04 июля 2011 г. |
Дело N А55-6146/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Степановой Ю.В. с участием:
от ООО "ЗИЛ-Запчасть" - представителя Орешина П.Ю., доверенность от 29 марта 2011 года N 3,
от Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Самарской области - представителя Краснова В.Б., доверенность от 16 декабря 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2011 года апелляционную жалобу ООО "ЗИЛ-Запчасть"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2011 года по делу N А55-6146/2011, судья Стенина А.В., принятое по заявлению ООО "ЗИЛ-Запчасть", ИНН 6382054430, ОГРН 1086382000055, Самарская область, Ставропольский район, с.Тимофеевка, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 18 марта 2011 года N 36-11/91 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЗИЛ-Запчасть" (далее - ООО "ЗИЛ-Запчасть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ ФСФБН в Самарской области, административный орган) от 18 марта 2011 года N 36-11/91 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Решением суда от 10 мая 2011 года в удовлетворении заявления обществу отказано на том основании, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
В апелляционной жалобе ООО "ЗИЛ-Запчасть" просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, отсутствие вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФСФБН в Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в Самарской области при рассмотрении документов, представленных ООО "ЗИЛ-Запчасть" выявлено нарушение п.2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", а именно: несвоевременное представление в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах от 05 июля 2010 года по ГТД N 10110080/260510/0009884 при исполнении договора поставки N 21 от 19 августа 2009 года (ПС N09100006/1481/1260/2/0).
По данному факту административным органом 03 марта 2011 года составлен протокол об административном правонарушении N 36-11/91, на основании которого 18 марта 2011 года временно исполняющей обязанности заместителя руководителя ТУ ФСФБН в Самарской области Николаевой Е.В. было вынесено постановление N 36-11/91 о привлечении ООО "ЗИЛ-Запчасть" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с ч.6 ст.15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Из материалов дела усматривается, что 19 августа 2009 года ООО "ЗИЛ-Запчасть" (покупатель) и Changchun Yidong Clutch CO., LTD (поставщик), Китай, заключили договор поставки N 21, согласно которому поставщик обязуется передавать товар по заявкам покупателя. Базовые условия поставки: железнодорожным транспортом на условиях CIP Тольятти, Россия, либо CIP Москва, Россия (Инкотермс 2000). Общая предварительная сумма договора составляет 1 000 000,00 долларов США. Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до 31 декабря 2010 года. Место составления договора - г.Москва.
На основании договора поставки N 21 от 19 августа 2009 года в уполномоченном банке Сбербанк России (ОАО) Автозаводское отделение N 8213 ООО "ЗИЛ-Запчасть" 13 октября 2009 года оформило паспорт сделки N 09100006/1481/1260/2/0. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31 декабря 2010 года, общая сумма контракта - 1 000 000 долларов США.
В рамках данного договора ООО "ЗИЛ-Запчасть" импортировало товар по грузовой таможенной декларации N 10110080/260510/0009884 на сумму 50950,00 долларов США.
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Справка о подтверждающих документах установлена Центральным банком Российской Федерации в качестве формы учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, Указанием от 10 декабря 2007 года N 1950-У, вступившим в законную силу 27 января 2008 года.
В соответствии с п.2.1 Положения Центрального банка РФ от 01 июня 2004 года N 258-П N "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Пункт 2.2 Положения N 258-П предусматривает, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
Согласно п.2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
Согласно отметке Щелковской таможни "выпуск разрешен" в графе "Д" на ГТД N 10110080/260510/0009884 датой выпуска таможенными органами территорию РФ товаров является 26 мая 2010 года.
Следовательно, в соответствии с требованиями п.2.4 Положения ЦБ РФ от 01 июня 2004 года N 258-П ООО "ЗИЛ-Запчасть" обязано было представить в уполномоченный банк - Сбербанк России (ОАО) Автозаводское отделение N 8213 (юридический адрес: 445027, Самарская область, ул. Юбилейная, 55) справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы до 10 июня 2010 года включительно.
Заявителем справка о подтверждающих документах от 05 июля 2010 года представлена в уполномоченный банк 05 июля 2010 года, что подтверждается сопроводительным письмом уполномоченного банка от 04 февраля 2011 года исх. N 13-2727. Просрочка составила - 24 дня.
Таким образом, ООО "ЗИЛ-Запчасть" допущено нарушение п.2 ст.24 Федерального закона N 173-ФЗ, п.2.4 Положения N 258-П, выразившееся в несоблюдении установленных сроков представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк.
Заявителем признается факт административного правонарушения. Однако заявитель указывает на правонарушения, допущенные административным органом при вынесении данного постановления, что, по мнению заявителя, является основанием для признания постановления незаконным и его отмене.
Доводы о том, что постановление от 18 марта 2011 года N 36-11/91 вынесено неуполномоченным должностным лицом и что ТУ ФСФБН в Самарской области был неправильно определен субъект административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении 18 марта 2011 года Николаева Е.В. действовала на основании приказа от 07 апреля 2010 года N 230 л/с, в соответствии с которым на Николаеву Е.В. с 09 апреля 2010 года было возложено временное исполнение обязанностей заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области.
Таким образом, постановление от 18 марта 2011 года N 36-11/91 вынесено уполномоченным должностным лицом, которое обладало полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении.
Общество является самостоятельным субъектом административной ответственности и отвечает за ненадлежащее исполнение обязанностей его сотрудниками, поскольку ч.3 ст.2.1 КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица характеризуется наличием у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
На заявителе лежит обязанность по соблюдению порядка представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины ООО "ЗИЛ-Запчасть" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, не установлены.
Как видно из материалов дела, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых административная ответственность предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, однако обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, наличие в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения материалами дела подтверждается.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения опровергаются материалами дела. Допущенное работником общества неисполнение возложенных на него обязанностей в данном случае повлекло нарушение со стороны общества как юридического лица. Доказательств надлежащего контроля со стороны органов управления общества за соблюдением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям в материалы дела не представлено. Вина работника юридического лица не исключает ответственности самого юридического лица за допущенное правонарушение. Ссылаясь на отсутствие вины общества в совершении правонарушения, ООО "ЗИЛ-Запчасть", тем не менее, признает отсутствие в обществе должного контроля за своевременным исполнением работниками должностных обязанностей в части подготовки и предоставления в установленные сроки справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк (протокол N 5 внеочередного общего собрания участников ООО "ЗИЛ-Запчасть").
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности в связи с неизвещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении необоснованны.
Как видно из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "ЗИЛ-Запчасть" было извещено административным органом по адресу: Самарская область, Ставропольский район, п.с.т.Тимофеевка, ул.Полевая, 43. Данный адрес указан в качестве места нахождения ООО "ЗИЛ-Запчасть" в уставе общества, который был представлен суду апелляционной инстанции на обозрение.
Довод общества о том, что Зернов, получивший уведомление административного органа, не является сотрудником общества, не принимается, поскольку право на получение корреспонденции может быть предоставлено не только сотрудникам, но и иным лицам. Кроме того, указанное лицо (Зернов) за общество также получало иную корреспонденцию от административного органа и суда.
При таких обстоятельствах административным органом приняты все необходимые меры по извещению общества о времени и месте как составления протокола, так и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В связи с изложенным нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном случае заявителю с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения назначено административное наказание, соответствующее минимальному пределу санкции ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 10 мая 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2011 года по делу N А55-6146/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЗИЛ-Запчасть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6146/2011
Истец: ООО "ЗИЛ-Запчасть"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6529/11