23 марта 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Колесниковой Г.А., Бычковой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Крастяжмаш-Строй" (заявителя) - Новиковой Е.А.- представителя по доверенности от 01.03.2010, Заблоцкого С.С. - представителя по доверенности от 01.03.2010, Сапеги А.С. - представителя по доверенности от 01.03.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (третьего лица) - Михеевой И.А. - представителя по доверенности от 04.08..2010 N 04-10345,
от Бородовицыной Тамары Алексеевны (третьего лица) - Семенова Е.А. представителя по доверенности от 19.03.2009,
от Управления архитектуры администрации города Красноярска (третьего лица) - Ляховской Ю.Н. - представителя по доверенности от 15.03.2011 N 37/4,
от открытого акционерного общества "Красноярский машиностроительный завод" (третьего лица) - Митюхиной Т.А. - представителя по доверенности N 1 от 23.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Крастяжмаш-Строй"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 31 декабря 2010 года по делу N А33-3167/2009, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
закрытое акционерное общество "Крастяжмаш-Строй" (ОГРН 1022400662790, ИНН 2411012729) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г.Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска (ОГРН 1082468060476, ИНН 2466216619) о признании недействительным отказа в предоставлении ЗАО "Крастяжмаш-Строй" земельного участка из земель поселений, оценочная зона N 82 площадью 99 028,5 кв.м., находящегося по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская для строительства базы отдыха, изложенного в письме от 10.03.2009 исх. N 10-1278-дг, как противоречащего статьями 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение двух недель с момента вынесения судебного акта по настоящему делу решения о предоставлении ЗАО "Крастяжмаш-Строй" земельного участка из земель поселений, оценочная зона N 82, площадью 99 028,5 кв.м., находящегося по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, для строительства базы отдыха.
Определениями суда от 02.04.2009, 05.05.2009, 28.08.2009, 12.11.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: открытое акционерное общество "Красноярский машиностроительный завод" (ОГРН 1082468060553), Бородовицына Тамара Алексеевна, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (с учетом правопреемства), Управление архитектуры администрации города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - Территориальное управление).
Решением суда от 31 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с мотивировочной частью данного судебного акта заявитель обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его изменить, принять новый судебный с той же резолютивной и иной мотивировочной частями.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указывает заявитель, учитывая притязания Территориального управления и ЗАО "Красноярский машиностроительный завод" (как федерального унитарного предприятия) на спорный земельный участок суд первой инстанции обязан был установить наличие у администрации г.Красноярска полномочий на принятие оспариваемого акта.
ЗАО "Красноярский машиностроительный завод" в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласилось, указывая, что установление наличия притязаний Российской Федерации на предварительно согласованный заявителю земельный участок, наличие полномочий исполнительного органа на распоряжение указанным земельным участком выходит за пределы заявленных ЗАО "Крастяжмаш-Строй" требований.
Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу заявителя указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700425:0099 и 24:50:0700423:0020, являющиеся федеральной собственностью, имеют наложение границ с земельным участком с кадастровым номером 24650:0700423:12, описание местоположения границ которого внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения администрации от 21.05.2004 N 1258-арх.
Бородовицына Т.А. в возражениях на апелляционную жалобу с ее доводами не согласна, указывает, что заявителем фактически не оспаривается факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 24650:0700423:12 объектов незавершенного строительства, принадлежащих Бородовицыной Т.А. При этом указанное обстоятельство, по мнению третьего лица, явилось основанием для отказа администрации г.Красноярска в предоставлении заявителю земельного участка для строительства.
Кроме того, органами исполнительной власти полномочия по распоряжению спорным земельным участком не реализовывались, решение о предоставлении земельного участка не принималось.
От ответчиков и третьих лиц (Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (с учетом правопреемства), Управления архитектуры администрации города Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска) письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 16.03.2011.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили суд, не оспаривая оснований принятия ненормативного правого акта об отказе в предоставлении ЗАО "Крастяжмаш-Строй" спорного земельного участка, изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный с той же резолютивной и иной мотивировочной частями.
Представитель Бородовицыной Т.А. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил суд оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Красноярский машиностроительный завод" с апелляционной жалобой не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на нее, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители Территориального управления, Управления архитектуры администрации города Красноярска в судебном заседании поддержали доводы третьих лиц, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, просили суд оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики и третьи лица (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска) надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (распечатка интернет страницы с официального сайта Третьего арбитражного апелляционного суда) в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Заключением Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Красноярскому краю от 04.07.2003 (т.1 л.д.95-97) согласовано размещение базы отдыха ЗАО "Крастяжмаш-Строй" в Свердловском районе города Красноярска за пределами прибрежной защитной полосы реки Базаиха.
