г. Саратов |
|
04 июля 2011 г. |
Дело N А57-15870/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Ефименко С.А. по доверенности от 06.06.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стэк-Авто" (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от "11" апреля 2011 года по делу N А57-15870/2010, принятое судьей Пузиной Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стэк-Авто" (г. Саратов)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 2135 от 07.09.2010 г.. недействительным и обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" принять решение о согласовании с ООО "Стэк-Авто" размещения объекта - салона по продаже автомобилей,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2011 г.. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Стэк-Авто" (далее - ООО "Стэк-Авто") о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) N 2135 от 07.09.2010 г.. об отказе ООО "Стэк-Авто" в размещении объекта - салона по продаже автомобилей на земельном участке площадью 36997 кв.м по адресу: г.Саратов, Московское шоссе в Ленинском районе и обязании Администрации принять решение о согласовании с ООО "Стэк-Авто" размещения указанного объекта на земельном участке площадью 36997 кв.м по адресу: г.Саратов, Московское шоссе в Ленинском районе, в границах, указанных в схеме расположения земельного участка от17.06.2009 г.. N 274-04, в течении пяти дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу
ООО "Стэк-Авто", не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрация возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Общества, Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителя Администрации, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.03.2010 г.. ООО "Стэк-Авто" обратилось к главе Администрации с заявлением в порядке ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о выборе земельного участка предполагаемой площадью 36997 кв.м с предполагаемым адресом: г.Саратов, Московское шоссе в Ленинском районе для строительства и о предварительном согласовании места размещения объекта-автосалона.
07.09.2010 г.. Администрацией вынесено постановление N 2135 об отказе ООО "Стэк-Авто" в размещении объекта в Ленинском районе - салона по продаже автомобилей на земельном участке площадью 36997 кв.м. расположенным по адресу: г.Саратов, Московское шоссе в Ленинском районе, в границах, указанных в схеме расположения земельного участка от 17.06.2009 г.. N 274-04.
Основанием для отказа ООО "Стэк-Авто" в размещении объекта в Ленинском районе явилось то обстоятельство, что участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки) и частично в границах территорий общего пользования.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка - "размещение салона по продаже автомобилей" в территориальной зоне Ж-1 не предусмотрен, использование земельного участка, расположенного в границах территорий общего пользования, для строительства не допускается.
ООО "Стэк-Авто", считая оспариваемое постановление незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что при обращении Общества с заявлением о выборе земельного участка и на момент вынесения решения по делу земельный участок частично расположен в границах территорий общего пользования, где использование земельного участка для строительства не допускается, в связи с чем Администрация правомерно оспариваемым постановлением отказала ООО "Стэк-Авто" в размещении объекта - салона по продаже автомобилей.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими закону и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии со ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного учета в порядке, установленном федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Саратов, Московское шоссе в Ленинском районе, площадью 36997 кв.м в границах, указанных в схеме расположения земельного участка от 17.06.2009 г.. N 274-04, частично находится в территориальной зоне инженерной и транспортной инфраструктур ИТ-1 (зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания легкового транспорта), что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденной решением Саратовской городской Думы N 27-280 от 29.04.2008 г.. и сторонами не оспаривается.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г.. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Саратовской области от 09.10.2006 г.. N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области", Уставом муниципального образования "Город Саратов", Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г.. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила землепользования и застройки).
Правилами землепользования и застройки предусмотрено размещение в территориальной зоне "ИТ-1" объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Судом первой инстанции установлено, что указанный земельный участок частично расположен в территориальной зоне ИТ-1 - зона предприятий городского транспорта и объектов обслуживания легкового автотранспорта, которая является основной территориальной зоной для данного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что вывод Администрации о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, послуживший основанием для вынесения оспариваемого постановления, является неправомерным.
Однако указанный ошибочный вывод Администрации не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", решением от 27.04.2010 N 50-595 внесены изменения.
