г. Пермь
24 января 2011 г. |
Дело N А60-29789/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гребенкиной Н.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - Бузмакова Е.А., доверенность от 30.12.2010 N 65,
от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - представитель не явился,
от Правительства Свердловской области - представитель не явился,
от Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля" - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 октября 2010 года
по делу N А60-29789/2010,
принятое судьей Евдокимовым И.В.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
заинтересованные лица: Правительство Свердловской области, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля",
об оспаривании действия,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "ТГК-9", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра, ответчик) с заявлением о признании незаконным действие ответчика, выразившееся в отказе исправить кадастровую ошибку, состоящую в несоответствии содержащихся в государственном кадастре сведений о виде (группе) разрешенного использования и кадастровой стоимости (удельном показателе кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 66:41:01 100 19:22, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 21.
Определением суда от 17.08.2010 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Правительство Свердловской области, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным действие Управления Росреестра, выразившееся в отказе (письмо от 13.07.2010 N 29-13/143/29941) исправить кадастровую ошибку, состоящую в несоответствии содержащихся в государственном кадастре сведений о группе вида разрешенного использования и кадастровой стоимости (удельном показателе кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 66:41:01 100 19:22. На ответчика возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего судебного акта принять решение о необходимости исправления (устранения) кадастровой ошибки и направить указанное решение заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель.
Управление Росреестра по Свердловской области с решением суда от 28.10.2010 не согласно, в апелляционной жалобе просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что заявителем не доказано нарушение Управлением Росреестра прав ОАО "ТГК-9" как плательщика земельного налога, поскольку ОАО "ТГК-9" не представлено доказательств владения земельным участком с кадастровым номером 66:41:0110019:22 на праве бессрочного пользования или на ином праве, в установленном законом порядке заявитель не обращался в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права на указанный участок. Не представлено также документов, свидетельствующих о принадлежности земельного участка к 10 группе видов разрешенного использования. Имеющиеся в материалах дела документы не позволяют отнести спорный земельный участок к указанной группе, поскольку не свидетельствуют о нахождении на нем комплекса электроэнергетики, не позволяют установить кадастровую стоимость, соответствующую данной группе разрешенного использования. Ссылается на то, что результат государственной кадастровой оценки земельного участка не может быть оспорен отдельно без признания недействительным нормативного правового акта, утвердившего данный отчет. Заявитель в нарушение Федерального закона N 122-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" не обращался за внесением соответствующих изменений в его правоустанавливающие документы, а потребовал безосновательного изменения группы вида разрешенного использования.
ОАО "ТГК-9" против доводов апелляционной жалобы возражает, в судебном заседании его представитель просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность доводов заявителя жалобы. По мнению третьего лица, суд первой инстанции, нарушив положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре объектов недвижимости" не исследовал имеющие для разрешения дела обстоятельства, не установил факт нарушения прав заявителя и отсутствия доказательств существования на спорном земельном участке комплекса электроэнергетики.
Управление Росреестра, ФГУП "ФКЦ "Земля" представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие с учетом мнения, изложенного в апелляционной жалобе и отзыве.
Правительство Свердловской области явку своего представителя в суд не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Екатеринбурга от 11.11.1993 N 603-а Акционерному обществу энергетики и электрификации "Свердловэнерго" переоформлен акт бессрочного пользование земельным участком общей площадью 24,5 га по пр. Космонавтов под существующие здания и сооружения, о чем выдано свидетельство от 14.02.1994 N 773-с.
ОАО "Свердловэнерго" реорганизовано в ОАО "Свердловская генерирующая компания" право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перешло к ОАО "Свердловская генерирующая компания", которое в дальнейшем реорганизовано путем присоединения к ОАО "ТГК-9".
Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перешло к ОАО "ТГК-9".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.06.2006 ОАО "ТГК-9" является собственником комплекса зданий, сооружений и инженерных сетей - мазутное хозяйство, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 21, на территории Свердловской ТЭЦ.
Земельный участок площадью 51 800 кв.м., с кадастровым номером 66:41:0110019:22, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 21, с разрешенным использованием - земли под сооружениями эн6ергосиситем, поставлен на кадастровый учет.
Из кадастрового паспорта земельного участка площадью 51 800 кв. м с кадастровым номером 66:41:0110019:22 от 30.12.2009 N 6641/220/09-68061 следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 251 199 956 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4849,42 руб. / кв. м., разрешенное использование - земли под сооружениями энергосистем, земельный участок принадлежит правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, спорный земельный участок отнесен к девятому виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения).
Полагая, что орган кадастрового учета допустил кадастровую ошибку, неверно воспроизведя определенные удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:22, соответствующие девятому виду разрешенного использования, заявитель направил в адрес Управления Росреестра письмо от 05.07.2010 N 6001-05-2/1245 с требованием исправить допущенную кадастровую ошибку в отношении спорного земельного участка, исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков 10 группы видов разрешенного использования, поскольку земельный участок относится именно к данной группе видов разрешенного использования.
