г. Томск |
Дело N 07АП-6884/09 |
28 сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 г..
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2009 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Калиниченко Н. К., Кулеш Т. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т. А.
при участии в заседании:
от заявителя: Капустина О. М. по доверенности N 13 от 11.01.2009 года
от ответчиков: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 07 июля 2009 года по делу N А45-8605/2009 (судья Куст Л. П.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Барнаула, г. Барнаул
Обществу с ограниченной ответственностью "Дейта", г. Новосибирск
о признании недействительным решения о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее по тексту - ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Барнаула (далее по тексту - ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула, ответчик) и Обществу с ограниченной ответственностью "Дейта" (далее по тексту - Общество) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества за государственным регистрационным номером 2072222038733, произведенных по решению ответчика от 07.05.2007 года N 3419А.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2009 года в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2009 года отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как ООО "Дейта" в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, что повлекло внесение налоговым органом в ЕГРЮЛ сведений о несуществующем адресе местонахождения юридического лица, что подтверждается ответом нотариуса Ерохиной Н. Ф. При этом, указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащего осуществлению налогового контроля.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным, дополнив, что фактическое нахождение ООО "Дейта" и сведения, содержащиеся в письме нотариуса, путем сличения данных реестра, не проверяли.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возражала против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как доказательства незаконности действий регистрирующего органа при государственной регистрации в материалы дела не представлены.
Письменный отзыв регистрирующего органа приобщен к материалам дела.
ООО "Дейта" отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило.
Ответчики, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.04.2007 года в ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула от руководителя ООО "Дейта" Павликова А.А. поступило заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы - изменением адреса места нахождения Общества (630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д. 44/2). Вместе с названным заявлением в регистрирующий орган были представлены: устав в новой редакции, решение о внесении изменений в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины.
Рассмотрев представленные документы, ИФНС России по Индустриальному району г. Барнаула 07.05.2007 года приняла решение N 3419А о государственной регистрации изменений, вносимых и не вносимых в учредительные документы юридического лица; в Единый государственный реестр юридических лиц внесла запись о внесении изменений в учредительные документы Общества, связанных с переменой места нахождения Общества.
В связи с изменением адреса нахождения юридического лица регистрационное дело Общества было передано из регистрирующего органа в ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска.
Заявитель в ходе мероприятий налогового контроля установил, что государственная регистрация изменений осуществлена на основании документов, содержащих заведомо ложные сведения об органе юридического лица (директоре), что подтверждается сообщением нотариуса Ерохиной Н. Ф. о том, что ею подлинность подписи Павликова А. А. не заверялась.
Выявление указанных обстоятельств послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции исходил из не доказанности заявителем отсутствия ООО "Дейта" на момент государственной регистрации изменений по указанному в учредительных документах адресу.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательству требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица,
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица,
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица,
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом согласно п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных данным Законом.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения об адресе (местонахождении) организации и по этому адресу (местонахождению) осуществляется связь с юридическим лицом. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями ст. 4, 17, 25 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что согласно заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, местом нахождения Общества определено: г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 44/2.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о не представлении заявителем достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии Общества по указанному адресу на момент регистрации изменений, то есть 07.05.2007 года.
Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что Обществом представлен полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, при этом форма заявления о государственной регистрации, ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска проверена.
При этом, заявление формы N Р13001 содержит подпись и печать нотариуса Ерохиной Н. Ф., засвидетельствовавшей подлинность директора Общества Павликова А. А. с установлением личности подписавшего заявление и проверкой его полномочий и дееспособности.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, сообщение от 23.03.2009 года N 220 нотариуса Ерохиной Н. Ф. о том, что она не производила действия по удостоверению подписи Павликова А. А., само по себе не свидетельствует о наличии в заявлении недостоверных сведений.
Нотариальное действие совершено до подачи в регистрирующий орган и при соответствии формы этого заявления установленным требованиям, кроме того, регистрирующий орган не мог выйти за пределы закона и начать проверку достоверности нотариального свидетельства.
Более того, из указанного выше сообщения нотариуса невозможно определить недостоверность сведений относительно местонахождения Общества.
При этом, сведения, содержащиеся в указанном письме нотариуса не были проверены путем сличения данных реестра, который находиться у нотариуса Ерохиной Н. Ф., что не оспаривается заявителем.
Иных доказательств отсутствия Общества по спорному адресу на момент государственной регистрации изменений в материалы дела заявителем в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных налоговым органом требований в связи с недоказанностью Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска, представления Обществом на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица документов, содержащих недостоверные сведения, при этом, ответ нотариуса Ерохиной Н. Ф. в рассматриваемом случае подтверждает лишь наличие существенного дефекта заявления о государственной регистрации изменений.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 июля 2009 года по делу N А45-8605/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л. И. Жданова |
Судьи |
Н. К. Калиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8605/2009
Истец: Инспекция федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска, ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Барнаула, ООО "Дейта"
Третье лицо: МИФНС России N14 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6884/09