г. Челябинск
18 апреля 2011 г. |
N 18АП-2817/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Е.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистик-Лайн" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2011 по делу N А76-19167/2010 (судья Бастен Д.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Логистик-Лайн" - Кахановский П.Н. (доверенность от 10.01.2011 N 1001/11);
Челябинской таможни - Аркан Н.В. (доверенность от 14.02.2011 N 24), Строчикова М.В. (доверенность от 11.01.2011 N 02), Манченко О.С. (доверенность от 11.01.2011 N 03).
Общество с ограниченной ответственностью "Логистик-Лайн" (далее - заявитель, ООО "Логистик-Лайн", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании недействительным требования Челябинской таможни от 10.09.2010 N 35 об уплате таможенных платежей на сумму 1142405, 99 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Логистик-Лайн" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза с 01.07.2010 вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости товаров регулируются главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" от 25.01.2008. В этой связи полагает, что п.п.1, 5 ст.323 ТК РФ с 01.07.2010 не подлежали применению. Также полагает, что на момент вынесения оспоренного требования положения Главы 35 Таможенного кодекса Российской Федерации не действовали, что исключает возможность проверки достоверности заявленных при таможенном оформлении требований после выпуска товара в порядке ст.ст.361 и 412 Таможенного кодекса Российской Федерации. Кроме того, ссылается на необоснованное применение таможней Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206 (далее - Инструкция N 1206), которая признана утратившей силу Приказом ГТК (ФТС) России от 21.06.2010 N 1173.
От таможенного органа поступил отзыв, в котором он с доводами апелляционной жалобы не соглашается, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Логистик-Лайн" (покупатель) и компанией "SHENZHEN ZHONGYUHANGQUANZHI IMPORT AND EXPORT CO., LTD" (Китай) (поставщик) заключен контракт от 18.06.2009 N НВС-200930 на поставку детских игрушек, в соответствии с условиями которого поставка товара осуществляется на условиях СРТ-Челябинск (Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2000). Количество, ассортимент цена и сумма товара указываются в инвойсах, являющихся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.6 контракта). Цены на товары в каждой партии являются твердыми и не подлежат изменению после подписания сторонами каждой спецификации (пункт 2.2 контракта).
ООО "Логистик-Лайн" ввезены на территорию Российской Федерации и оформлены по грузовым таможенным декларациям (ГТД) N N 10504080/250110/0000412, 10504080/280110/0000536, 10504080/060210/0000811, 10504080/080210/0000847, 10504080/250210/0001450, 10504080/100310/0001905, 10504080/150310/0002065 следующие товары: игрушки детские, товарная группа 95 ЕТН ВЭД таможенного союза, изготовитель "ХУАДА ТОЙ КО, ЛТД".
Таможенная стоимость товара заявителем определена по первому методу -по стоимости сделки с ввозимыми товарам.
Согласно сведениям, заявленным обществом, фактурная стоимость товаров, указанная в графе 22 ГТД, составила: по ГТД N 10504080/250110/0000412 - 31491,93 долл. США; по ГТД N 10504080/280110/0000536 - 31287,96 долл. США; по ГТД N 10504080/060210/0000811 - 3627,53 долл. США; по ГТД N 10504080/080210/0000847 - 30162,33 долл. США; по ГТД N 10504080/250210/0001450 - 6085,02 долл. США; по ГТД N 10504080/100310/0001905 - 49726,28 долл. США; по ГТД N 10504080/150310/0002065 - 40850,36 долл. США.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров ООО "Логистик-Лайн" представлены документы: спецификации N НМ-246, НМ-310, НМ-318, НМ-336, НМ-345, НМ-381, НМ-382, НМ-384, НМ-390, НМ-396, НМ-398, НМ-411, НМ-412, НМ-413 на поставку товара по контракту от 18.06.2009 NНВС-200930 (копии спецификаций на поставку товара по контракту от 18.06.2009 N НВС-200930 по ГТД 10504080/280110/0000536, 10504080/060210/0000811, сторонами не согласованы); счета-фактуры от 17.10.2009 N НМ-246, от 08.11.2010 N НМ-310, от 11.11.2010 N НМ-318, от 11.11.2010 N НМ-319, от 12.11.2010 N НМ-320, от 14.11.2009 N НМ- 326, от 16.11.2009 N НМ-332, от 17.11.2009 N НМ-336, от 17.11.2009 N НМ-337, от 18.11.2009 N НМ-345, НМ-381 от 11.12.2009, от 13.12.2009 N НМ-382, от 13.12.2009 N НМ-383, от 13.12.2009 N НМ-384, от 11.12.2009, НМ-390 от 14.12.2009, НМ-396 от 16.12.2009, НМ-398 от 16.12.2009;от 17.12.2009 N НМ-406, от 18.12.2009 N НМ-411, от 18.12.2009 N НМ-412, от 18.12.2009 N НМ-413; от 20.12.2009 N НМ-414, от 21.12.2009 N НМ-417, от 24.12.2009 N НМ-422; копии инвойсов (в инвойсах описание товара на ассортиментном уровне отсутствует, товары по наименованию разделены на группы в зависимости от назначения указаны артикулы ввозимых товаров; перевод на русский язык отсутствует).
