г. Ессентуки |
Дело N А63-9615/2010 |
Регистрационный номер 16АП-167/11 (1)
резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2011 года.
постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2011 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марченко О.В.,
судей: Белова Д.А., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее по тексту - антимонопольный орган, ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010 по делу N А63-9615/2010 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра, ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) о признании недействительными ненормативных актов,
в судебное заседание явились представители:
антимонопольного органа: Соколов Е.А. (по доверенности);
УСТАНОВИЛ
Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительными решения антимонопольного органа по делу N РЗ-330-2010 от 29.09.2010, а также предписания N 152 от 29.09.2010.
Определением суда от 02.11.2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строй-УМ" (далее по тексту - общество) г. Ставрополь Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010, заявленные требования Управления Росреестра удовлетворены полностью. Решение антимонопольного органа по делу N РЗ-330-2010 от 29.09.2010, а также предписание N 152 от 29.09.2010 признаны недействительными.
Антимонопольный орган не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в который просит решение отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на жалобу Управление Росреестра просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение Арбитражного суда Ставропольского края отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010 по делу N А63-9615/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27.08.2010 Управлением Росреестра объявлено о размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N ТАТ 10092400008 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Минераловодского отдела Управления Росреестра, расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Бештаугорская, 7.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, а также информация, в полном объёме, о размещении государственного заказа размещены на электронной площадке ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан".
Общество, воспользовалось своим правом, подало заявку на участие в указанном открытом аукционе в электронной форме, которой присвоен порядковый N 23213.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 69-10 о 21.09.2010 первая часть заявки N 23213 общества признана несоответствующей требованиям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 (далее по тексту - Закон N 94-ФЗ), а также требованиям, установленным в аукционной документации открытого аукциона в электронной форме. Указанные нарушения, повлекли за собой принятие решения об отказе в допуске общества к участию в аукционе в электронной форме N ТАТ 10092400008.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия государственного заказчика, поскольку не согласилось с отказом в допуске к участию в открытом аукционе. В своей жалобе общество указало, что действия уполномоченного органа по отказу в участии в открытом аукционе не соответствуют положениям Закона N 94-ФЗ.
29.09.2010 по результатам рассмотрения жалобы общества, антимонопольный орган вынес решение по делу N РЗ-330-2010, согласно которому жалоба признана обоснованной.
29.09.2010 антимонопольный орган выдал Управлению Росреестра предписание N 152, согласно которому предписано: торги в форме открытого аукциона в электронной форме N ТАТ 10092400008 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Минераловодского отдела Управления Росреестра, расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Бештаугорская, 7 -аннулировать; протокол N 69-10 рассмотрения заявок на участия в электронной форме от 21.09.2010 - отменить; протокол N 70-10 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22.09.2010 - отменить; документацию открытого аукциона в электронной форме N ТАТ 10092400008 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту привести в соответствие с требованиями Закона N 94-ФЗ; при необходимости, размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N ТАТ 10092400008 провести повторно.
Федеральным законом N 93-ФЗ от 08.05.2009 в Закон N 94-ФЗ введена глава 3.1, которой регулируется размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
- согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе;
- сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. Указание таких сведений не требуется в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого, содержится в документации об открытом аукционе, или для использования этого товара при выполнении работ, оказании услуг.
Антимонопольный орган полагает, что указание сведений о качестве товара является обязательным для участников аукционов в электронной форме только в тех случаях, когда предметом аукциона является поставка товара. В случае, когда товар (материал) будет применяться при выполнении работ или оказании услуг, то представление таких сведений в составе заявки не требуется.
Суд первой инстанции дал оценку указанному доводу, посчитав его ошибочным. Суд апелляционной инстанции считает данную оценку суда первой инстанции правильной, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, части 3 статьи 138 Налогового Кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006, под товаром как объектом гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации) понимается продукт деятельности или имущество, которое вводится в оборот, реализуется или предлагается для реализации, в том числе работа, услуга.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного Закона.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 3 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 94-ФЗ.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, в том числе требования к материалам, которые применяются при выполнении работ или оказании услуг.