Старшим государственным санитарным врачом по городу Красноярску выдано заключение N 379 от 25.08.2003 (т.1 л.д.98), в соответствии с которым земельный участок, находящийся по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, в районе реки Базаиха по санитарно-гигиеническим нормам пригоден для строительства базы отдыха ЗАО "Крастяжмаш-Строй".
Как следует из заключения государственной противопожарной службы от 24.09.2003 N 010000347 (т.1 л.д.99-100) состояние выбираемой площадки для строительства базы отдыха в районе реки Базаиха в Свердловском районе обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности при строительстве заявленного объекта.
Заключением N 333 от 09.02.2004 (т.1 л.д.101-102) Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Красноярскому краю согласован отвод земельного участка для размещения базы отдыха ЗАО "Крастяжмаш-Строй" в районе р.Базаиха Свердловского района г.Красноярска.
Согласно акту от 26.04.2004 о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к проектированию и строительству (т.1 л.д.44-45), подписанному главным архитектором города Красноярска, для размещения базы отдыха ЗАО "Крастяжмаш-Строй" выбран земельный участок площадью 99 028,50 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская. С южной стороны территория земельного участка примыкает к р.Базаиха, объект расположен в составе водоохраной зоны реки, с западной стороны территория комплекса свободна от застройки, с севера - склон горы, с востока прилегает территория лагеря отдыха "Гренада". Участок свободен от капитальной застройки.
Распоряжением от 21.05.2004 N 1258-арх (т.1 л.д.43) администрации города Красноярска закрытому акционерному обществу "Крастяжмаш-Строй" предварительно согласовано место размещения базы отдыха на земельном участке из земель поселений, оценочная зона N 82, площадью 99 028,50 кв.м., расположенном по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ЗАО "Крастяжмаш-Строй" (арендатор) 30.12.2004 подписан договор аренды N 2527 (т.1 л.д.50-61), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 99 028,50 кв.м с кадастровым номером 24:50:0700423:0002, в оценочной зоне 82, находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская в Свердловском районе, для использования с целью проведения проектно-изыскательских работ и строительства базы отдыха. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 21.05.2004 в удовлетворительном состоянии.
ФГУ "Енисейрыбвод" согласован откорректированный рабочий проект "База отдыха ЗАО "Крастяжмашстрой" по ул.Базайской г.Красноярск, Свердловский район (заключение от 13.05.2005 N 02-3/1019 - т.1 л.д.108-109).
Экспертным заключением от 05.09.2005 N 04-3-5/26-136-П Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Красноярскому краю (т.1 л.д.103-107) рекомендован к утверждению проект на строительство базы отдыха ЗАО "Крастяжмашстрой" в Свердловском районе г.Красноярска.
В соответствии с экспертным заключением Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 05.09.2006 N 6980 (т.1 л.д.119-128) рабочий проект размещения базы отдыха ЗАО "Крастяжмашстрой" по ул.Базайской в г.Красноярске соответствует требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Приказом Енисейского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора от 22.02.2007 N 90 (т.1 л.д.129) утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, образованной приказом от 29.12.2006 N 984 по материалам рабочего проекта "Строительство базы отдыха".
Распоряжением от 15.08.2007 N 2291-арх (т.1 л.д.93) срок предварительного согласования места размещения объекта, установленный распоряжением администрации города Красноярска от 21.05.2004 N 1258-арх "О предварительном согласовании места размещения объекта" продлен до 21.05.2010.
Между специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (продавец) и Бородовицыной Т.А. (покупатель) 12.05.2007 подписан протокол N 3 о результатах торгов по продаже арестованного имущества (т.2 л.д.140-142), в соответствии с пунктом 1.1. которого организатор торгов, действующий от имени и по поручению продавца передает в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество:
- объект незавершенный строительством -здание спального корпуса N 1а на 160 мест (лит.Б5), застроенной площадью 767 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская, 363а;
- объект незавершенный строительством -здание спального корпуса N 1а на 80 мест (лит.Б6), застроенной площадью 377,9 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская, 363а, строение 1.