Предусмотренные п.2 контракта от 18.06.2009 N НВС-200930 спецификации на партию декларируемых товаров, где должны быть указаны цены, которые являются твердыми и не подлежащими изменению после подписания каждой спецификации сторонами отсутствовали. Также отсутствовали документы, подтверждающие формирование таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: не представлены банковские платежные документы, отражающие стоимость товаров (в том числе и по предыдущим поставкам), бухгалтерские документы.
В соответствии с пунктом 9 Положения о контроле таможенной стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399 (далее - Положение N 1399), и пункта 16 Инструкции N 1206 в момент таможенного оформления Челябинским таможенным постом принято решение об уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости. В графе "Для отметок таможни" ДТС-1 Челябинским таможенным постом сделана запись "ТС уточняется".
Со ссылкой на статью 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенным органом в адрес ООО "Логистик-Лайн" направлен запрос о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Также направлены требования, в которых предлагалось произвести определение таможенной стоимости товаров на основе информации таможенного органа и произвести корректировку таможенной стоимости товаров.
ООО "Логистик-Лайн" дано письменное согласие на выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей по ГТД 10504080/250110/0000412 (таможенная расписка N ТР-5527533) - 28.01.2010, по ГТД 10504080/280110/0000536 (таможенная расписка N ТР 5527545) - 05.02.2010, по ГТД 10504080/060210/0000811 (таможенная расписка N ТР-5527552) - 11.02.2010, по ГТД 10504080/080210/0000847 (таможенная расписка N ТР-5527555) - 15.02.2010, по ГТД 10504080/250210/0001450 (таможенная расписка N ТР-5527566) - 27.02.2010, по ГТД 10504080/100310/0001905 (таможенная расписка N ТР-5527581) - 12.03.2010 и по ГТД 10504080/150310/0002065 (таможенная расписка N ТР-5527585) - 18.03.2010.
По запросу таможенного органа декларантом ООО "Логистик-Лайн" представлены дополнительные документы (письма ООО "Логистик-Лайн" от 02.03.2010 N 16, от 09.03.2010 N 20, от 10.03.2010 N б/н, от 15.03.2010 N 25, от 16.03.2010 б/н, от 17.03.2010 N б/н, от 30.03.2010 N 32): бухгалтерские документы (карточки счетов 41.01; 90.01; 62), документы по реализации товаров на внутреннем рынке РФ (договор поставки от 25.06.2009 N 1, счета-фактуры), банковские платежные поручения по оплате за товары. Остальные документы, указанные в запросе Челябинского таможенного поста, ООО "Логистик-Лайн" представлены не были.
