г. Киров
25 апреля 2011 г. |
Дело N А29-7778/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Борисова Н.Ю., действующего на основании доверенности от 8.04.11,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 по делу N А29-7778/2010, принятое судом в составе судьи Тугарева С.В.,
по иску Комитета лесов Республики Коми в лице государственного учреждения Республики Коми "Вуктыльское лесничество"
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) ,
об истребовании имущества,
установил:
Комитет лесов Республики Коми в лице государственного учреждения Республики Коми "Вуктыльское лесничество" (далее - Комитет лесов, истец, заявитель) обратился с иском в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала открытого акционерного общества "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада", ответчик) об обязании вернуть лесной участок, переданный ответчику в аренду по договору от 20.02.2009 N С0990503/07/09-АЗ на основании акта приема-передачи, в состоянии, предусмотренном пунктом 6.4.5 договора.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, обязать арендатора вернуть лесной участок, переданный на основании акта приема-передачи к договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от 20.02.2009 N С0990503/07/09-АЗ в состоянии, предусмотренном п. 6.4.5 договора, лесным и гражданским законодательством РФ.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции необоснованно, т.к. принято при неправильном применении норм материального права, а именно неправильном истолковании закона, незаконно, нарушает принципы Конституционного строя РФ и действующего Гражданского законодательства в части приоритета Федеральных Законов перед нормативными и подзаконными актами. Заявитель указывает, что ответчику было передано 2 земельных участка (площадью 48,6528 га и площадью 0,1957 га) по 2 договорам аренды (от 20.02.2009 N С0990503/07-09-АЗ и от 20.02.2009 N С0990503/06-09-АЗ), а не один участок, как указано в решении суда. Заявитель считает, что ссылка на приказ Минприроды N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" в данном случае не подлежит применению, поскольку в силу п. 6 ст. 21 Лесного кодекса РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации. Кроме того, пунктом 6.4.5 договора предусмотрено, что после окончания срока его действия арендатор обязан передать по акту приема-передачи участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства с проведенными мерами по технической и биологической лесной рекультивации. Срок действия договора истек 12.11.2009, а обязательства, предусмотренные п. 6.4.5 договора арендатором не исполнены, земли арендодателю - Комитету лесов не возвращены. Заявитель также обращает внимание, что письмом от 06.10.2010 акт приема-передачи лесного участка был направлен ГУ "Вуктыльское лесничество", которое не является арендодателем по договору. Также заявитель отмечает, что никакие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя, закрепленным в главе 1 Конституции (п.2 ст. 16 Конституции РФ) или согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах должны соответствовать ГК РФ.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение соответствующим нормам материального права, просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на то, что истец не представил доказательств при рассмотрении исковых требований, что арендованный участок действительно нуждается в рекультивации, либо иных восстановительных работах, пункт 6.4.5 договора противоречит действующему законодательству, ответчик неоднократно обращался к истцу с целью возврата арендованного земельного участка, однако арендодатель уклоняется от его принятия.
При рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 04.04.2011, по ходатайству заявителя рассмотрение дела было отложено на 18.04.2011.
После отложения заседания ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.02.2009 между Комитетом лесов (арендодатель) и ОАО "МРСК Северо-Запада" (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры N С 09900503/07/09-АЗ и N С 0990503/06/09-АЗ с протоколами разногласий, по условиям которых арендодатель передает, а арендатор принимает лесной участок земель лесного фонда площадью 48,6528 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Вуктыльский район, ГУ "Вуктыльское лесничество", Вуктыльское участковое лесничество, кварталы NN 16,17, 33 -38, 47-50 в краткосрочную аренду до 1 года для эксплуатации и обслуживании линии электропередач ВЛ-6кВ Вуктыл-Лемтыбож, кадастровый номер квартала, в котором расположен арендуемый земельный участок -11:17:03 01 001, а также лесной участок площадью 0,1957 га, находящийся по тому же адресу (разделы 1 договоров).
Срок действия договора согласован сторонами в пунктах 3.1 договора и составляет с 13.11.2008 по 12.11.2009 (договор аренды N С 09900503/07/09-АЗ) и с 13.11.2008 по 10.11.2057 (договор аренды N С 0990503/06/09-АЗ).
По пунктам 6.4.5 договоров арендатор после окончания срока действия договора обязался передать по акту приема-сдачи лесной участок земель лесного фонда арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства с проведенными мерами по технической и биологической лесной рекультивации.
В приложениях к договорам содержатся согласованные сторонами: схема расположения лесного участка (приложение N 1), характеристика лесного участка и его насаждений (приложение N 2), цели и объемы использовании лесов на арендуемом лесном участке (приложение N 3), объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке (приложение N 4), расчет арендной платы (приложение N 5), акт приема-передачи лесного участка в аренду (приложение N 6),кадастровые номера лесного участка (приложение N 7).
Договор аренды N С 09900503/07/09-АЗ прошел в установленном порядке государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 26.08.2009, номер регистрации 11-11-17/050/2009-417.