Указанные объекты незавершенные строительством переданы Бородовицыной Т.А. по акту приема-передачи от 30.05.2007 (т.2 л.д.140).
Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.09.2007 N 01/111/2007-680, 01/111/2007-679 (т.1 л.д.142-143), свидетельств о государственной регистрации права от 04.07.2007 серии 24 ЕЗ N 666379, 24 ЕЗ N 666380 за Бородовицыной Т.А. (т.2 л.д.55-56) на праве собственности зарегистрированы объекты незаверенного строительства, находящиеся по адресам: г.Красноярск, ул.Базайская, 363а, Лит.Б5; г.Красноярск, ул. Базайская, 363а, строение 1, Лит.Б6.
Письмом от 16.08.2007 N Б-5459 (т.9 л.д.51) Управление архитектуры администрации г.Красноярска сообщило Бородовицыной Т.А., что испрашиваемый ею земельный участок, расположенный по адресу: ул.Базайская, 363а предоставлен на правах аренды закрытому акционерному обществу "Крастяжмаш-Строй" распоряжением администрации города от 15.08.2007 N 2291-арх, для подготовки испрашиваемого заключения необходимо устранить наложение границ участков.
30.08.2007 ФГУП "Красноярский машиностроительный завод" обратилось с заявлением N 127/105 (т.1 л.д.144) к начальнику Департамента муниципального имущества и земельных отношений, в котором указало, что заключение с ЗАО "Крастяжмашстрой" договора аренды от 21.05.2004 N 24-2527 нарушает права предприятия в отношении земельных участков, принадлежащих ФГУП "Красноярский машиностроительный завод" на праве постоянного бессрочного пользования.
Письмом от 23.10.2007 N 34675 (т.2 л.д.119) Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска разъяснил, что решениями Исполнительного комитета Городского Совета депутатов трудящихся от 16.12.1975 N 551, 06.07.1976 N 315 Красноярскому машиностроительному заводу отведены на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки 2,3 га и 6,0 га в долине р.Базаиха в 800 метрах северо-восточнее от пионерского лагеря "Гренада" для строительства детской дачи и базы отдыха. На указанных земельных участках осуществлено строительство двух корпусов, характеризующихся как объекты незавершенного строительства, право собственности на которые в результате проведенных публичных торгов было передано Бородовицыной Т.А.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700423:0020 площадью 60 000 кв.м., находящийся по адресу: г.Красноярск, на берегу речки Базаиха, северо-восточнее пионерского лагеря "Гренада" и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700425:0099 площадью 23 000 кв.м., находящийся по адресу: г.Красноярск, в долине речки Базаиха, в 800 метрах от пионерского лагеря "Гренада" зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией (свидетельства от 23.01.2008 серии 24 ЕЗ N 755058, 24 ЕЗ N 755197 -т.2 л.д.51-52).
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 21.05.2008 N 10-747р (т.2 л.д.178) утверждены проекты границ земельных участков федеральной собственности:
-земельного участка площадью 23000 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства базы отдыха на 60-80 мест, расположенного по адресу: г. Красноярск, в долине речки Базаиха, в 800 метрах от пионерского лагеря "Гренада", занимаемого объектом незавершенного строительства по адресу: г.Красноярск, ул. Базайская, 363а;
-земельного участка площадью 60000 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства базы отдыха на 600 мест, расположенного по адресу: г. Красноярск, на берегу речки Базаиха, северо-восточнее пионерского лагеря "Гренада", занимаемого объектом незавершенного строительства по адресу: г.Красноярск, ул. Базайская, 363а, строение 1.
В соответствии с сообщениями Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 04.07.2008 N 757, 758 (т.1 л.д.176, 177) постановка земельных участков, расположенных по адресам: г.Красноярск, ул.Базайская, 363а строение 1; г.Красноярск, ул.Базайская, 363а невозможна, формируемые земельные участки имеют наложение границ на земельный участок с кадастровым номером 24650:0700423:12, сведения о границах которого внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения администрации г.Красноярска от 21.05.2004 N 1258-арх.
Решениями ФГУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю от 28.02.2009 N Ф24/09-2-5779, 05.03.2009 N Ф24/09-2-7383 (т.2 л.д. 60-63) приостановлено осуществление кадастрового учета земельных участков в связи с тем, что при нанесении на кадастровую карту г.Красноярска границ формируемых земельных участков происходит пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12.