Письмами от 15.03.2010 N 02-27/147, от 17.03.2010 N 02- 26/153, от 23.03.2010 N 02-27/167, от 25.03.2010 N 02-27/185, от 12.04.2010 N 02- 27/227, от 26.04.2010 N02-27/260 таможня сообщила обществу, о том, что в графе "Для отметок таможни" ДТС-1 произведена запись "ТС подлежит корректировке", а также о принятом решении, о необходимости корректировки таможенной стоимости товара
Челябинским таможенным постом вынесены уведомления о непредставлении в установленный срок запрашиваемых таможенным органом документов и сведений, указанный в запросах, а именно: калькуляцию продажной цены с приложением документального подтверждения расходов отнесенных на себестоимость, с приложением бухгалтерских проводок; оригинал прайс-листа производителя товаров или копию, заверенную ТПП страны вывоза, перевод данных документов, расчет цены реализации ввозимого товара на внутреннем рынке РФ, имеющиеся в распоряжении декларанта; документально подтвержденную информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных, ранее ввезенных товаров, об их цене на внутреннем рынке РФ, любую имеющуюся информацию о стоимости товаров на мировом рынке, документально обоснованные объяснения об отсутствии возможности предоставления вышеуказанных документов; экспортную декларацию страны вывоза (с переводом); пояснения по условиям поставки; копии спецификаций на каждую партию товаров, заверенных сторонами согласно контракту от 18.06.2009.
Также было предложено представителю общества явиться на консультацию в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости товаров.
ООО "Логистик-Лайн" дало согласие на уточнение структуры заявленной таможенной стоимости и определение таможенной стоимости в соответствии с другим методом. После консультации, проведенной по указанным ГТД, декларантом ООО "Логистик-Лайн" самостоятельно представлены ДТС-2 с вновь рассчитанной таможенной стоимостью товаров и КТС.
Челябинским таможенным постом, в соответствии с пунктом 19 Положения проведена корректировка таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость товаров определена по шестому "резервному методу" таможенной оценки в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона "О таможенном тарифе".
Отделом контроля таможенной стоимости Челябинской таможни в соответствии с Порядком проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденным приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 по данным ГТД проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, в результате которой выявлено, что Челябинским таможенным постом некорректно подобран аналог идентичных и однородных товаров для проведения окончательной корректировки таможенной стоимости товаров, что является нарушением пункта 11 Инструкции N 1206.
Отделом контроля таможенной стоимости Челябинской таможни проведен анализ формирования таможенной стоимости товаров: игрушек детских изготовителя "Хуада Той", в таможнях других регионов с использованием программных средств: оперативный мониторинг, автоматизированная система "Стоимость-1", ресурс сети "Интернет" и выявлено значительное расхождение скорректированной таможенной стоимости от ценовой информации на идентичные и однородные товары, содержащейся в базе данных таможенных органов (система оперативного мониторинга таможенных деклараций), и отсутствие документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Отделом контроля таможенной стоимости Челябинской таможни по рассматриваемым ГТД выставлены запросы от 02.06.2010 N 31-21/7199, от 02.06.2010 N 31-21/7204, от 16.07.2010 N 31-21/9571 о предоставлении прайс-листа завода-изготовителя, экспортной таможенной декларации страны вывоза, банковских платежных документов.
В соответствии с п.15 Положения N 1399, отделом контроля таможенной стоимости Челябинской таможни в адрес общества письмами от 22.07.2010 N 31-21/9810, от 22.07.2010 N 31-21/9817, от 22.07.2010 N 31-21/9820, от 06.08.2010 N 31-17/10586, от 06.08.2010 N31- 17/10587, от 13.08.2010 N 31-17/10993 направлены: акты проверок документов и сведений после выпуска товаров N10504000/203/210710/А0014, 10504000/203/210710/А0015, 10504000/203/210710/А016; ведомственные решения об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства РФ решения по принятию скорректированной декларантом таможенной стоимости N 10504000/050810/58, 10504000/050810/59, 10504000/120810/63; и уведомления о прибытии в установленный срок на консультацию с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости и по выбору метода определения таможенной стоимости товаров; копии листов ДТС-2 с записью "ТС подлежит корректировке", с изложением обстоятельств неправомерного определения таможенной стоимости.
Явку своего представителя в таможенный орган для консультации по вопросу корректировки таможенной стоимости ООО "Логистик-Лайн" не обеспечило.
12.08.2010 таможенным органом вновь произведена корректировка таможенной стоимости товаров по данным ГТД, таможенная стоимость определена по резервному методу определения таможенной стоимости с использованием ценовой информации оперативного мониторинга на идентичные и однородные товары (графа 8 ДТС-2, графа 44 КТС-1,2) (т.1, л.д.24-25). Решение направлено в адрес общества. В связи с вновь принятым решением сумма подлежащих уплате таможенных платежей увеличилась на 1142405,99руб, в том числе ввозная таможенная пошлина - 655 177, 77 руб. и НДС - 487228, 22 руб.
