г. Москва
30 июня 2011 г. |
Дело N А41-25263/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кархалев А.В., доверенность от 22.03.2011 N 007/11,
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Кархалев А.В., доверенность от 31.03.2011 N Д-21/03/11,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоматические ворота - 2000" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2011 по делу N А41-25263/10, принятое судьей Калининой Н.С. по заявлению Федерального дорожного агентства к обществу с ограниченной ответственностью "Автоматические ворота - 2000" о понуждении ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134, принятии решения о разделе указанного земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности на два земельных участка: подлежащий изъятию для нужд Российской Федерации площадью 624 кв.м. и остающийся в собственности ответчика площадью 19 376 кв.м., принятии решения о принудительном выкупе для нужд Российской Федерации принадлежащих ответчику на праве собственности вновь образованного земельного участка общей площадью 624 кв.м. и расположенного на нем здания общежития, с возмещением ответчику убытков, причиняемых изъятием, в размере 13 103 000 руб., при участии в деле в качестве третьих лиц Федерального государственного учреждения "Дороги России", Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное дорожное агентство обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автоматические ворота - 2000" (далее - ответчик, общество) о понуждении ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134, принятии решения о разделе указанного земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности на два земельных участка: подлежащий изъятию для нужд Российской Федерации площадью 624 кв.м. и остающийся в собственности ответчика площадью 19 376 кв.м., принятии решения о принудительном выкупе для нужд Российской Федерации принадлежащих ответчику на праве собственности вновь образованного земельного участка общей площадью 624 кв.м. и расположенного на нем здания общежития, с возмещением ответчику убытков, причиняемых изъятием, в размере 13 103 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное учреждение "Дороги России", Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (том 4, л.д. 6-7).
До судебного заседания от Федерального дорожного агентства поступило ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства заявителя по настоящему делу Федеральное дорожное агентство на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги".
В обоснование заявленного ходатайства Федеральным дорожным агентством представлены распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.12.2010 N 2246-р, передаточный акт от 30.04.2010, распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.05.2010 N 716-р, поручение от 07.06.2010 N 01-24/6016.
На основании распоряжения от 30.12.2009 N 2133-р и передаточного акта от 30.04.2010 N 1-ГК/1-ПА Государственная компания "Российские автомобильные дороги" приняла в доверительное управление автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-1 "Беларусь" - от г. Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест).
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 28 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Государственная компания осуществляет в качестве доверительного управляющего в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, правомочия собственника автомобильных дорог в отношении передаваемых в доверительное управление Государственной компании автомобильных дорог общего пользования федерального значения - с даты передачи указанных автомобильных дорог Государственной компании по передаточному акту, подписанному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, и Государственной компанией.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 37 названного Федерального закона в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Государственная компания осуществляет, в том числе, обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2010 N 2246-р внесены изменения в Паспорт инвестиционного проекта "Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск" ответственным исполнителем инвестиционного проекта является Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Таким образом обязанность по оплате выкупной стоимости изымаемых для государственных нужд участков возложена на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги".
На основании частей 1 и 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель по настоящему делу Федеральное дорожное агентство подлежит замене на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" (далее - государственная компания, заявитель).
В удовлетворении ходатайства Федерального дорожного агентства о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, арбитражным судом апелляционной инстанции отказано, поскольку в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Прав и обязанности относительно предмета спора переданы государственной компании, в связи с чем судебный акт по настоящему делу не может повлиять на прав и обязанности Федерального дорожного агентства.
Представители общества и третьих лиц в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы общества возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральным дорожным агентством в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск", в соответствии со статьей 279 Гражданкского кодекса Российской Федерации издано распоряжение от 26.10.2007 года N 408-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения строительства нового выхода на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск (соединительная автомагистраль от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск).
Согласно вышеуказанному распоряжению часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 (предыдущий кадастровый номер 50-20-8-1-18-1678) общей площадью 20 000 кв.м., местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, с Акулово, принадлежащего ответчику на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 28.01.2000 серия АБ N 0708641 том 3, л.д. 69) площадью 624 кв.м. подлежит изъятию путем выкупа для нужд Российской Федерации.
Требование об изъятии части земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 площадью 624 кв.м. обосновано отсутствием других вариантов возможного размещения автомобильной дороги, что подтверждается проведенным, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, комплексом мероприятий по выбору земельного участка для строительства на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования указанной территории.
В результате указанных мероприятий по выбору земельного участка 04.06.2007 оформлен акт о выборе земельного участка для строительства, который, утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26.07.2007 N 2741-р "О предварительном согласовании места размещения объекта нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск (соединительная автомобильная магистраль от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск) в Московской области" (том 1, л.д. 15-20).
Уведомлением от 22.01.2008 N 01-29/512 общество извещено о необходимости изъятия части земельного участка. Принадлежащего ему на праве собственности для государственных нужд.