04.02.2009 ЗАО "Крастяжмаш-Строй" письмом N 12/11 (т.2 л.д.98) обратилось к начальнику Департамента градостроительства администрации г.Красноярска с заявлением о выдаче распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства объекта.
Письмом заместителя главы города - начальника Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 10.03.2009 N 10/1278-дг (т.2 л.д.99) ЗАО "Крастяжмаш-Строй" в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано со ссылкой на то, что на земельном участке, расположенном по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская, предварительно согласованном распоряжением администрации города от 21.03.2004 N 1258-арх, расположены объекты недвижимого имущества, права на которые заявителем не подтверждены.
Как следует из заключения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 15.12.2009 N 679996 (т.9 л.д.38-42) на земельном участке, находящимся в Свердловском районе города Красноярска по ул.Базайской, в районе реки Базаиха, граничащим с оздоровительным лагерем "Гренада", расположены два неэксплуатируемых объекта незавершенного строительства, возведенные на уровне фундамента и на уровне застройки первого этажа, принадлежащие третьим лицам.
В информации межрайонного филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 08.06.2010 N 2409/512 (т.11 л.д.1-3) указано, что объект незавершенного строительства "Спальный корпус N 1а на 160 мест" инвентарный номер 04:401:002:000408230:0001, расположенный по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская, N 363а и объект незавершенного строительства "Спальный корпус N 1б на 80 мест" инвентарный номер 04:401:002:000408230:0002, расположенный по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская, N 363а стр. 1, находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12, расположенного по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская. Других объектов недвижимого имущества на данном земельном участке не обнаружено.
Решением Свердловского районного суда города Красноярска от 08.10.2010 (дело N 2-1867/10 - т.4 л.д.104-106) отказано в удовлетворении требований ЗАО "Крастяжмаш-Строй" к Бородовицыной Т.А., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании сделки, оформленной протоколом N 3 о результатах торгов по продаже арестованного имущества от 12.05.2007 и актом приема-передачи от 30.05.2007 по приобретению Бородовицыной Т.А. на торгах объекта незавершенного строительства (Лит Б5) площадью 767 кв.м., кадастровый номер 24:50:000000:0000:04:401:002:000408230:0001 по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская, д.363а; объекта незавершенного строительства (Лит.Б6) площадью 377,9 кв.м., кадастровый номер 24:50:000000:0000:04:401:002:000408230:0002 по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская, д.363а, строение 1.
В соответствии с заключением технической экспертизы, проведенной ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ" (т.13 л.д.40-46), объект незавершенного строительства, кадастровый номер 24:50:000000:0000:04:401:002:000408230:0001 по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская, д.363а и объект незавершенного строительства кадастровый номер 24:50:000000:0000:04:401:002:000408230:0002 по адресу: г.Красноярск, ул.Базайская, д.363а строение 1, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12, находящегося по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская.
Заявитель полагает, что у администрации города Красноярска отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении ранее предварительно согласованного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12, находящегося по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская.
ЗАО "Крастяжмаш-Строй", считая, что отказ, выраженный в письме от 10.03.2009 исх. N 10-1278-дг, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его незаконным.
Решением суда от 31 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с мотивировочной частью указанного решения суда ЗАО "Крастяжмаш-Строй" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция полагает, что администрация г.Красноярска и Департамент градостроительства администрации г.Красноярска доказали законность оспариваемого отказа.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Как установлено материалами дела Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г.Красноярска на основании осмотра испрашиваемого участка, рассмотрения материалов обоснования места размещения объекта архитектурно-планировочной комиссией при Комитете по архитектуре и градостроительству (протокол от 07.04.2003 N 13 - т.8 л.д.171) для проектирования и строительства базы отдыха ЗАО "Крастяжмаш-Строй" осуществлен выбор земельного участка площадью 99 028,50 кв.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская.
Выпиской из государственного кадастра недвижимости от 09.07.2008 N 50/08-10646 (т.8 л.д.141-143) подтверждается, что указанный земельный участок является самостоятельным объектом недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Выбор указанных земельных участков утвержден распоряжением администрации г.Красноярска от 21.05.2004 N 1258-арх "О предварительном согласовании ЗАО "Крастяжмаш-Строй" места размещения объекта".
Распоряжением от 15.08.2007 N 2291-арх срок предварительного согласования места размещения указанного объекта продлен до 21.05.2010.