Указанные суммы таможенных платежей отражены в требовании Челябинской таможни от 10.09.2010 N 35, направленном в адрес общества сопроводительным письмом от 10.09.2010 N 04-46/12179.
Не согласившись с доначислением указанных сумм таможенных платежей, ООО "Логистик-Лайн" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности доначисления таможней сумм таможенных платежей, указанных в оспоренном требовании.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При вынесении таможней оспоренного требования, равно как и при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции применялись положения Таможенного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О таможенном тарифе"), Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536, Положения N 1399 и Инструкции N 1206.
Регламентация спорных правоотношений указанными нормативными актами заявителем при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции не оспаривалась.
Тем не менее, в апелляционной жалобе заявитель ссылается на необоснованность применения этих нормативных актов, поскольку полагает, что рассматриваемые правоотношения подлежат регулированию Таможенным кодексом Таможенного союза, вступившим в силу с 06.07.2010 и Соглашением Правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", вступившего в силу с 06.07.2010. Также полагает, что на момент вынесения оспоренного требования положения Главы 35 Таможенного кодекса Российской Федерации не действовали, что исключает возможность проверки достоверности заявленных при таможенном оформлении требований после выпуска товара в порядке ст.ст.361 и 412 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в силу приведенного в ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общего положения о действии законодательства во времени, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Обратная сила закона возможна только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Правоотношения по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации товара и его декларированию возникли до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения Правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", и положений об обратной силе в указанных нормативных актах не содержится. Более того в силу ч.4 ст.368 Таможенного кодекса таможенного союза, товары, таможенная декларация на которые принята (зарегистрирована) таможенным органом до вступления в силу настоящего Кодекса, подлежат помещению под заявленный таможенный режим в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза, на день принятия (регистрации) таможенным органом этой таможенной декларации. В этой связи, рассматриваемые спорные правоотношения подлежат регулированию ранее действовавшими материальными нормами Таможенного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных нормативных актов.
Кроме того, на момент принятия решения о корректировке таможенной стоимости в порядке ведомственного контроля (12.08.2010) Таможенный кодекс Российской Федерации и Инструкция N 1206 действовали (основные положения Таможенного кодекса Российской Федерации утратили силу с лишь 29.12.2010, а Инструкция N 1206 утратила силу лишь с момента публикации приказа ФТС России от 21.06.2010 N 1173 в сентябре 2010 года), в связи с чем, применение таможней их положений как материального, так и процессуального характера следует признать обоснованным. Доводы апелляционной жалобы в этой части отклоняются как основанные на неправильном толковании закона.
В отношении правильности применения заинтересованным лицом резервного метода определения таможенной стоимости товара и расчета такой стоимости апелляционная жалоба возражений не содержит.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оценить действия таможни в указанной части на предмет их соответствия закону.
Частью 1 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 этого Кодекса.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов (ст.412 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям части 3 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Пунктом 2 статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
Согласно части 5 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии с частью 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" установлено, что признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
На основании пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О таможенном тарифе") первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 настоящего Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.
В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных статьями 22 и 23 настоящего Закона.
Когда для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному статьей 24 настоящего Закона.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Положения настоящего Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399 утверждено Положение о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с п.20 указанного Положения, если декларант отказался произвести корректировку таможенной стоимости (в том числе после выпуска товаров), не направил в таможенный орган решение по вопросу корректировки таможенной стоимости и/или не явился в установленный срок, а также, если уполномоченные должностные лица таможенных органов не согласились с вновь заявленной декларантом таможенной стоимостью, уполномоченные должностные лица таможенных органов самостоятельно определяют таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы ее определения, в течение трех рабочих дней со дня: получения решения декларанта о несогласии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости; - истечения установленного декларанту срока для прибытия в таможенный орган с целью корректировки таможенной стоимости; заявления декларантом таможенной стоимости определенной с иным методом таможенной оценки.
При самостоятельном определении таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов в обязательном порядке заполняют декларацию таможенной стоимости и уведомляют декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения с направлением ему декларации таможенной стоимости. Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком выставляется требование об уплате таможенных платежей (п. 21 Положения).