Указанные решения опубликованы в газете "Саратовская панорама" от 17.05.2008 г.. N 54 (303) и от 19.05.2010 г.. N 46 (563) соответственно, в судебном порядке не оспорены и в настоящее время действуют.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Согласно пункту 2.1 Правил землепользования и застройки в городе введена система регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Согласно ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в разных территориальных зонах, не допускается.
В материалы дела Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" представлен фрагмент Карты градостроительного зонирования города, согласно которому испрашиваемый участок частично расположен в пределах территории общего пользования (условное обозначение на карте - ОП, табл. 3.1. Правил).
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, расположенные в пределах территорий общего пользования.
Таким образом, формирование земельного участка в границах, запрашиваемых Обществом, не отвечает требованиям градостроительного законодательства, поскольку рассматриваемый участок частично расположен в пределах территории общего пользования.
18.11.1997 г.. Администрацией города Саратова принято постановление N 717 "О разработке раздела Генерального плана города Саратова "Схема транспортного развития города" и приоритетных направлениях в решении транспортных проблем", при разработке указанной документации было постановлено принять за основу "Схему транспортного развития г. Саратова", разработанную институтом "ЦНИИП Градостроительства" при участии института "Саратовгражданпроект".
Решением Саратовской городской Думы от 23.06.1998 г. N 21-191 "Об утверждении "Схем функционального зонирования и транспорта к Генеральному плану города Саратова" (решение опубликовано в газете Саратовская мэрия 03-09.07.98, N 27(271) были утверждены соответствующие схемы, предусматривающие развитие транспортной инфраструктуры, в том числе расширение существующих и строительство новых объектов транспортной инфраструктуры, основных магистралей и дорог иных категорий города в определенных параметрах.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г.. N 25-240 утвержден Генеральный план города Саратова, пунктом 3 данного решения признано утратившим силу решение Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21 -191 "Об утверждении "Схем функционального зонирования и транспорта к Генеральному плану города Саратова".
При утверждении Генерального плана города Саратова положения указанного решения N 21-191 от 23.06.1998 г.. были учтены в соответствующих схемах Генерального плана, являющихся приложением к соответствующему решению Саратовской городской Думы.
Из карты (схемы) городских магистралей и транспорта к Генеральному плану города Саратова (Приложение N 5) следует, что Московское шоссе планируется как городская скоростная дорога.
В соответствии с СниП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Постановление Госстроя СССР от 16.05.1989 расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл. 8*, согласно которой ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог принимается, м : магистральных дорог составляет 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.
Принимаемая и планируемая в градостроительной документации ширина Московского шоссе составляет 60м, что является усредненным и допустимым показателем.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что положения Правил землепользования и застройки в данной части соотносятся с территориальным планированием города, принятым при утверждении Генерального плана города Саратова, в связи с чем принятие решения о предоставлении земельного участка в запрашиваемом Обществом виде приведет не только к нарушению действующего законодательства, но и к невозможности реализации Генерального плана города.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при обращении Общества с заявлением N 1971 от 24.03.2010 г.. о выборе земельного участка, предполагаемой площадью 36997кв.м с предполагаемым местоположением: г.Саратов, Московское шоссе в Ленинском районе, и на момент вынесения решения по делу, земельный участок частично расположен в границах территорий общего пользования, где использование земельного участка для строительства не допускается. В этой связи отказ в размещении объекта - салона по продаже автомобилей на земельном участке площадью 36997кв.м, расположенном по адресу: г. Саратов, Московское шоссе в Ленинском районе в границах расположения земельного участка от 17.06.2009 N 274-04 является правомерным.
Довод Общества, что отсутствие утвержденного и опубликованного в установленном законом проекта детальной планировки территории не позволяет сделать вывод о том, что утверждение красных линий произошло в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, апелляционной инстанцией отклоняется как не подтвержденный материалами дела и противоречащий вышеизложенным правовым нормам.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении решения полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального или процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного Саратовской области от "11" апреля 2011 года по делу N А57-15870/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15870/2010
Истец: ООО "СТЭК-АВТО"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостороительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостороительству Администрации муниципального образования "Город Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3973/11