Управление Росреестра в письме от 13.07.2010 N 29-13/143/29941 указало заявителю, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", утвердившего средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по группам видов разрешенного использования, в ходе проверки сведений государственного кадастра недвижимости по указанному земельному участку не выявлено оснований для принятия решения об исправлении технической ошибки или решения о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Ссылаясь на то обстоятельство, что действия Управления Росреестра, выразившиеся в отказе исправить кадастровую ошибку о виде разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка, нарушают права ОАО "ТГК-9" в сфере экономической деятельности, поскольку неправильное отнесение земельного участка к девятому виду разрешенного использования повлекло за собой существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка и необходимость уплаты завышенной суммы земельного налога, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является одновременное наличие двух условий - несоответствие действий (ненормативного акта) закону и нарушение прав заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу п.11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Правительством Свердловской области принято постановление от 19.12.2008 N 1347-ПП, которым по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в отношении спорного земельного участка проведена государственная кадастровая оценка, ее результаты отражены в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Спорный земельный участок был отнесен к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
В соответствии с информацией, содержащейся в свидетельстве на право постоянного (бессрочного) пользования, постановлении главы администрации г. Екатеринбурга от 11.11.1993 N 603-а, земельный участок был предоставлен для эксплуатации зданий и сооружений.
Из материалов дела усматривается, что имеющиеся на территории земельного участка здания и сооружения входят в состав единого технологического комплекса Свердловской ТЭЦ (мазутное хозяйство), осуществляющего производство и передачу электрической и тепловой энергии, что подтверждается Положением о производственной площадке "Свердловская ТЭЦ" и соответствует положениям Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса".
Между тем, в соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в 9 группу видов разрешенного использования входят земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к 10 группе видов разрешенного использования.
Следовательно, по целевому назначению и виду функционального использования спорный земельный участок не подпадает под перечень земельных участков, отнесенных к девятому виду разрешенного использования, и относится к десятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Судом первой инстанции указанная ошибка в сведениях оценена как кадастровая.
В ст. 28 Закона о кадастре регламентирован порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
При этом законодатель различает техническую ошибку, которая представляет собой ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, которая привела к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), а также кадастровую ошибку в сведениях, которая определена как воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Кадастровую ошибку в сведениях орган кадастрового учета исправить самостоятельно не может.
Такая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Поскольку внесение сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре), следовательно, решение кадастрового органа о необходимости устранения кадастровой ошибки в этих сведениях должно направляться в орган, принявший документ, поступивший в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, и на основании которого внесены сведения в кадастр.
Суд первой инстанции, установив, что Управлением Росреестра в кадастровых сведениях о спорном земельном участке в части сведений о его виде разрешенного использования и кадастровой стоимости, внесенных на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, которую ответчик самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устранить не может, правомерно указал на необходимости ее устранения путем направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель.
При этом, принимая во внимание, что Управление Росреестра письмом от 13.07.2010 N 29-13/143/29941 указало заявителю об отсутствии оснований для принятия соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, арбитражный суд правомерно признал указанное действие ответчика незаконным, как не соответствующее ст. 28 Закона о кадастре недвижимости, и в соответствии ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал Управление Росреестра в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях и направить в соответствующий орган.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал отказ Управления, выразившийся в неисправлении кадастровой ошибки, состоящей в несоответствии содержащихся в государственном кадастре сведений о виде (группе) разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка, незаконным.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие данный вывод, с учетом изложенного признаются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела. При этом иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о его неправильном применении судом.
Довод Управления Росреестра о том, что действие Управления по неисправлению кадастровой ошибки не имело места, поскольку данная ошибка выявлена не была, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Не может быть принят во внимание довод о том, что ОАО "ТГК-9" не обращалось в орган кадастрового учета с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, определив его как "для эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с профилем предприятия".
Необоснованным признается указание заявителя жалобы и третьего лица на отсутствие нарушения прав заявителя, поскольку ОАО "ТГК-9" является заинтересованным лицом, изначально имеющим право на указание в государственном кадастре недвижимости объективных и достоверных сведений в отношении земельного участка, которым данное лицо владеет. Непринятие мер, направленных на устранение выявленной кадастровой ошибки, свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что ОАО "ТГК-9" не доказано его право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, а также нахождение на этом земельном участке комплекса энергетики, подлежит отклонению с учетом изложенного выше. Арбитражный суд апелляционной инстанции признает значимым то, что земельный участок изначально был предоставлен именно для эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с профилем предприятия. Изложенное позволяет отнести спорный земельный участок к 10 группе видов разрешенного использования.
Необоснованным является и указание заявителя жалобы на то, что результат государственной кадастровой оценки земельного участка не может быть оспорен отдельно без признания недействительным нормативного правового акта, утвердившего данный отчет, поскольку порядок устранения кадастровой ошибки предусмотрен законом.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 28.10.2010 является законным и обоснованны и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 по делу N А60-29789/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29789/2010
Истец: ООО "Территориальная генерирующая компания N 9"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Правительство Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"