В соответствии с ч.7 ст.323 ТК РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (статья 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ввиду неявки декларанта в таможенный орган для завершения процедуры определения таможенной стоимости в указанный срок, на основании п.7 ст.323 Таможенного кодекса Российской Федерации и п.17 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, таможенный орган завершил процедуру определения таможенной стоимости и самостоятельно определил таможенную стоимость товара последовательно применяя методы ее определения.
Правильно оценив представленные доказательства, суд первой инстанции исходил из того, что у таможенного органа отсутствовала возможность применения методов 1-5, поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии в распоряжении таможни необходимой документально подтвержденной и достоверной информации для их применения.
В частности, согласно представленному контракту и инвойсов, стороны договорились о поставке товара на условиях СРТ-Челябинск, при этом, в экспортной таможенной декларации страны вывоза (Китая) товар ввозится на условиях поставки FOB, без указания пункта передачи товаров.
Вес брутто, нетто, указанные в экспортных таможенных декларациях страны вывоза (Китая) N 047896479 04789494, 04789699 не соответствуют весу брутто, ГТД N 10504080/250110/0000412, 10504080/280110/0000536, 10504080/100310/0001905.
Вес брутто, нетто указанные в экспортной таможенной декларации страны вывоза (Китая) N 047896790 не соответствуют весу брутто, нетто, указанным в ГТД N 10504080/060210/0000811.
Вес брутто, нетто, стоимость, указанные в экспортной таможенной декларации страны вывоза (Китая) N 047896797, 047896997 не соответствуют весу брутто, нетто, стоимости, указанным в ГТД N 10504080/250210/0001450, 10504080/150310/0002065.
Также судом первой инстанции отмечено, что в нарушение пункта 2 приложения 1 приказа ФТС России от 25.04.2007 N 536 отсутствует перевод экспортных таможенных декларации страны вывоза (Китай) на русский язык, а спецификации при таможенном оформлении не представлялись, не имеется также доказательств оплаты товара.
Одновременно с этим, представленные ООО "Логистик-Лайн" документы содержат недостоверные сведения: прайс-лист не отвечает требованиям, предъявляемым к официальным прайс-листам и каталогам продукции, установленным письмом ФТС России от 23.07.2007 N 05-51/27347: не заверен заводом-изготовителем, не содержит информацию о сроках начала и окончания действия цен, не является копией оригинала нейтрального, общедоступного (публикуемого, рассылаемого) печатного издания, содержащего перечень и краткую характеристику товаров. В прайс-листе отсутствует наименование ввозимых товаров на ассортиментном уровне (только артикульный ряд), цены, указанные в прайс-листе, не соответствуют ценам, которые указаны в инвойсе. Отсутствует перевод прайс-листа на русский язык.
Экспортная таможенная декларация не имеет регистрационный номер, состоящий из 18 знаков, из которых 1-4 знаки являются регистрационным номером таможни, знаки 5-8 это год приема заявки декларации таможней, позиция 9 это обозначение импорта/экспорта (цифра "1" означает импорт, "0" экспорт; в спецификации централизованного декларирования "I" это импорт, "Е" это экспорт). Остальные 9 знаков это порядковый регистрационный номер (письмо ФТС России от 20.07.2010 N 16-37/35534; письмо Благовещенской таможни от 30.09.2010 N 31-09/10244 "О направлении перевода новых правил таможни КНР по оформлению ГТД").
В нарушение письма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.07.2010 N 16-37/35534, экспортная декларация не имеет регистрационного номера, состоящего из 18 знаков.
Указанные обстоятельства правомерно расценены судом первой инстанции как факт представления ООО "Логистик-Лайн" для таможенного оформления документов, содержащих противоречивые сведения.