В ответ на претензионное письмо Комитата лесов от 08.07.2010 N 08/341 о необходимости принятия мер к сдаче участка арендодателю с проведенными мерами рекультивации ОАО "МРСК Северо-Запада" письмом от 19.08.2010 N 52-119/4980 сообщило, что акты приема передачи арендуемого участка по окончании срока действия договора были представлены в ГУ "Вуктыльское лесничество, однако подписанный экземпляр в адрес арендатора возвращен не был.
Кроме того, материалы дела содержат письмо государственного учреждения Республики Коми "Вуктыльское лесничество" от 22.10.2010 N 1219, адресованное филиалу ОАО "МРСК Северо-Запада", из которого следует, что в подписании акта приемо-передачи лесного участка земель лесного фонда отказано ввиду невыполнения арендатором п. 6.4.5 договора аренды от 20.02.2009 N С0990503/07/09-АЗ.
Письмом от 08.12.2010 N 52-119/7014 ОАО "МРСК Северо-Запада" пригласило представителя Комитета лесов 15.12.2010 в ГУ "Вуктыльское лесничество" для составления и подписания акта приемо-передачи лесного участка в связи с окончанием срока аренды по договору N N С0990503/07/09-АЗ.
В ответ на запрос арендатора от 14.12.2010 N 52-102/7095 государственного учреждения Республики Коми "Вуктыльское лесничество" письмом от 15.12.2010 N 1317 сообщило, что приемо-передача лесного участка в ГЛФ производится после предоставления акта приемки выполненных работ по технической рекультивации, проведение приемки возможно только в бесснежный период, факт использования лесного участка по договору N С 0990503/07/09-АЗ от 20.02.2009 подтверждается предоставлением лесной декларации.
Письмом от 22.12.2010 N 1332 государственное учреждение Республики Коми "Вуктыльское лесничество" повторно сообщило ОАО "МРСК Северо-Запада" (в ответ на письмо от 14.12.2010 N 52-102-7095) об отказе в согласовании акта приемо-передачи лесного участка по причине невыполнения арендатором п. 6.4.5 договора аренды
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Статьей 622 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора при прекращении договора аренды вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ эксплуатация линий электропередачи является самостоятельным видом использования лесов.
Частью 1 статьи 45 ЛК РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Согласно части 5 статьи 21 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 143-ФЗ) в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу части 2.1 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Положениями части 4 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено иное, а именно, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
На основании ч. 6 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
В соответствии с п. 3 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно п. 5 названного Приказа рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Из материалов дела не следует и сторонами не представлено доказательств того, что указанные работы проводились на арендуемом ответчиком участке.
Напротив, представленные ответчиком документы свидетельствуют о том, что линия ВЛ-6кВ Вуктыл-Лемтыбож находится в эксплуатации с 2003 года; работы, связанные с повреждением земельного слоя, в период аренды на участке не проводились.
Доводы заявителя о том, что переданные по договорам N С 09900503/07/09-АЗ и N С 0990503/06/09-АЗ лесные участки являются самостоятельными, не соответствуют обстоятельствам дела. Из приказа Комитета лесов Республики Коми от 13.11.2008 N 686-АР следует, что истцом принято решение о предоставлении ответчику в аренду лесного участка для эксплуатации и обслуживания линии электропередач ВЛ-6кВ Вуктыл-Лемтыбож площадью 48, 8485 га (сроком на 1 год), в том числе 0,1957 га (сроком до 49 лет).
Возражения заявителя об уклонении ответчика от возврата участка и отсутствии у ГУ "Вуктыльское лесничество" полномочий на его принятие противоречат материалам дела: в ответ на обращение ответчика от 08.12.2010 N 52-119/7014 о направлении полномочного представителя для составления и подписания акта приемо-передачи лесного участка лесного фонда в связи с окончанием срока аренды по договору от 20.02.2009 N С 0990503/07/09-АЗ, истец письмом от 10.12.2010 N 07/5878 сообщил, что Комитет лесов будут представлять руководитель ГУ "Вуктыльское лесничество" Червятин П.А. и заместитель руководителя ГУ "Вуктыльское лесничество" Дмитриев В.Н.
Ранее ответчик письмом от 06.10.2010 N 52-102/5874 уже направлял для подписания акт приема-передачи в ГУ "Вуктыльское лесничество", которое от подписания акта приема-передачи отказалось (письмо от 22.10.2010 N 1219).
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что ни законом, ни договором не предусмотрено право арендодателя отказываться от приема предмета аренды в связи с прекращением договора.
Требований о взыскании убытков в виде стоимости работ по проведению мероприятий по рекультивации земель истцом не заявлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, их обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Отказ арендодателя принять по акту у ОАО "МРСК Северо-Запада" спорный лесной участок нарушает принцип свободы договора и равенства его участников и свидетельствует об отсутствии факта нарушения ответчиком прав истца, за защитой которых он обратился в суд.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого заявителем судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 по делу N А29-7778/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
О.П. Кобелева |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7778/2010
Истец: Комитет лесов РК, Комитет лесов РК в лице Зам.руководителя ГУ Вуктыльское лесничество В. Н. Дмитриев
Ответчик: ОАО МРСК Северо- Запада
Третье лицо: ОАО "Комиэнерго"