г. Ессентуки |
Дело N А61-2434/2010 |
16 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баканова А.П., судей Джамбулатова С.И., Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., и участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Гранит-Ир" (ИНН 1511010233, ОГРН 1021500942836) - Кабанова В.Г. (доверенность от 17.11.2010), от ответчика УФАС по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Келехсаевой А.Ш. (доверенность от 16.06.2010 N 2) и Дзеранова Ш.Г. (доверенность от 19.06.2010 N 5), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит-Ир" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2010 по делу N А61-2434/2010 (судья Базиева Н.М.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит - Ир" (далее - ООО "Гранит - Ир") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФАС по РСО - Алания) от 27.09.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что примененное к ООО "Гранит - Ир" наказание не соответствует характеру совершенного деяния и причиненному вреду, не отвечает требованиям принципа справедливости и соразмерности, конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам. Заявитель указал, что деяние ООО "Гранит - Ир" формально подпадает под признаки статьи 9.15 КоАП РФ, но существенной угрозы охраняемым общественным интересам не создало, так как к электрическим сетям ООО "Гранит - Ир" присоединены токоприемные устройства только 25 юридических лиц, мощности сетей ООО "Гранит - Ир" не хватает для присоединения иных потребителей, ООО "Гранит - Ир" не может влиять на состояние конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии, заявок на технологическое присоединение к сетям ООО "Гранит - Ир" в 2007-2010 годах не поступало, ООО "Гранит - Ир" ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось. Данные обстоятельства по мнению ООО "Гранит - Ир" свидетельствуют о малозначительности совершенного им правонарушения.
Решением суда от 24.12.2010 в удовлетворении заявления ООО "Гранит - Ир" о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РСО - Алания отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое постановление принято УФАС по РСО - Алания в рамках своих полномочий, бездействие ООО "Гранит - Ир" образует состав административного правонарушения, установленного статьей 9.15 КоАП, нарушений порядка привлечения ООО "Гранит - Ир" к административной ответственности судом не установлено, а потому оспариваемое постановление является законным.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Гранит - Ир" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РСО - Алания от 27.09.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО "Гранит - Ир" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 24.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РСО - Алания от 27.09.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Представители УФАС по РСО-Алания в судебном заседании и отзыве отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2010 по делу N А61-2434/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ООО "Гранит-Ир" относится к субъектам естественной монополии в части осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Региональной службой по тарифам ООО "Гранит - Ир" включено в перечень сетевых организаций и для которого утвержден тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 - ФЗ "Об электроэнергетике (далее - Закон об электроэнергетике), субъекты естественных монополий в электроэнергетике обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334) постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2009 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии" Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии.
Во исполнение данного постановления УФАС по РСО - Алания направило ООО "Гранит-Ир" запрос N 2081 от 31.08.2010 о предоставлении в срок до 15.09.2010 сведений, подтверждающих опубликование в официальных печатных изданиях и электронных СМИ информации, указанной в пунктах 9 и 11 Стандартов N 24.
На требование УФАС по РСО - Алания ООО "Гранит - Ир" направило письмо от 13.09.2010 N 55, из которого следует, что интернет-сайт ООО "Гранит - Ир" не создан, информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами N 24 ООО "Гранит - Ир" ни в официальных печатных изданиях, ни на интернет-сайте не размещалась.
По данному факту УФАС по РСО - Алания с участием представителя ООО "Гранит - Ир" Кабанова В.Г., действующего по доверенности от 23.09.2010 N 63, предоставляющей ему право представлять интересы ООО "Гранит - Ир" в делах об административных правонарушениях, в том числе с правом подписания протокола об административном правонарушении был составлен протокол об административном правонарушении от 23.09.2010 N 25-09/к-10 по статье 9.15 КоАП РФ, на основании которого постановлением от 27.09.2010 N 25-09/К-10 ООО "Гранит - Ир" привлечено по статье 9.15 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, в соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Гранит - Ир" обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности проверяет, законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 2 Стандартов N 24 установлена обязанность субъектов рынков электрической энергии раскрывать информацию.
Стандартами N 24 определено, что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц, независимо от цели получения информации.
Согласно пункту 1 Стандартов N 24 данными стандартами установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Согласно Стандарту N 24 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.04.2009 N 334, действовавшей на момент наступления срока раскрытия информации) раскрытию ООО "Гранит - Ир" подлежала следующая информация.
Согласно подпункту "а" пункта 9 Стандартов N 24 раскрытию ООО "Гранит - Ир" подлежала годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность. В соответствии с пунктом 10 Стандартов 24 данная информация подлежала опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании не позднее 1 июня 2010 года.