При окончательной корректировке таможенной стоимости товара Челябинским таможенным постом допущен неверный подбор аналогов однородных и идентичных товаров: по ГТД N 10504080/250110/0000412 оформлен товар N 11: игрушки детские пластмассовые, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10318030/260509/0001999 использовалась ценовая информация на игрушки детские надувные, для игр на воде; по ГТД N10504080/250110/0000412 оформлен товар N 12: палатки, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10125290/050410/0003432 использовалась ценовая информация на кроватки, гладильные доски; по ГТД N10504080/250110/0000412 по товару N14 использовалась ценовая информация ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10703052/120210/0000231, по которой таможенная стоимость товаров определена по шестому методу таможенной оценки - "резервному методу" (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" для корректировки таможенной стоимости необходимо использовать ценовую информацию на идентичные и однородные товары, оформленные по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами"); по ГТД N10504080/280110/0000536 по товара N 5 и 18 использовалась ценовая информация ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД NN10216100/250709/0057250, 10216100/010909/0069132, по которым таможенная стоимость товаров определена по шестому методу таможенной оценки "резервному методу" (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" для корректировки таможенной стоимости необходимо использовать ценовую информацию на идентичные и однородные товары, оформленные по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами"); по ГТД N10504080/280110/0000536 оформлен товар N 8: манеж детский, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10716052/110609/П000025 использовалась ценовая информация на лежаки; по ГТД N10504080/280110/0000536 оформлен товар N 22: шахматы, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10216100/230609/0046794 использовалась ценовая информация на игры: "Дартс", "Азбука"; по ГТД N 10504080/280110/0000536 оформлен товар N 23: мячи (шарики) надувные резиновые, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10216100/250709/0057222 использовалась ценовая информация на домики из текстильных материалов; по ГТД N10504080/060210/0000811 оформлен товар N 4: "волшебные палочки светящиеся", согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10125290/050410/0003432 использовалась ценовая информация на манежи для кукол; по ГТД N10504080/080210/0000847 оформлен товар N 1: игрушки на колесах пластмассовые для катания детей - талокары (с электродвигателем), согласно ценовой информации ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10125290/310310/0003256 использовалась ценовая информация на трехколесные велосипеды; по ГТД N10504080/080210/0000847 оформлен товар N 6: игрушки для детей, музыкальные пластмассовые, телефон, барабан, согласно ценовой информации ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10703052/160210/0000255 использовалась ценовая информация на инструменты музыкальные детские игрушечные: пианино; по ГТД N10504080/080210/0000847 оформлен товар N 9: детское оружие - автоматы музыкальные, согласно ценовой информации использовалась ценовая информация ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10216100/110609/00043830, на пистолеты и водные пистолеты; по ГТД N10504080/080210/0000847 оформлен товар N10: игрушки детские пластмассовые - машинки, трансформеры, фотоаппараты, согласно ценовой информации ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10703052/020410/0000491 использовалась ценовая информация на погремушки; по ГТД N 10504080/080210/0000847 оформлены товары NN11, 12: игры детские из полимерных материалов не электронные (хоккей, футбол), согласно ценовой информации ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10703052/120210/0000231, по которой таможенная стоимость товаров определена по шестому методу таможенной оценки - "резервному методу" (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" для корректировки таможенной стоимости необходимо использовать ценовую информацию на идентичные и однородные товары, оформленные по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами; по ГТД N10504080/080210/0000847 товар N 14: мяч резиновый, надувной, согласно ценовой информации ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10714040/150110/0000482 использовалась ценовая информация на изделия карнавальные из пластмассы; по ГТД N10504080/250210/0001450 оформлен товар N9: палатки, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10125290/050410/0003432 использовалась ценовая информация на кроватки, гладильные доски; по ГТД N10504080/250210/0001450 оформлен товар N Ю: игра "хоккей", согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД использовалась ГТД N10703052/120210/0000231 (игра "рыбалка"), по которой таможенная стоимость товаров определена по шестому методу таможенной оценки - "резервному методу" (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" для корректировки таможенной стоимости необходимо использовать ценовую информацию на идентичные и однородные товары, оформленные по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами"); по ГТД N10504080/250210/0001450 оформлен товар N 11: манежи, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10716052/110609/П000025 использовалась ценовая информация на ходунки; по ГТД N10504080/100310/0001905 оформлен товар N 15: манежи детские, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10702030/130709/0017904 использовалась ценовая информация на лежаки пластмассовые; по ГТД N10504080/100310/0001905 по товарам N 10,12 использовалась ценовая информация ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД NN10216100/250709/0057250, 10216100/010909/0069132, по которым таможенная стоимость товаров определена по шестому методу таможенной оценки - "резервному методу" (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" для корректировки таможенной стоимости необходимо использовать ценовую информацию на идентичные и однородные товары, оформленные по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами"); по ГТД N10504080150310/0002065 оформлен товар N 12: трансформеры роботы пластмассовые, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10318030/260509/0001999 использовалась ценовая информация на изделия детские надувные, для игр на воде; по ГТД N10504080150310/0002065 по товару 15 использовалась ценовая информация ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N10703052/120210/0000231, по которой таможенная стоимость товаров определена по шестому методу таможенной оценки - "резервному методу" (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" для корректировки таможенной стоимости необходимо использовать ценовую информацию на идентичные и однородные товары, оформленные по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами"); по ГТД N10504080150310/0002065 оформлен товар N 17: манежи, согласно ИАС "Мониторинг-Анализ" ЦБД ГТД N 10716052/110609/П000025 использовалась ценовая информация на ходунки.
