03.2010 в налоговый орган по месту учета представлена налоговая декларация по единому социальному налогу за 2009 год, в которой налог, исчисленный к уплате в Фонд социального страхования (ФСС) составил 11 647 руб.
С учетом имеющейся переплаты задолженность по единому социальному налогу в Фонд социального страхования за 2009 год составила 3 382 руб. 33 коп.
В связи с несвоевременной уплатой исчисленного налога, ответчику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 245 руб. 60 коп.
Требование N 18904 от 07.04.2010 об уплате недоимки и пени по единому социальному налогу направлено МДОУ Юголугский детский сад "Солнышко" по почте заказным письмом и получено им 21.04.2010, что подтверждается почтовым уведомлением.
Не исполнение указанного требования послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области в порядке пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о взыскании с МДОУ Юголугский детский сад "Солнышко" задолженности по единому социальному налогу в размере 3 382,33 руб. и пени в размере 245,60 руб., всего 3627 руб. 93 коп.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации МДОУ Юголугский детский сад "Солнышко" являлось плательщиком единого социального налога как юридическое лицо, производящее выплаты физическим лицам.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (абз.5 пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Налоговая база по единому социальному налогу согласно пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).
При этом глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает возможности увеличения налоговой базы по единому социальному налогу или уменьшения вычетов, предусмотренных статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму полученного возмещения произведенных расходов от исполнительного органа ФСС.
Как следует из материалов дела, сумма исчисленного МДОУ Юголугский детский сад "Солнышко" ЕСН в ФСС за налоговый период составила 49 569 руб. (строка 0600_4 Раздела 2 налоговой декларации по единому социальному налогу за 2009 год), в том числе за последний квартал 2009 года - 11 647 руб. (строка 0610_4).
Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, за отчетный период составили 56 350 руб. (строка 0700_3), в том числе за последний квартал 2009 года - 24 420 руб. (строка 0710_3).
Сумма возмещения, полученного налогоплательщиком от исполнительного органа ФСС, за налоговый период 2009 год составила 19 200 руб. (строка 0800_3), в том числе за последний квартал 2009 года - 19 200 руб. (строка 0810_3).
При исчислении единого социального налога в части ФСС за 2009 год и последний квартал 2009 года (сроки 0900_3 и 0910_3) налогоплательщиком увеличена сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, на 19 200 руб., составляющие возмещение расходов из этого же фонда.
Учитывая, что увеличение суммы налога, подлежащего уплате в ФСС на равную сумму возмещения расходов из этого же фонда, не имеет никакого экономического обоснования, в противном случае налогоплательщик вынужден за счет собственных средств нести расходы по обязательствам государства, суд первой инстанции правомерно указал, что возмещение, полученное налогоплательщиком в отчетном периоде от ФСС, не относится к выплатам, предусмотренным п.1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации, и не может влиять на формирование налоговой базы по единому социальному налогу.
Таким образом, налогоплательщик ошибочно при расчете ЕСН за 2009 год увеличил сумму налога, подлежащего уплате в ФСС, на сумму компенсированных из этого же фонда расходов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что у ответчика отсутствовала задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС за 2009 год.
В апелляционной жалобе налоговый орган не приводит никакого правового обоснования необходимости увеличения суммы налога, подлежащего уплате в ФСС, на сумму возмещения расходов из этого же фонда.
Ссылка на Приказ Минфина РФ от 29.12.2007 года N 163н об утверждении Порядка заполнения формы налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, не может быть принята.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации изданные нормативно-правовые акты федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Принимая во внимание отсутствие у МДОУ Юголугский детский сад "Солнышко" задолженности по ЕСН, зачисляемому в ФСС за 2009 год, у налогового органа не было правовых оснований для начисления пени в сумме 245 руб. 60 коп.
Следовательно, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.12.2010 г.., принятое по делу N А19-20835/2010, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20835/2010
Истец: МИ ФНС России N14 по Иркутской области
Ответчик: МДОУ Югологский детский сад "Солнышко"
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-455/11