В Едином реестре прав на недвижимое имуществе зарегистрировано обременение
(номер регистрации 50-50-20/029/2008-247) в пользу Российской Федерации (том 3, л.д. 147), о чем общество уведомлено письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области от 03.04 2008 N 20/029/2008-247.
17.04.2009 в адрес общества направлено письмо N ДДР-01-13/687 с предложением заключить соглашение о выкупе земельного участка для федеральных нужд и проект указанного соглашения.
Письмом от 23.03.2010 N ДДР-01-13/548 Федеральное государственное учреждение "Дороги России" сообщило обществу, что в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26.07.2007 N 2741-р и распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.10.2007 N 408-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения строительства нового выхода на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск", площадь 624 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134, принадлежащего обществу, попадает в полосу отвода вышеуказанной автомобильной дороги и подлежит изъятию в федеральную собственность.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 поставлен на кадастровый учет не по результатам межевания, существует необходимость в уточнении его границ.
Обществу предложено согласовать границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 и передать в течение 10 дней согласованные документы в ФГУ "Дороги России".
В случае отказа или неполучения в срок указанных документов установление границ будет осуществлено в судебном порядке (том 1, л.д. 49).
В ответ на указанное письмо общество письмом от 01.04.2010 Исх. N 033 сообщило Федеральному государственному учреждению "Дороги России" об отказе в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 (том 1, л.д. 38).
Ссылаясь, что для обеспечения изъятия путем выкупа земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, необходимо осуществить раздел существующего земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 (50-20-8-1-18-1678) общей площадью 20 000 кв.м. на два земельных участка: один площадью 624 кв.м., изымаемый для нужд Российской Федерации, и второй площадью 19 376 кв.м., остающийся в собственности общества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о понуждении общества осуществить учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 (предыдущий кадастровый номер 50-20-8-1-18-1678) общей площадью 20 000 кв.м., местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, с. Акулово, принадлежащего обществу на праве собственности, путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ данного земельного участка и осуществить необходимые действия.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для понуждения общества в судебном порядке осуществить учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134.
Между тем арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии со статьей 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 названного Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (пункт 2 статьи 63 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 63 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется после возмещения в соответствии со статьей 62 названного Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Таким образом, положениями статьи 31 ЗК РФ установлен определенный порядок выбора земельного участка под строительство объекта; результатом такого выбора является составление акта, предусмотренного пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ, с приложением расчетов убытков собственников земельных участков и последующее утверждение его решением органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 280 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) если иное не установлено названным Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 20.08.2009 N Д23-2696 "Об учете изменений земельных участков" указано, что круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Закона о кадастре. В соответствии с вышеуказанной частью к таким лицам относятся собственники соответствующих объектов недвижимости, а в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 50:20:007 01 04:0134.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за обществом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.01.2000 серии АБ N 0708641 (том 3, л.д. 69).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 имеет своего собственника. Следовательно, постановка на учет спорного земельного участка, а также раздел участка, возможна только с учетом волеизъявления собственника земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 2 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 26.10.2007 Федеральным дорожным агентством издано распоряжение N 408-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения нового выхода на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск (соединительная развязка с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск" (том 1, л.д. 7).
Земельный участок площадью 20 000 кв.м. (выкупаемая часть площадью 624 кв.м.), принадлежащий обществу на праве собственности, включен в перечень земельных участков, подлежащих изъятию путем выкупа для нужд Российской Федерации (приложение к распоряжению от 26.10.2007 N 408-р) (том 1, л.д. 9-10).
Пунктом 2 указанного распоряжения ФГУ "Дороги России" предписано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия путем выкупа земельных участков, указанных в приложении к названному распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования на выкупленные земельные участки.
Таким образом, решению об изъятии земельного участка должно предшествовать соблюдение норм земельного и гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как установлено судом, ФГУ "Дороги России" письмом от 23.03.2010 N ДДР-01-13/548 на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.10.2007 N 408-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения нового выхода на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск (соединительная развязка с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск" сообщило обществу, что для строительства автодороги изъятию подлежит часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 и обратилось к обществу с просьбой в связи с необходимость раздела участка согласовать границы земельного участка (том 1, л.д. 45).
Общество письмом от 01.04.2010 Исх. N 033 отказало в даче такого согласия, сославшись на отсутствие в документах, представленных ФГУ "дороги России" точных координат характерных точек границ земельного участка, на чертеже отсутствует указание мест расположения объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности и расположенных на данном участке (том 1, л.д. 38).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 той же статьи Кодекса образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (исходных земельных участков). Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 11.2 ЗК РФ.
Пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ предусматривает возможность образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Исходя из анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
С учетом пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ для образования земельного участка в контексте Закона о государственном кадастре недвижимости необходимо получение согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (исходных земельных участков).