Согласно части 4 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом, должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Системный анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что согласно пункту 2 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ указание сведений о качестве и технических характеристиках товара в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не требуется в том случае, когда участник размещения заказа предлагает товар для поставки или для использования данного товара при выполнении работ (оказании услуг), при указании в документации об аукционе на конкретные товарные знаки. В остальных случаях участник размещения заказа должен указать сведения о товаре (материале, применяемом при выполнении работ) в соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме.
В рассматриваемом судом случае государственный заказчик разработал документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Минераловодского отдела Управления Росреестра, расположенных по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Бештаугорская, 7, в которой установил требования к содержанию первой части заявки на участие в данном аукционе.
Установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ и иных показателей не является ограничением круга участников размещения заказа, а служит для целей определения соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В техническом задании заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара (материалов), который будет применяться в ходе выполнения работ, а также установил требования к размеру, упаковке, модели материала.
В соответствии с частью 3.2 документации об аукционе, при заполнении первой части заявки участник размещения заказа обязан указать сведения о качестве, технических характеристиках, свойствах, размере, упаковке товара (материала), отгрузке товара и иные сведения о товаре в соответствии с требованиями заказчика, установленными в документации об открытом аукционе в электронной форме.
При этом, сведения о товаре, содержащиеся в предоставляемой участником размещения заказа заявке на участие в аукционе, должны быть полными, то есть должны в обязательном порядке включать в себя: конкретное наименование товара; наименование производителя, страны происхождения; подробное описание комплектации поставляемого товара; описание функциональных характеристик (потребительских свойств) и качественных характеристик товара.
Отсутствие или неполное предоставление участником размещения заказа в заявке на участие в аукционе сведений, является основанием для отклонения заявки на участие в аукционе.
Кроме того, заявка на участие в аукционе должна содержать предложение обо всех наименованиях товара (позиций в пределах лота), предусмотренных техническим заданием, или эквивалентной продукции, указанной в приложениях, если аукционной документацией по данной позиции допускается поставка эквивалентов продукции.
Материалами дела подтверждается факт отсутствия в заявке общества сведений о конкретном наименовании товара; наименовании производителя, страны происхождения; подробное описание комплектации поставляемого товара; описание функциональных характеристик (потребительских свойств) и качественных характеристик товара.
Также, материалами дела подтверждается наличие проектной документации, а именно: техническое задание на выполнение работ содержит ссылку на то обстоятельство, что оно является приложением N 1 государственному контракту.
Согласно указанному техническому заданию объем проектной документации составляет дефектная ведомость. Качественные и количественные характеристики, объем выполняемых работ определяется указанной дефектной ведомостью.
Кроме того, в силу пункта 4.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа указывается начальная (максимальная) цена контракта (цена лота). Пунктом 4.2 предусмотрено указание величины понижения начальной цены контракта ("шаг аукциона"). Пунктом 6 извещения о проведения открытого аукциона в электронной форме заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта в сумме 6 602 700 рублей.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в допуске общества к участию в конкурсе явилось не соответствие первой части представленной обществом заявки требованиям документации об аукционе в электронной форме.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, суд первой инстанции правильно установил, что обществом не были представлены необходимые документы для участия в размещении заказа, в связи с чем, отказ Управления Росреестра в допуске к участию в конкурсе является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Изложенные обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии нарушений государственным заказчиком норм Закона N 94-ФЗ и как следствие, незаконности решения антимонопольного органа по делу N РЗ-330-2010 от 29.09.2010 и предписания N 152 от 29.09.2010.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе с антимонопольного органа взысканию не подлежит, поскольку на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.11.2010 по делу N А63-9615/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Д.А.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9615/2010
Истец: Управление Федеральной службы гос. регистрации кадастра и картографии по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК, УФАС по Ставропольскому краю
Третье лицо: ООО "Строй-УМ"