В последующем письмом от 10.03.2009 N 10/1278-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска от 10.03.2009 N 10/1278-дг отказал ЗАО "Крастяжмаш-Строй" в предоставлении земельного участка, ранее предварительно согласованном распоряжением администрации города от 21.03.2004 N 1258-арх со ссылкой на то, что на земельном участке по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие третьим лицам.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая обжалуемый отказ правомерным, исходил из того, что предоставление заявителю земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12, находящегося по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская нарушает законные права и интересы собственника объектов незавершенного строительства, находящихся на спорном земельном участке.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств объекты незавершенного строительства, возведенные на уровне фундамента и на уровне застройки первого этажа, расположенные по адресам: г.Красноярск, ул.Базайская, 363а, Лит.Б5; г.Красноярск, ул.Базайская, 363а, строение 1, Лит.Б6 принадлежат на праве собственности Бородовицыной Т.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.07.2007 серии 24 ЕЗ N 666379, 24 ЕЗ N 666380.
Кроме того, правомерность приобретения Бородовицыной Т.А. права собственности на указанные объекты незавершенного строительства на публичных торгах признана решением Свердловского районного суда города Красноярска от 08.10.2010.
Факт нахождения принадлежащих Бородовицыной Т.А объектов незавершенного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12, предварительно согласованного ЗАО "Крастяжмаш-Строй" для строительства базы отдыха, подтверждается заключением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 15.12.2009 N 679996, информацией межрайонного филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 08.06.2010 N 2409/512, заключением технической экспертизы, проведенной ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ".
Более того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции указанное обстоятельство, что на земельном участке по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Базайская расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие третьим лицам, не оспаривалось заявителем.
Постановлением администрации г.Красноярска от 01.10.2008 N 473 утверждено Положение о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г.Красноярска (далее - Положение).
В силу пункта 2.17. Положения наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, является основанием для отказа в размещении объекта. Согласно пункту 1.10. указанного Положения не допускается издание индивидуального правового акта о предоставлении земельного участка для строительства в случаях, если предполагаемое размещение объекта нарушает права и законные интересы каких-либо физических лиц, юридических лиц либо создает угрозу такого нарушения.
При этом судом первой инстанции на основании сообщений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю от 04.07.2008 N 757, 758 установлено, что земельные участки федеральной собственности с кадастровыми номерами 24:50:0700423:0020, 24:50:0700425:0099 имеют наложение границ с земельным участком с кадастровым номером 24650:0700423:12.
На основании изложенного, учитывая факт нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности обжалуемого отказа в предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700423:12.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд в обжалуемом решении не установил наличие у администрации г.Красноярска полномочий на принятие оспариваемого ненормативного правового акта отклоняется апелляционным судом.
Из положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно части 2 статьи 9, части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации, органов местного самоуправления отнесены управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и в муниципальной собственности соответственно.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0700423:0020, 24:50:0700425:0099 зарегистрировано не было, следовательно, конкретный собственник по основаниям, предусмотренным статьей 3.1. Земельного кодекса Российской Федерации, на указанные земельный участки не был установлен.
Иное толкование части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предложенное заявителем в апелляционной жалобе в отношении установления полномочий органа по распоряжению земельными участками, фактически означало бы разрешение спора о праве собственности на земельный участок между Российской Федерацией и муниципальным образованием, что выходит за пределы заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необоснованной ссылку заявителя на распоряжение органом местного самоуправления спорным земельным участком в отсутствие самого решения о его предоставлении, как волевого акта собственника по отчуждению или иной передаче прав на земельный участок.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 декабря 2010 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "Крастяжмаш-Строй" без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 декабря 2010 года по делу N А33-3167/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
П.В. Шошин |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3167/2009
Истец: ЗАО Крастяжмаш-Строй
Ответчик: Администрация г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярск
Третье лицо: Бородовицына Т. А., Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ОАО Красноярский машзавод, ООО Сибирская землеустроительная компания, Управление архитектуры, Управление Роснедвижимости по КК, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по КК, Управление Федеральной регистрационной службы по КК, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по КК, Межрайонное отделение филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю, Межрайонное отделение филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по КК, МИФНС N 23 по КК, ООО "Гипрозем", ООО Красноярский кадастровый информационный цент "Три эксперта", Свердловский районный суд, ФГУП "Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровый съемок"
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-621/11