Порядок согласования границ земельных участков предусмотрен статьей 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.
В силу статьи 40 названного Закона согласование местоположения границ земельных участков оформляется соответствующим актом, являющимся неотъемлемой частью межевого плана.
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Данным Приказом в составе межевого плана утверждена также форма акта согласования местоположения границ земельного участка, предусматривающая возможность внесения сведений о несогласии с местоположением границ, указания конкретных разногласий при согласовании.
Таким образом, законодательством установлена процедура согласования границ вновь создаваемых земельных участков. Лицо, желающее образовать земельный участок, в том числе путем раздела существующего земельного участка, подготавливает проект межевого плана, где указываются планируемые границы образуемого земельного участка, после чего проводит согласование местоположения границ в порядке, установленном статьей 39 Закона о государственном кадастре недвижимости, отражая результаты согласования (либо отказ в согласовании) в соответствующем акте, содержащемся в проекте межевого плана.
Доказательства обращения заявителя к обществу за согласованием местоположения границ образуемых в результате раздела земельных участков в установленном законодательством порядке, оформления результатов согласования или несогласования границ соответствующим актом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в материалах дела отсутствуют.
На момент издания Федеральным дорожным агентством издано распоряжения от 26.10.2007 N 408-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения нового выхода на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск (соединительная развязка с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск" акт о согласовании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070104:134, часть которого подлежала изъятию для строительства указанной автодороги, с собственником земельного участка не согласован (том 1, л.д. 23).
При указанных условиях, с учетом вышеизложенных требований действующего законодательства обязанность по осуществлению действий, направленных на осуществление кадастрового учета, в том числе с установлением границ земельного участка, необходимого для изъятия для государственных нужд, а также с временной постановкой на кадастровой учет частей земельных участков, в случае, если изъятию подлежит часть земельного участка, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке и земельный участок поставлен на кадастровый учет, а также несение расходов, связанных с осуществлением таких действий, возложена на лицо, заинтересованное в разделе земельного участка. В данном случае таким лицом не может быть признано общество.
При этом у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований со ссылкой на положения пункта 6 статьи 11.2 ЗК РФ, поскольку заявителем в материалы дела не представлены надлежащие документы в соответствии с требованиями действующего законодательства, которые позволяют в должной мере установить сведения об образуемых земельных участках для их формирования и принятия судебного акта об их образовании вследствие раздела спорного земельного участка или понуждения собственника земельного участка к осуществлению такого раздела.
Более того, исходя из смысла положений статьи 11.2, в том числе пункта 6 данной статьи, возможность понуждения собственника земельного участка осуществить на основании решения суда действия, направленные на последующее разделение спорного земельного участка для изъятия его части для государственных нужд не предусмотрена.
Кроме того в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.10.2007 N 408-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения нового выхода на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск (соединительная развязка с Молодогвардейской улицей до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва-Минск" изъятию подлежит только часть спорного земельного участка площадью 624 кв.м., в то время как заявитель обратился в суд с требованиями о понуждении общества - собственника земельного участка осуществить действия, связанные с уточнением границ всего земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070104:134 площадью 20 000 кв.м.
Таким образом, с учетом того, что основанием для изъятия части земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070104:134 является распоряжение Федерального дорожного агентства от 26.10.2007 N 408-р, данное распоряжение не может быть признано законным основанием для понуждения собственника земельного участка осуществлять какие-либо действия относительно не только части участка, подлежащей изъятии, но и всей площади участка в целом.
При этом исходя из системного анализа норм статьи 11.2 ЗК РФ и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации образование земельного участка в судебном порядке производится в случае препятствия заинтересованному лицу в формировании земельного участка.
Помимо изложенного требования о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070104:134 площадью 20 000 кв.м. путем выдела из него земельного участка площадью 624 кв.м., подлежащей изъятию для государственных нужд в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.10.2007 N 408-р, не являлись предметом спора по настоящему делу.
Таким образом оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, учитывая также обоснованные доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не разрешены вопросы, связанные с финансовыми затратами ответчика на осуществление межевых и кадастровых работ.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для понуждения общества в судебном порядке осуществить учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:20:007 01 04:0134 не подтвержден материалами дела, установленными обстоятельствами и представленными доказательствами, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Федерального дорожного агентства на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" в порядке процессуального правопреемства (ОГРН 1097799013652).
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2011 по делу N А41-25263/10 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25263/2010
Истец: Федеральное дорожное агентство, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ (РОСАВТОДОР)
Ответчик: ООО "Автоматические ворота-2000"
Третье лицо: ФГУ "Дороги России Федерального дорожного агентства", ФГУ "Земельная кадастровая палата по МО", ФГУ "Кадастровая палата по Московской области"
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2607/11