Таким образом, годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность за 2009 год подлежала раскрытию ООО "Гранит - Ир" не позднее 01.06.2010.
В соответствии с пунктом 11 Стандартов N 24 раскрытию подлежала информация:
- условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров (подпункт "а");
- сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов (подпункт "б");
- сведения о размерах потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации, включая:
- размеры потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них в целом по сетевой организации и по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке, а также процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
- перечень мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования;
- источник опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- информацию о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости (подпункт "в");
- перечень зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов (подпункт "г");
- сведения о техническом состоянии сетей, в том числе:
- количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению;
- объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии (подпункт "д");
- отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) (подпункт "ж");
- планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием даты расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) (подпункт "з").
- сведения о поданных заявках на технологическое присоединение и заключенных договорах на технологическое присоединение по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием:
- количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
- количества заключенных договоров на технологическое присоединение, присоединяемого объема мощности, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;
- информации об аннулированных заявках на технологическое присоединение (подпункт "к").
В соответствии с пунктом 12 Стандартов N 24, информация, указанная в пункте 11 подлежит опубликованию в следующие сроки:
- подпункты "а" и "г" - на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет ежегодно, до 1 марта;
- подпункты "б", "в", "д", "ж", - на официальном сайте сетевой организации в сети интернет и в официальном печатном издании ежегодно, до 1 марта;
- подпункт "к" - на официальном сайте сетевой организации в сети интернет не реже одного раза в месяц;
- подпункт "з" - на официальном сайте сетевой организации в сети интернет ежегодно, до 1 марта, и обновлению в течение 10 дней с даты утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.
Как следует из оспариваемого постановления, УФАС по РСО - Алания установлено, что ООО "Гранит - Ир" не опубликовало на официальном сайте в сети интернет информацию, указанную в подпункте "а" пункта 9 в срок до 01.06.2010, указанную в подпунктах "а - д", "ж", "з" в срок до 01.03.2010, а информацию, указанную в подпункте "к" пункта 11 Стандартов N 24 - за период с января по август 2010 года. Данное обстоятельство ООО "Гранит - Ир" не оспаривается. Согласно объяснениям руководителя ООО "Гранит - Ир", приложенных к протоколу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении, сведения не были раскрыты ООО "Гранит - Ир" в связи с незнанием об обязанности ООО "Гранит - Ир" раскрывать данную информацию.
Признание впоследствии статьи 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" утратившей силу пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", не освобождает субъекты естественных монополий в электроэнергетике публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, так как статья 22 Закона об электроэнергетике утратила силу с 29.07.2010, а обязанность раскрыть информацию возникла у ООО "Гранит - Ир" до 01.03.2010.
Помимо этого, обязанность субъектов рынков электрической энергии раскрывать информацию также установлена пунктом 2 Стандартов N 24.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании изложенного, суд считает, что факт совершения заявителем административного правонарушения подтверждается материалами дела, и фактически не оспаривается ООО "Гранит - Ир".
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, совершенное ООО "Гранит - Ир", посягает на установленный и охраняемый государством порядок раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии, обеспечивающий доступ к данной информации всех заинтересованных лиц, на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере оптового и розничного рынка электрической энергии.
Соблюдение этого порядка является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Раскрытие установленной информации действующим законодательством информации является необходимым и важным условием нормального функционирования оптового и розничного рынка электрической энергии.
Не раскрытие указанной выше информации оказывает существенное влияние на права заинтересованных лиц на получение достоверной, объективной и оперативной информации об ООО "Гранит - Ир", и свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Гранит - Ир" к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере раскрытия информации в установленной форме, что лишает потребителей (инвесторов) возможности сделать правильный выбор в условиях непрозрачной информационной среды.
Подобное правонарушение образует формальный состав, и такое обстоятельство, как отсутствие наступления вредных последствий, согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не свидетельствует о его малозначительности.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения и положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения норм о малозначительности.
УФАС по РСО - Алания с учетом всех обстоятельств дела применило к ООО "Гранит - Ир" минимальный размер штрафа, установленный статьей 9.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление принято УФАС по РСО - Алания в рамках своих полномочий, бездействие ООО "Гранит - Ир" образует состав административного правонарушения, установленного статьей 9.15 КоАП РФ, нарушений порядка привлечения ООО "Гранит - Ир" к административной ответственности судом первой инстанции не установлено.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2010 по делу N А61-2434/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Баканов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2434/2010
Истец: ООО "Гранит-Ир"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Северная Осетия-Алания, УФАС по РСО-Алания, УФАС РФ по РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-158/11