Кроме того, выявлено значительное расхождение скорректированной таможенной стоимости от ценовой информации на идентичные и однородные товары, содержащейся в базе данных таможенных органов (система оперативного мониторинга таможенных деклараций), и отсутствие документального подтверждения заявленной таможенной стоимости
С учетом этих обстоятельств решения Челябинского таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товара были обоснованно отменены Челябинской таможней в порядке ведомственного контроля.
Учитывая, что таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости должным образом не подтверждены, заинтересованным лицом обоснованно затребованы соответствующие документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара.
Положениями Закона "О таможенном тарифе" и Таможенным кодексом Российской Федерации за декларантом закреплена прямая обязанность документально подтвердить заявляемые таможенному органу при декларировании товаров сведения об их таможенной стоимости и право декларанта доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
Декларант обязан предоставить по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, которые он должен иметь в силу закона, а также когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Имеющиеся противоречия в коммерческих и таможенных документах относительно цены, количества товара, условий его поставки и оплаты, а также других условий, имеющих значение для исчисления таможенной стоимости, свидетельствуют о недостоверности данных до тех пор, пока не будут устранены путем предоставления соответствующих доказательств.
Между тем соответствующих доказательств, достоверно подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара, ООО "Логистик-Лайн" представлены не были, представленные документы не устранили выявленных таможней неточностей, содержали противоречивую, несоответствующую друг другу информацию.
Материалами дела подтверждается, что обществу была предоставлена возможность доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости, однако данным правом общество не воспользовалось, на запросы таможни обществом представлен не весь пакет запрошенных документов.
Необоснованное непредставление указанных документов позволило таможенному органу прийти к выводу о невыполнении декларантом условия о документальном подтверждении и достоверности заявленной таможенной стоимости, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", может являться основанием для исключения использования основного метода определения таможенной стоимости товара.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение пункта 3 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" и пункта 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации заявленная ООО "Логистик-Лайн" таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на количественно определенной и документально подтвержденной достоверной информации, так как представленные документы являются неточными, противоречивыми и недостаточными для принятия заявленной декларантом таможенной стоимости.
В ходе таможенного оформления данные о товарах, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости, не были подтверждены документально и вызывали сомнение в достоверности, в связи с чем метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не мог быть использован для определения таможенной стоимости товара.
Поскольку у таможни отсутствовала необходимая информация и документы для определения таможенной стоимости с применением 1 - 5 методов определения таможенной стоимости, заинтересованное лицо пришло к правильному выводу о том, что использование шестого (резервного) метода в данном случае является наиболее приемлемым.
Из материалов дела видно, что при определении таможенной стоимости товаров по ГТД таможней принята таможенная стоимость товаров того же класса и вида, согласно ценовой информации оперативного мониторинга ранее оформленных и принятых таможенных деклараций другими участниками внешнеэкономической деятельности на товары - игрушки детские по первому методу определения таможенной стоимости.
Таким образом, решения таможни по корректировке таможенной стоимости товара по рассматриваемым ГТД является законными и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности. Следовательно, требование об уплате таможенных платежей также является законным.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2011 по делу N А76-19167/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистик-Лайн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19167/2010
Истец: ООО "Логистик-Лайн"
Ответчик: Челябинская таможня