Отзыв Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам
от 31 мая 2006 г. N 3.2-08/477
на проект федерального закона N 286253-4 "О внесении изменений в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Ульяновской области
Законопроект вносит изменения в статьи 46 и 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и носит уточняющий характер.
Согласно части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, такие случаи могут быть предусмотрены наряду с федеральными законами, и законами субъектов Российской Федерации.
Однако данная норма не соответствует пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации и статьям 1, 4 и 134 ГПК РФ.
Законопроект уточняет положение ГПК РФ и определяет, что случаи, при которых органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд в соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ устанавливаются федеральным законом.
Часть 2 статьи 251 ГПК РФ устанавливает, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может не устанавливаться. В таком случае устанавливается должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако согласно части 2 статьи 251 ГПК РФ руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе обратиться в суд о признании нормативного правового акта, нарушающего его компетенцию, противоречащим закону.
Законопроект приводит данную норму ГПК РФ в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливая право руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации обращаться в суд о признании противоречащим закону нормативного правового акта, нарушающего его компетенцию.
Исходя из изложенного, концепция данного законопроекта поддерживается.
Первый заместитель |
А.А. Клишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.