В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Проектом предлагается изменить редакцию статей 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК).
При этом предлагается уточнить в части первой статьи 46 ГПК понятие "закон", а в части второй статьи 251 ГПК перечень лиц, наделенных правом на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения позволят устранить неопределенность содержания понятия "закон" применительно к статье 46 ГПК, исключив из него для данного случая закон субъекта Российской Федерации, а в статье 251 ГПК восполнить пробел правового регулирования в части наделения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации правом на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
Вместе с тем в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское и гражданско-процессуальное законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Порядок гражданского судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ГПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В этой связи право лиц на обращение в суд в соответствии со статьей 46 ГПК может быть установлено только федеральным законом и не может быть определено законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, применительно к статье 46 ГПК отсутствует неопределенность содержания понятия "закон" и оснований для его уточнения не имеется.
Часть вторая статьи 251 ГПК наделяет правом на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 2) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации образуется в том числе в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
При этом конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть не установлена, в связи с чем федеральным законодательством понятие "руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации" отождествлено с понятием "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации".
Таким образом, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при отсутствии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вправе осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 251 ГПК. В этой связи нет оснований для внесения в данную статью предлагаемых проектом изменений.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 августа 2006 г. N 3113п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 286253-4 "О внесении изменений в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранном Ульяновской области"
Текст письма официально опубликован не был